На вершине недостроенного Каскада:Вообще, зимой, в несезон многое, к сожалению, оказалось на реконструкции, в лесах.
У ночного Каскада
Там же наверху находится интересный парк с необычными скульптурами. Вообще в Ереване огромное число различных памятников, армяне – очень творческие люди.
Ереван - прогрессивный город. WiFi и 4G на каждом углу
4G
Это подтверждается и знаменитым ереванским Вернисажем, работающим по выходным недалеко от Площади Республики – выставкой-продажей различных изделий народных промыслов, сувениров, ювелирных украшений, картин, поделок из дерева, туфа и прочих интересных штучек. Невозможно удержаться, чтобы не купить чего-нибудь из продуктов армянского творчества. Тут я понял, зачем на рейсах AirArmenia, которыми мы летели, норма провоза багажа 32 кг. Кстати, авиакомпания очень понравилась – самолеты новенькие, все чистенькое, порции большие и вкусные, особенно на обратном рейсе, когда кормят армянской едой.
Я-то взял с собой небольшой чемоданчик, не рассчитывая, что буду везти из Армении много вещей. Как я ошибался – чемодан еле закрылся, вместив в свое видавшее виды нутро пару бутылок коньяка (15 и 20 лет – брал отцу в подарок и по заказу), пару бутылок армянского гранатового вина, а также сухофрукты, шоколадки (надо сказать, очень приличные – еще одно открытие в Армении) и ассорти орехов в шоколаде. Остальное уже не влезало в чемодан, поэтому в дьюти-фри мы прикупили еще коньяка и бутылку полюбившегося Вернашена. В отдельном пакете ручной клади у меня ехали многочисленные сувениры: ценный диск-путеводитель по Армении, различные магнитики в виде или с изображением граната – символа Армении, позабытые в ереванской квартире и спасенные сладости, картина так и не увиденного Арарата на дереве, поделки с Вернисажа – вазочка, сделанная из персиковых косточек, подсвечник-гранат из туфа, коллаж для кухни из даров армянской природы, что-то еще.
На Вернисаже:Прямо поутру 2 января на пустых улицах Еревана мы стали свидетелями проезда президентского кортежа. Даже те несчастные 10-15 машин, которые двигались в это время по улице, были остановлены, движение перекрыто, и бравые армянские гаишники бодро приветствовали проезжающего Сержа Саргсяна.
Но в Ереване есть, на что посмотреть, помимо президентского кортежа. Это и национальная картинная галерея, в которой находится самое полное собрание работ Ивана Айвазовского (урожденного Ованеса Айвазяна), и исторический музей Армении (в том же здании на Площади Республики), и Матенадаран – уникальная коллекция древних армянских и прочих рукописей, а также музей истории Еревана, упомянутый музей геноцида и экскурсия на коньячный завод.
Матенадаран
Мост к коньячному заводу Арарат
Так что все эти достопримечательности мы созерцали снаружи, прогуливаясь мимо них. А наша культурная программа в Ереване ограничилась походом в Малхаз джаз-клуб (заведение, открытое заслуженным советским джазменом Малхазом), где мы за сутки забронировали столик (он оказался у самой сцены), чтобы послушать завораживающие звуки джаза. Так мы приобщились к местному бомонду, потягивая бокал десятилетнего Ахтамара, пробуя местное пиво Арарат и растягивая заказанные блюда (кстати, почти по московским ценам). Впрочем, в цену входило и 2000 драм (170 руб) за музыку и бронь столика. По-видимому, это одно из самых крутых заведений Еревана.
К сожалению, выхода самого мастера Малхаза, который бывает обычно после часа ночи, мы не дождались, но получили огромное удовольствие от джаза, исполняемого квартетом с солисткой. Расписанная стена с автографами на выходе из клуба свидетельствует, что свое почтение Малхазу выказывают многие представители отечественного шоу-бизнеса.
Ереван – город контрастов. Чем меня поражает восточная культура – что рядом с помойкой или какими-то развалинами тут же может находиться фешенебельное заведение, ресторан, гостиница или бутик. Там это считается нормальным, а в Москве я такое себе плохо представляю. В Ереване рядом с каким-нибудь древним Запорожцем (впрочем, в хорошем состоянии, на ходу) может стоять крутое БМВ или Порше Кайен. Вообще в Армении очень много старых русских машин (Жигули, Волги, Нивы, как-то даже встретилась раритетная Победа) и подержанных иномарок.
Хотя, конечно, чувствуется, что в основной своей массе живут армяне бедненько. Они не могут позволить себе ходить по кафе и ресторанам. Средняя зарплата в стране, как сказала гид, 200-250 долларов, поэтому народ крутится как может. В глаза бросилось большое количество ломбардов в городе – думаю, не очень здоровый показатель, говорящий об экономической ситуации в стране.
