Прежде чем приступать к рассказу об официальном центре Хельсинки, имеет смысл немножко вспомнить, как Хельсинки начинался,откуда здесь вообще взялись русские, и почему столица Финляндии вдруг оказалась в богом забытом Гельсингфорсе.
Вся эта территория много столетий принадлежала шведам. Столица провинции находилась в Або (Турку), а в устье реки Вантаа шведский король Густав Васа в 1550 году основал небольшое поселение, переместив туда горстку жителей Порвоо (район, где всё это происходило, мы еще посмотрим). Место было выбрано не самое удачное - кораблям из-за шхер и мелей подойти к новому поселению было весьма затруднительно. Тогда город перенесли на несколько километров южнее, непосредственно на берег залива. Городишко был самый завалящий - деревянный, постоянно горевший и страдавший от эпидемий чумы. Строительство в середине восемнадцатого века крепости Свеаборг (Суоменлина) внесло в жизнь Гельсингфорса новую струю. Город оказался при деле - при крепости.
Начиная с Петровских времен российская политика на Балтике длалась всё агрессивней - Гельсингфорс русские брали четырежды, но удержали только в последний раз - в 1808 году во время очередной Русско-Шведской войны. По мирному договору 1809 года Финляндия отошла к России. Почему Александр Первый перенес столицу в провинциальный Хельсинки, объяснить довольно сложно. Возможно хотел держать столицу под контролем русского гарнизона Свеаборга - любые беспорядки были бы подавлены очень быстро. Может быть, вдохновляясь примером великого предка, захотел построить практически с нуля новый идеальный город и сделать его западной витриной империи. Тут надо признать, что русские цари повели себя в Финляндии гораздо приличнее, чем в России, даровав новому Великому княжеству Финляндскому разные вольности, а потом и вовсе конституцию. Не говоря уже о том, что крепостного права здесь не было и, к счастью, не появилось.
Зато появились в изобилии инженеры и строители. Взрывали скалы, привозили грунт, прокладывали улицы, возводили дома, сажали деревья. Сейчас Хельсинки выглядит, как настоящее "дитя природы" - кажется, что так было всегда. Но на самом деле всё это чистое торжество духа и разума. Военный инженер Эренстрём занимался перепланировкой и градоустройством, а для строительства был приглашен архитектор Карл Людвиг Энгель. Именно ему Хельсинки обязан своим "имперским центром". Эта часть города действительно выглядит кварталом Петербурга, чудом перенесенным на север (только гораздо более ухоженным, надо заметить). Получилось хорошо. Настолько хорошо, что даже плохо - не будь у Хельсинки такого центра, не было бы и неуместных сравнений его со столицей империи и упреков во вторичности.
Даже главная площадь Хельсинки носит петербургское название Сенатская. Правда, главный здесь вовсе не сенат, а собор, к которому ведет довольно крутая и очень широкая - почти в ширину всей площади - лестница.
Собор Святого Николая начал строить Энгель в 1830 году. Достроить, к сожалению, не успел, заканчивал его работу архитектор Лорман. Строительство затянулось на два десятилетия, храм был освящен только в 1852 году в честь святого покровителя императора Николая Первого. А фигуры апостолов на крыше - дар уже Николая Второго.
Хоть Сенатская площадь и упрятана в стороне от основных протоптанных дорожек, нет-нет да и занесет туда: вот вам собор в разное время суток, кому что больше приглянется. Сенатская площадь - одно из немногих мест в Хельсинки, где людно практически всегда. Еще на торговой площади Кауппатори, на Эспланадах и (на мой взгляд, очень странно) у памятника Сибелиусу.
Памятник на площади поставили уже другому императору - Александру Второму. Финнам было за что любить царя-освободителя (я, кстати, тоже держусь мнения, что Александр Второй из всех русских монархов был самым достойным): в Финляндии появилась национальная валюта, финский и шведский языки получили равный статус, развивалась экономика и инфраструктура (появилась, в частности, железная дорога до Петербурга), поддерживалась национальная культура. А в 1863 году у Финляндии появилась конституция (о которой так мечтали для России декабристы, и которой у России так и не появилось до свержения самодержавия).В общем, после убийства императора Финляндия горевала искренне. Деньги на памятник собирали всем миром. Скульптура императора и окружающие ее аллегорические статуи - работа Йоханнеса Таканена и Вальтера Рунеберга.