Сегодняшний день у нас был посвящен Страсбургу. К сожалению, не весь. Вечером опять предложили дополнительный заезд в Баден-Баден, поэтому Страсбург покинем раньше, чем могли бы. Но честно говоря, Страсбург помню совсем смутно, он для меня явился продолжением Кольмара, только не таким целостным. Страсбург, историческая столица Эльзаса, тоже без конца переходил от Франции к Германии и обратно, сейчас он оказался почти на самой границе этих государств. В переводе с немецкого языка Страсбург (Strasbourg) означает «Город Дорог», его еще называют перекрестком Европы, потому что он находится в самом ее центре. А центр самого города, ограниченный рекой Иль и обводным каналом, называемый «Большой остров» (Гранд-Иль), целиком внесен в список ЮНЕСКО. Когда-то здесь был римский лагерь.
От стоянки автобуса мы пешком живописными мостиками и улочками
идем сначала к самой старой гостинице Страсбурга, упоминания о которой встречаются в документах уже 1306 года - Вороньему двору (Cour du Corbeau) в доме № 1 по наб. Лодочников. Сначала гостиница называлась «Zum Rappen» — «У вороного (жеребца)», превратившись впоследствии в «Zum Raben» — «У ворона». Здесь проживали именитые постояльцы. На первом этаже находились помещения для лошадей и повозок. С XVIII века и до момента закрытия в 1854 году при постоялом дворе держали также ямскую почтовую станцию.
Название гостиницы перекликается с названием моста и площади, находящихся неподалеку. В старину мост Корбо (Вороний или мост Ворона) называли мостом Детоубийц или мостом Мучеников, потому что сюда с площади Ворона, которая в средние века (XII-XIV) была местом суда, привозили преступников на казнь. Приговоренных к смерти сажали в клетки, сплетенные из ивовых прутьев, выносили на середину моста и с молитвой опускали в воду, дожидаясь, пока их настигнет смерть. Казни собирали толпы народа.
Здание старой страсбургской таможни построено в 1358 году прямо на берегу реки Иль, что позволяло судам подходить с Рейна прямо к дверям таможни и разгружаться.
Крыша складов разделена на секции не случайно. Оказывается, такая архитектурная деталь позволяла не давать распространяться огню в случае пожара
В начале многих улочек старого города выложена мозаика, красноречиво говорящая о том, кто именно эту улицу населял
Щелкаем витрины многочисленных кондитерских. Самой популярной выпечкой Страсбурга является кугельхоф, он же кулич рождественский. Из Интернета: «Существует несколько версий о его появлении в Эльзасе, и в Страсбурге в частности. По мифологической версии, в стародавние времена паломники, возвращавшиеся из Иерусалима (по другой версии – волхвы), под рождество зашли к страсбургскому кондитеру Кугельхопфу, который их принял и угостил. В благодарность они подарили ему чалму. Вдохновлённый её формой, кондитер испёк рождественский кулич, который стали называть кугельхопф. По другой, исторической версии, кугельхоф придумали кондитеры при дворе Франца-Иосифа в честь ознаменования победы Австрии над Турцией, а через французских поваров, служивших тогда в Вене, он распространился на территории Франции и затем Германии (Эльзаса)». Кугельхоф продается самых разных размеров, мы его, конечно, купили в свободное время, но на меня он не произвел никакого впечатления, слегка подслащенный хлеб с изюмом, и всё. Возможно, мы не там покупали.
Конечно, не смогла пройти мимо этого забавного граффити
Снова улочками города
Приходим к району, называемому «Маленькая Франция». Из Интернета: «Почему квартал получил такое название? Всё дело во «французской болезни» (французы эту болезнь кличут «итальянской» или «неаполитанской», со времен итальянских походов Карла VIII). Здесь раньше находился основанный в 1520 году госпиталь, где лечили от сифилиса солдат Франциска I, а потом и всех остальных (возвращаясь с итальянской кампании домой, французские войска проходили через Эльзас, где и появились признаки заболевания; тогда решено было их здесь оставить на излечение и изолировать; так что Франциск принес из Италии не только искусство Возрождения, но и страшную болезнь, от которой, говорят, впоследствии умер и сам). Говорят также, что в этом квартале была распространена проституция, которую в Германии (а Страсбург был тогда немецким) называли, опять-таки, «французским бизнесом». Сегодня Маленькая Франция — это прежде всего живописное место для прогулок, масса кабачков и сплошная пешеходная зона».