Дети на трассе продают цветы, а в курортном Цахкадзоре подростки наладили другой бизнес – продают туристам свои рисунки (сколько дашь), сопровождая жалостливыми рассказами о том, что за день они продали всего одну картинку, заработали 1000 драм, а только за дорогу из Еревана, откуда они с утра приехали, они заплатили 5000, и видимо, им придется ночевать на морозе в Цахкадзоре, так как на поездку обратно они не наберут, хотя им в Ереване пообещали, что на туристах в Цахкадзоре они смогут заработать тысяч 20. А деньги они собирают на обучение живописи в Италии. В общем, пару раз мы на это купились, но встретив других таких же ребят неподалеку, все поняли. Впрочем, рисунки вполне ничего, и это действительно какой-никакой, но бизнес, а не простое побирушество.
Местные рассказали нам, что один армянин, уехавший на заработки за границу, кормит в Армении 2 семьи. Что безработица в Армении довольно высокая. В советские времена около Еревана находилось 5 крупных заводов, а сейчас все они закрыты и пустуют. А народ переквалифицировался в таксисты и охранники.
World Disneyy
1 и 2 января на улицах Еревана не было ни души. Очень странное ощущение, город будто вымер – мы посещали и осматривали многие места практически в полном уединении. По дорогам колесили одни только таксисты – их там великое множество! Ради интереса в центре города за 10 секунд посчитал число проехавших мимо нас такси – получилось 18. Поражаюсь, где они берут столько клиентов. Видимо, все-таки где-то находят, раз такое большое предложение. Цены соответствующие – проезд по городу от 500 до 1000 драм (примерно от 40 до 80 рублей). Для сравнения, поездка в автобусе или троллейбусе 50 драм (4 рубля), на метро 100 драм (8 рублей). Мы катались на такси или ходили пешком (центр города вполне в пешей доступности), а если ехать к каким-то достопримечательностям типа Матенадарана, Циценакаберда или к статуе Мать-Армения на горе в ЦПКиО Еревана, то при таком богатом предложении, такси самое удобное. Заодно можно пообщаться с очередным разговорчивым таксистом.
С кем из местных таксистов не поговоришь – либо только что из Москвы, либо работал там. Всем Москва хорошо знакома, многие жили почему-то в районе Выхино-Жулебино. Некоторым она нравится, многим – нет. Самое смешное, когда мы поймали очередное такси в Цахкадзоре, водителем был типичный армянин в летах, он стал нам рассказывать, как в Москве при Собянине сейчас плохо по сравнению с Москвой Лужкова – снег зимой, мол, стал убираться отвратительно, при прежних властях было гораздо лучше. Тут уж мы не знали, что сказать. Еще думаю, здесь сыграл роль тот факт, что Собянин искоренил малый бизнес, ликвидировав палатки, а многие армяне наверняка держали такие в Москве.
Многие жаловались, что в Москве им нет прохода от полиции. Наша правоохранители не отличают же лиц кавказской или азиатской национальности и проверяют всех без разбора.
Другой таксист в Цахкадзоре, на раздолбанной «копейке» (единственный раз, когда мы поймали такую машину за неимением выбора как в Ереване и времени), стал хвастать, что у него машина работает на бензине, а не на газу, как у всех – от газа двигатель быстро портится. Действительно, большинство таксистов в Армении ставят газовое оборудование, чтобы сэкономить.
Армения богата только некоторыми минералами и большими запасами различного камня, идущего даже на экспорт в качестве стройматериала. Однако у нее совсем нет нефти или природного газа (как в соседнем богатом, но враждебном Азербайджане), поэтому топливо страна вынуждена закупать. В основном у России, поскольку с Азербайджаном после Нагорного Карабаха 1994 года отношения так и не восстановлены, никакого сообщения и торговых отношений с ним нет.
И как нам сказали местные, закупаемый газ еще умудряются и «бодяжить», чтобы больше продать – если раньше чайник дома на газу закипал за 7 минут, теперь надо ждать 15.
Вообще политически Армения находится в кольце недругов. Прежде всего, это Азербайджан, где по рассказам, жителям с детства внушают, что армянин – главный враг Азербайджана. С другой стороны, это Турция, в отношениях с которой еще срабатывает историческая память о геноциде.
А с других сторон это Иран и Грузия. С этими странами, как я понимаю, отношения вполне нормальные. В Ереване встречалось много машин с персидскими номерами. Иранцы приезжают сюда чуть не каждые выходные и праздники, чтобы оттянуться и вырваться из плена строгих мусульманских законов. Поэтому в Армении они пьют вино, гуляют, развлекаются, купаются летом в Севане и всячески морально разлагаются. А потом, говорят, еще и наливают в бутылки из-под Кока-Колы местное вино и везут с собой контрабандой на родину.
С Грузией у армян тоже все хорошо. Летом они чаще всего проводят заграничный отпуск именно там, на море в Батуми. Ездят часто и в Тбилиси (часа 3 на маршрутке от Еревана). Единственные международные поезда, которые ходят из Еревана, отправляются как раз летом в Батуми, и зимой в Тбилиси. Железнодорожное сообщение с Россией обещают наладить к 2015 году, когда будет организован транзит через Абхазию.
В помощь маленькой Армении для защиты от возможных нападений врагов (местная армия – 150 тыс. чел.) дислоцирована российская бригада, которая помогает армянским пограничникам на иранской и турецкой границах, чтобы они могли сосредоточить свои усилия на самой проблемной границе – с Азербайджаном.
Мать-Армения