Запив чернику кофейком, мы выдвинулись в сторону Сунндалсоры (Sunndalsora), которую надлежало использовать в тактических целях: заправить Енота бензином по 75 рэ за литр, разменять тысячу крон, щедро выданную московским Сбербанком одной купюрой, и совершить набег на продуктовый магазин. Удачно потратив на все великие дела минимальное количество времени, мы застряли у шлагбаума, закрывающего путь к горной дороге Ауршьёвеген (Aursjøvegen).
Норвежские информационные сайты обещали, что Aursjøvegen по части захватывающих пейзажей заткнет за пояс все другие норвежские дороги. За эти свои виды и особенно за высокогорный отрезок длиной 55 км от Sunndalsøra к Eidsvåg дорога Ауршьёвеген включена в список туристических норвежских дорог. А раз красивая и в список включена, то грех с проезжающих денег не взять. Хотя сознательные проезжающие должны понимать, за что берут деньги - построенная в 1947 году для проезда к строящейся электростанции Aura дорога сейчас по большому счету никому не нужна, и поддерживают ее в рабочем состоянии исключительно в туристических целях.
И вот теперь мы стояли у шлагбаума, закрывающего путь к высокогорному счастью. Чтобы уговорить шлагбаум нас пропустить, надо было кинуть в автомат 70 крон или скормить ему кредитку. Пришло время самокритично обозвать себя словами, которые в приличном обществе вслух говорить не принято: про 70 крон я знала заранее, и догадаться, что из полученных при размене купюр достоинством в 100 крон и монет в 50 искомые 70 никак не сложатся, можно было еще в Сунндалсоре. Считывать же мою чипованную карту аппарат отказывался. Мы попробовали прокатывать ее четырьмя разными способами – быстро, медленно, очень быстро и очень медленно. Шлагбаум меланхолично молчал.
Следом приехали немцы на кемпере. У них с картами было лучше – аж четыре штуки на выбор. Мы притаились рядом, наблюдая. Немцы напряглись, но ничего не сказали. Прокатав все четыре немецких карты всеми четырьмя упомянутыми способами, собратья по шлагбауму получили аналогичный нашему результат и присоединились к наблюдающим: к шлагбауму подъезжала машина с голландскими номерами.
Голландия – страна веселых людей. Голландский товарищ изучил надписи на автомате и начал с энтузиазмом идиота методично тыкать пальцами во все кнопки подряд. Денег автомату, что характерно, не предлагал ни в каком виде. Шлагбаум молчал, голландец не расстраивался. Голландский сизоватый дух свободы прибавляет гражданам своей страны радостного оптимизма даже на больших расстояниях от родины.
Обратно в Сунндалсору мы отправились вместе: голландец – не знаю зачем, мы, решив, что в игре «кто кого перестоит» у нас со шлагбаумом изначально неравные шансы, - поменять очередную купюру, на сей раз достоинством в 100 крон. «Ты уж поменяй там побольше, второй раз я точно никуда возвращаться не стану!» - назидательно дал пинка муж. Я выполнила наказ буквально – всю оставшуюся Норвегию мы бренчали мелочью, не зная, куда ее пристроить. А потому что надо правильно формулировать. «Дорогая, разменяй двести крон!» - это правильный запрос, а «жена, приготовь чего-нибудь на ужин» - гарантированно неверный.
К тому времени как мы, звеня монетами, гордо появились у шлагбаума, погода окончательно испортилась. На высокогорном участке ветер сбивал с ног, вызывая слезы градом. Можем на полном основании заявлять, что вдвоем рыдали над суровой норвежской природой природой . Приноровившись, на ветер можно было падать всей тушкой. Это движение нисколько не изменяло положения в пространстве – наши тела ветер удерживал с завидной легкостью. С дамбы муж с помощью раздуваемых ветром предметов гардероба почти собрался взлетать, пришлось оперативно отлавливать эту Мэри Поппинс в мужском обличьи.
На Ауршьёвеген мы столкнулись с настоящей северной природой – суровой, бескомпромиссной и именно этим прекрасной. Эта природа была далека от открыточных видов рекламных буклетов, она не ложилась нарядными картинками на флэшку фотоаппарата. Но она завораживала. Ошеломляла мощью. Постоянно останавливаясь, на 121 грунтовый километр мы потратили несколько часов.