Фахверх в Страсбурге, к сожалению, сильно разбавлен современными бетонными зданиями, но все-таки есть очень симпатичные, сохранившиеся с незапамятных времен, домики, причем фахверховые перекрытия несут не только архитектурную нагрузку, но и особый смысл. Правда, об этом я только читала, по ходу экскурсии нам этого или не рассказывали, или я прослушала. Каждое перекрестие балок символизирует, в зависимости от конфигурации, власть, богатство, плодородие или защиту.
Доходим до внушительного здания галереи Лаффайет,
а потом до центральной площади Страсбурга - площади Клебера, названной в честь французского генерала, участника Наполеоновских войн, которому в центре площади стоит памятник 1840 года.
Здание гауптвахты для размещения военнослужащих. После ремонта оно превратилось в консерваторию. Сейчас здесь целый комплекс увеселительных заведений.
Вкусняшки
Дом Каммерцеля на Соборной площади сохранился с 15-го века. Он богато украшен деревянной скульптурой, обрамляющей 75 витражных окон. Из дерева вырезаны фигуры музыкантов, библейских и мифологических героев, знаки Зодиака и символы пяти чувств. На опорной балке, выходящей на площадь, расположены изображения Веры, Надежды и Любви с христианской атрибутикой и символическими существами. В настоящее время в этом здании, имеющем статус памятника архитектуры и находящимся с 1879 года в собственности города, открыт ресторан.
Завершилась наша экскурсия возле кафедрального собора Богородицы, Нотр Дам де Страсбург, который строился три столетия – с конца 12-го до конца 15-го веков.
По утверждениям путеводителя, башня собора, увенчанная шпилем, до 1874 г. была высочайшей постройкой мира (124 метра). Собор, конечно, впечатляет. Прежде всего своим необычным цветом. Он построен из розового песчаника, не темнеющего веками. Снаружи весь покрыт изящной резьбой и украшен бесчисленным количеством статуй и барельефов, сюжеты которых рассказывали безграмотным прихожанам библию. В картинках. Из Интернета: «Нa фронтонах трех порталов изображены картины из жизни Иисуса Христа и сцены Страшного суда. Над правым порталом представлена знаменитая скульптурная группа, изображающая Искупителя и Дев разумных и неразумных. На левом портале показано, как Добродетели побеждают пороки. В церкви находится два старинных алтаря. Первый, полихромный, вырезанный из дерева алтарь Св. Панкратия 1522 года, украшают скульптуры св. Панкратия, св. Екатерины и св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Второй старинный полихромный деревянный алтарь изображает св. Роха, св. Маврикия и св. Николая. Сложной резьбы кафедра из белого песчаника у северной стены нефа, 1485 года, является примером пламенеющей готики в ее наивысшем проявлении. Её украшают около 50-ти скульптур с библейскими сюжетами. Кафедра была заказана магистратом специально для знаменитого проповедника Иоганна Гейлера фон Кайзерберга, на проповеди которого в Страсбургский собор стекались толпы народа. На лестнице можно заметить небольшую фигурку собачки, напоминающую о том, что у проповедника была привычка приходить на службу в сопровождении своего любимца. Собачку надо погладить, чтобы сбылось желание».
Из всего перечисленного у меня есть только фотография собачки (ну и еще разумные и неразумные девы есть на фото выше)
Только в Интернете я прочитала и об органе: «Особенность главного органа собора в Страсбурге в том, что он находится не на привычном месте, за центральным фасадом (над входом в собор, напротив хора (клироса), а просто у северной стены нефа, в «ласточкином гнезде»; обычно такой подвесной вариант выбирали в случае очень длинного нефа). Инструмент украшен причудливыми фигурами. В нижней части - статуя Самсона, укрощающего льва (механизм позволяет открывать и закрывать зверю пасть; возможно, раньше лев умел рычать). В самом низу, на «замковом камне», находятся три фигурки ангелов, один из которых играет на гитаре, другой на лютне, а третий - на портативном органе. По бокам от органа можно заметить две забавные фигурки, которыми может управлять органист: с левой стороны находится фигурка Глашатая, с правой — бородача (Bretzelmann) (т.е продавца кренделей; в средние века это были торговцы, продававшие выпечку изголодавшимся в пути паломникам) (эту куклу-марионетку называют также «Рораффе»(Rohraffe), то есть обезьяна-ревун). Глашатай по воле органиста может подносить ко рту трубу со знаменем, на одной стороне которого изображен герб города Страсбурга, а на другой — Богоматерь с Младенцем. На пьедестале под глашатаем изображены фигурки двух (склонившихся под его весом) рабочих, которые слушают музыку. На пьедестале под продавцом бретцелей изображены также двое рабочих, которые тащат мешок с мукой, кувшин воды и банку соли. У продавца бретцелей двигается рот и правая рука, а еще он, как следует из его второго названия (обезьяна-ревун), использовался как горлан».
