К моему стыду, я еще ни разу не была внутри Спаса на крови. Сколько я себя помню, он все время был в лесах, и эта картина уже стала неотъемлемой частью города. Даже гуляла легенда, что пока собор будет в лесах, Советская власть будет незыблема. Леса сняли в 1991 году. Открыли же для посещения собор в 1997 г. И ведь вечно что-то мешало туда сходить. Но тут мы решили: хватит! Пройти решили через площадь Искусств.
Из-за Русского музея виднеются купола собора
И по Инженерной улице - на канал Грибоедова
Собор построен на том самом месте, где народоволец Гриневицкий смертельно ранил царя Александра II. Уже на следующий день, 2 марта 1881 г. городская дума приняла решение просить нового государя Александра III о строительстве часовни либо памятника погибшему царю. Разрешение было получено и проведен конкурс проектов, победителем которого оказались архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий.
Собор строился 24 года: с 1883 по 1907 годы. Первый камень заложил Александр III; куратором проекта он назначил своего брата, великого князя Владимира Александровича, который был президентом Академии художеств и, соответственно, имел большие связи среди художников и архитекторов.
Средства на строительство собирала вся Россия. Поскольку рядом был канал, вода подмывала бы основание, но сваи вбивать не стали, а использовали бетонное основание под всей площадью здания. Для постройки колокольни канал (тогда еще Екатерининский) пришлось отвести в сторону.
Официальное название храма - собор Воскресения Христова. Он никогда не был приходским, т.е. там не крестили, не венчали и не отпевали. Храм использовался только для проведения литургий. Чем-то напоминающий собор Василия Блаженного, он резко выделяется в архитектуре Петербурга.
Мозаичные панно как снаружи, так и внутри храма созданы по эскизам знаменитых художников Васнецова, Нестерова и других
Купола покрыты ювелирной эмалью
Все в этом храме пронизано символикой. Центральный купол возносится на высоту 81 метр (81 год - год смерти Александра II), второй же купол высотой 63 метра символизирует возраст царя на момент смерти
Конечно, этот храм является чудом, но подлинное чудо - это то, что храм вообще уцелел. После революции 1917 года он какое-то время действовал, как кафедральный собор, но в 1930 году его решили снести, как здание, не имеющее исторической и художественной ценности. Несколько раз по различным причинам снос откладывался, но в конце концов была назначена окончательная дата - июль 1941 года. Но к этому времени в городе возникли совсем другие проблемы.
Во время войны храм использовался в качестве морга. При одном из авианалетов в главный купол храма попал снаряд, но не разорвался, и его... не заметили. И не замечали до 1961 года. А когда наконец-то обнаружили, то, чтобы снаряд извлечь, потребовалось частично разобрать купол и с помощью лебедок вытащить снаряд, который был вывезен и взорван на Пулковских высотах.
После войны храм был передан Малому оперному театру в качестве склада для декораций, коим и служил много лет, пока там не возник пожар. Пламя потушили, но собор к этому времени был в ужасающем состоянии. В 1970 году его передали музею "Исаакиевский собор" в качестве филиала и наконец-то начали реставрировать. Реставрация продолжалась 27 лет - дольше, чем строительство. Но несмотря на все злоключения, сохранилось более 90% мозаичного покрытия; правда, рассмотреть изображения часто было просто невозможно. Реставрацию мозаик производили при помощи детского мыла, а в особо тяжелых случаях применяли физический метод, а именно - медицинский скальпель.
Зайдем и мы посмотреть собор изнутри, но не через эту дверь: это выход, смотрящий на Невский проспект, а нам нужно зайти со стороны Конюшенной площади...
для чего собор нужно обойти справа, вдоль решетки Михайловского сада. Решетка также изготовлена по проекту Парланда
В кассах купим билет (250 руб.), пройдем через турникет и зайдем в храм.