Следующий день мы тоже провели в Ереване, причем порознь. Катя элегантно сформулировала мысль: "На сегодня нам надо развестись". Ребята пошли за билетами в русский театр имени Станиславского. Попали на "Поминальную молитву" - открытие сезона. Говорят, было очень хорошо. А мы наконец-то дошли до вернисажа, куда в прошлый приезд не попали из-за нехватки времени. Вернисаж занимает целый большой квартал: всё пространство между улицами Арама и Бузанда почти от площади Республики до кольца бульваров.
Ремесленный рынок в Ереване действительно выдающийся. Чего здесь только нет! По приемлемым ценам и великолепного качества украшения, текстиль, посуда, картины, резные деревянные штучки. И это не говоря о картинах в самых разных техниках и жанрах.
Фото собственно вернисажа у меня нет - не до того было. Но есть наши покупки, по крайней мере, частично.
Шелковый расписной шарф.
Кожаный комплект украшений: колье и кольцо.
Керамическая картина с ангелом. Сейчас сижу у себя на кухне и смотрю на ангела. Хорошо, что мы его купили. И хорошо, что эта доска поместилась в чемодан - таскаться с этим предметом искусства в качестве ручной клади через всю Грузию было бы не с руки.
Окрестности вернисажа.
Фонтан (на фото в неработающем состоянии, но это всё равно фонтан) у метро "Площадь Республики".
Бульвар между вернисажем и Национальной галереей. Фонтаны к вечеру подсвечиваются. Пока мы ждали начала шоу поющих фонтанов на площади Республики, наблюдали, как здесь с наслаждением плескались красавцы-хаски.
Установленный в 2016 году памятник военачальнику Гарегину Нжде. Фигура очень неоднозначная, герой Балканской и Первой Мировой, с советской властью он состоял далеко не в лучших отношениях. По обвинению в массовых убийствах коммунистов в двадцатые и сотрудничестве с нацистами в сороковые после войны попал в тюрьму, где умер почти десять лет спустя.
Пройдя вернисаж насквозь, попадаешь к памятнику полководцу совсем другой эпохи. Вардан Мамиконян в пятом веке сражался с персами, желавшими не только владеть армянской землей, но и обратить армян в зороастризм. Вардан и его товарищи пали в бою, но отстояли христианство, и много столетий спустя были причислены к лику святых.
Памятник Вардану Мамиконяну создал знаменитый армянский скульптор Ерванд Кочар. Этот памятник по трем пунктам своего замысла является уникальным в мировой истории конных статуй. Первый: нигде и никогда монументальная фигура всадника не спускается сверху вниз; Вардан на коне скачет сверху вниз, и весь памятник острым углом врезается в армию противника. Второй: четыре ноги коня - в воздухе. Третий: нигде и никогда не ставили памятника с конем, пыль из-под копыт которого была бы изваяна. Старые мастера не только не ваяли, но и не изображали на картинах пыль. Вопреки этому кочаровский конь опирается лишь на одну точку - на пыль, которая поднялась от копыт и достигла подбрюшья коня.
На бульваре разнотравье и разноцветье. В тени деревьев неожиданно обнаружился неармянский герой - Тарас Шевченко.
как и в Тбилиси, главный собор Еревана достаточно новый. Строительство, начавшееся в 1997 году, завершилось уже четыре года спустя. По размеру собор Григория Просветителя в Закавказье уступает только тому же тбилисскому Цминда Самеба.
Перед собором памятник полководцу Зоравару Андранику, возглавлявшему армянские силы в борьбе с турками. Андраник Озанян был генерал-майором русской армии, после подавления армянской самообороны на территории Турции участвовал в Балканской и Первой Мировой. После краха Империи, не сойдясь во взглядах с правительством Армянской республики, эмигрировал, умер в Сша. Останки Андраника перевозились дважды: сначала на кладбище Пер-Лашез в Париже, а в 2000 на кладбище героев Армении Ераблур.
В профиль это не бросается в глаза, но у этого памятника тоже есть интересная особенность: Андраник скачет разом на двух конях, символизирующих разделенную Армению.