У меня же только вот так
Еще цитата: «Столб (Колонна) Ангелов, ок. 1230 года. Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен двенадцатью статуями, в совокупности составляющими систему персонажей Страшного суда, отсюда другое название столба - Колонна Страшного суда .В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках. Они стоят под балдахинами, опираясь на постаменты, оформленные как капители с декором в виде почек и молодых листьев. В средней зоне трубят в трубы четыре ангела Страшного суда».
И гвоздь программы посещения собора - астрономические часы, XVI век. Снова воспользуюсь уже готовым описанием: «В свое время они считались одним из семи чудес Германии. Часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет и некоторые астрономические данные (например, часы точно предсказали лунное затмение 28 марта 2006 года). Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец, потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик, который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца. Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново. Башенку слева украшают картины, изображающие музу астрономии Уранию и Коперника. Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время. Но главный спектакль разыгрывается один раз в день. Каждый день в 12-30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью. На верхнем ярусе разыгрывается сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра. Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах - символы дней недели. Диана - понедельник, Марс - вторник, Меркурий - среда, Юпитер - четверг, Венера - пятница, Сатурн - суббота, Аполлон –воскресенье».
Мы дождались представления, посмотрели и разбрелись кто куда на свободное время.
Через час (примерно, точно не помню) у нас была дополнительная экскурсия на кораблике, а пока просто идем гулять.
И вот тут у меня возникли сомнения. Неспроста же я сфотографировала это кафе.
Нет, тут мы не ели, просто сунули нос в типичное заведение Страсбурга. Но вот теперь не знаю, в Кольмаре или все-таки здесь мы ели те лепешки и пили пивной коктейль с апельсиновым ликером picon bière. Впрочем, это не так уж и важно. Помню только, что именно здесь, в местной кафешке, я купила круассан для своей тетушки, мечтавшей полакомиться именно французским круассаном. Сильно сомневалась, что он доедет живым и годным к употреблению, но Страсбург был последним в нашем туре французским городом, дальше только Германия, так что без вариантов. Как ни странно, он доехал и даже не зачерствел, только смялся. Тетушка была довольна, и правда вкусно, ничего общего с теми круассанами, которые давали на завтрак в отелях (мне тоже перепало
).
Короче, где-то мы мотались, что-то докупали, а потом пошли кататься на кораблике. Примерно часовая прогулка стоила 13 евро. Плюс ее в том, что кораблик отвозит в районы, которые ни в рамках экскурсии, ни самостоятельно посмотреть мы не успевали. Например, к зданию Европейского парламента и Совета Европы. Минус – толстые стеклянные окна, через которые невозможно фотографировать. Кроме того, народу набито впритык, встать и перейти на другое место не получится. Где сел – там и сиди. Честно говоря, этих денег прогулка не стоит, но и жалеть мы о них не стали, все равно уже устали и был повод хотя бы посидеть спокойно.
С фотоаппарата вообще все фотографии, сделанные на этой прогулке, удалила, оставила несколько на телефоне, да и то только, чтобы вспомнить. Больше всего понравились студенты, повылезавшие в этот обеденный час на берег перекусить
Здания Европейского парламента, Совета Европы – просто стеклянные коробки, соединенные переходом над рекой
После водной прогулки мы Страсбург покидаем и едем в Баден-Баден (10 евро примерно полуторачасовая экскурсия). Я экскурсию не брала. Во-первых, в Баден-Бадене уже была раньше, во-вторых, хотелось просто погулять без толпы, раз уж все равно сюда приперлись. Смотреть там мало что есть, Лариса говорила, что половину отпущенного на экскурсию времени они просто проторчали в городском парке. Ну а я прошлась по парку
Сходила к источникам
Пробежалась по магазинчикам, продегустировала местные напитки, попила кофе в кафе, узнала цену на маларон в местной аптеке и вернулась к автобусу. Все, в отель.