Вообще чем дальше едем, тем больше крепнет ощущение, что не все так и плохо в Афгане – или, во всяком случае, в этой части Афгана.
Линии электропередач целы и с виду вполне работоспособны.
Ближе к Хорогу, кишлаки вообще напоминают цветущие оазисы
До Хорога мы добрались только утром следующего дня.
Хорог – столица Горно-Бадахшанской Автономной области. Город для Памира ключевой. Там сосредоточены все государственные и административные учреждения, банки, культурно-развлекательные заведения, игровце залы. бильярдные и т.д.
Кстати, за все время поездки по Памирскому тракту не видела ни одной мечети. Памирцы – исмаилиты. Их кумир – Ага-хан IV.
Исмаилизм чрезвычайно любопытное религиозное течение. Исмаилитами, по сути, были ассасины – этакие ниндзя Среднего Востока. Правда, после разгрома монголами их крепости Аламут и гибели Горного Старца течение утратило черты тоталитарно-террористической секты, стало просто еще одним религиозным ответвлением ислама. Но очень своеобразным и мало похожим на ортодоксальный ислам.
Возле Хорога Пяндж приобретает какой-то совсем уж равнинный вид.
Город охраняется: на въезде и на выезде у нас не по разу проверили паспорта и разрешение на въезд в Бадахшан.
И впервые потребовали справку об уплате дорожного налога и разрешение на ввоз транспортного средства. В Хороге все серьезно.
В город мы въезжали радостно-оживленные. Предвкушали, как попадем на утренний базар и прикидывали, что мы там накупим.
Базар оказался закрыт. Эта скромная стоянка – все, что там было.
Подумали, может мы рано прикатили? Еще не было 9 часов.
Не рано. Но базар не работает. Воскресенье на всем Памире – выходной Такого нет во всем Таджикистане, вообще нигде в Средней Азии. Но вот именно на Памире свои правила. В воскресенье не работают. Вообще. Никто.
Закрыты магазины, в том числе и продуктовые, лавки, кафе, харчевни, бильярдные… словом, абсолютно все.
И что же мы будем кушать? Вокруг базара все равно толпится народ - видимо, по привычке. Пошли выяснять, где могут подкрепиться голодающие туристы.
Народ нам посочувствовал, но ничем помочь не могут – выходной. Даже не так, а ВЫХОДНОЙ.
И что делать? Кулябски яйца мы уже съели.
Впрочем, позади базара на площадке заприметили какую-то суету: разводили костер: видимо кто-то сообразил, что и в выходной день людей кормить надо. Собирались варить плов. Но это часа полтора-два ждать.
Что делать? Попробуем потянуть время. Тем более, нужно подготовиться к самому сложному участку дороги: Хорог - Мургаб.
Прежде всего, отправились на заправку. Залить бензином надо полный бак, не известно, будет ли где еще такая возможности до Мургаба.
Народа на заправке собралось много. Но толпились вокруг газовой. Газ намного дешевле.
А нам надо бензин, да еще чуть ли не полный бак. Мы, получается, уважаемый клиент, да еще и гость из Екатеринбурга (о Екатеринбург, да будет благословенно имя твое!). Поэтому нас долго не держали – заправили сразу. Мы бы, впрочем, не против были постоять и подождать – все равно уличный плов еще не готов. Ну тут уж ничего не поделаешь: расплатились, поблагодарили за внимание к путешествующим – и назад.
По дороге увидели придорожный «супермаркет» с товарами из России (это у них вроде рекламного знака качества). Но стандартный российский продуктовый набор ничуть не вдохновил. Правда, углядели питьевую воду (поедем на Мургаб, там может не оказаться источников) и душанбинскую копченую колбасу. Состав этой колбасы вызывал некоторые сомнения – говядина, баранина и курдючное сало. Нам как-то свиное привычнее. Но свинины в Средней Азии нет. Коран запрещает: нечистое животное.
Поколебавшись, палочку колбасы все же прикупили.
Потом поехали проведать наш плов. По дороге наткнулись на торговцев из Гиссарской долины – им памирские правила не указ. Накупили обалденных персиков, яблок, винограда и помидоров. Персики были потрясающие – небольшие, но настолько ароматные и вкусные, каких я сроду не едала. Нежные, чуть терпкие с едва уловимой горчинкой. Объедение.
Но персики персикам. А миски плова они не заменят.
Возвращаемся к базару караулить наш казан.
Прошло еще минут 15 и, наконец, хозяин начал раскладывать порции. Ну уж тут мы были первые. Нам за долгое и прилежное ожидание навалили с верхом.
Боже мой, как это было вкусно! Душистый пар кружил голову. Горячий, пропитанный приправами рис с кусочками мяса… Восхитительно. Есть же в жизни счастливые минуты. Это, безусловно, одна из них.
При всем усердии съели не больше половины – уж очень объемными были порции. Зато несъеденная половина нам обеспечит о горячий ужин.
Теперь можно пускаться в путь. Смотреть все равно нечего и не на что – кругом одни запертые двери по случаю воскресенья.
Так что вперед – на Ишкашим. Это всего километров 100 от Хорога. Собственно, последнее крупное село до самого Мургаба, где, в принципе, еще можно пополнить запасы. Прежде всего, бензина.
На выезде из Хорога два КПП. Проверяют документы пограничники. В городе, насколько я поняла, правят бал военные власти.
Документы у нас были в порядке, нам пожелали счастливого пути – и выпустили.
Интересно, а что бы было, если бы не были в порядке?