29.12.2015 - 5.02.2016маршрут: Дели - Бангалор - Майсур - Мадурай - Рамешварам - Мадурай - Каньякумари - Варкала - Агра - Дели - Джайсалмер - Джодхпур - Мумбаи - Арамболь - Дели.
К декабрю 2015 года желающих поехать в зимнее путешествие по Индии собралось пятеро, все женщины из разных городов: я (Наталья) из Омска, Валентина из Красноярска, Галина из Воронежа, Ольга из Екатеринбурга и ещё одна Наталья из северного города Мегиона.
Наш маршрут состоял из двух частей, первый - с 29 декабря по 20 января и второй с 20 января по 5 февраля. В первой части маршрута мы планировали путешествовать по южным штатам - Карнатака, Тамил Наду и Керала, по городам Бангалор, Майсур, Рамешварам, Мадурай, Каньякумари, Варкала, Агра.
Во второй части мы должны были проехать через Раджастан по городам Джодхпур и Джайсалмер, через Мумбаи в северный Гоа в курортную деревню Арамболь.
Галина и Валентина собирались пройти двойной маршрут, а Ольга, только первую часть.
К 19 января, мы должны были вернуться в Дели, чтобы проводить Ольгу и встретить Наталью из Мегиона, которая собиралась присоединиться к нашей группе для дальнейшего путешествия.
наша команда 2016Трудностей при организации путешествия в этом году прибавилось, наводнение на Западе Индии смывало города и дороги, курс доллара бил все рекорды, террористы взрывали самолёты, для россиян закрыли Турцию и Египет.Совершенно неожиданно для всех, разорилась крупнейшая Российская авиакомпания Трансаэро. Самолётом именно этой компании, мы собирались лететь в Дели 29 декабря.
Первоначальный маршрут пришлось изменить из за сильнейшего, за последние сто лет, наводнения на востоке Индии в городе Ченнаи.
Все рейсы трансаэро после 15 декабря были отменены, деньги обещали когда-нибудь вернуть. Пришлось купить новые билеты на самолёт до Дели, на этот раз у компании Аэрофлот.
Никто из нашей команды не отказался от путешествия.Мы с Ольгой встретились в Екатеринбурге, Валентина и Галина ждали нас в Москве, и 29 декабря мы отправились навстречу приключениям в далёкую Индию.
29 декабря. Прилетели поздно вечером в 22.30, очень быстро прошли паспортный контроль, получили багаж и даже успели на метро, на котором доехали до станции New Delhi, где за железнодорожным вокзалом на туристической улице Мейн Базар у нас был забронирован номер на четверых в отеле Харе Кришна.
Пройти на другую сторону железнодорожного вокзала оказалось не так просто, все проходы на виадук были перекрыты, многочисленные вокзальные помощники, окружившие нас, говорили, что проход закрыт из-за новогодних праздников, и без билета на поезд мы не сможем пройти на другую сторону, и только они на рикше смогут довезти нас вокруг вокзала на нашу улицу.
Четыре женщины с рюкзаками казались им лёгкой добычей. Они долго гоняли нас от входа к входу.
Подобная проблема каждый год возникает у виадука время от времени.
Вся эта суета на дороге меня только раззадорила. Немного побегав между входами и накричав на охранника, мы всё-таки прошли на виадук, а затем и на улицу Мейн базар, которая ночью выглядела очень мрачно. Магазины закрылись, кучи мусора лежали на дороге, индийцы в шарфиках на голове грелись у костров, стаи бездомных собак облаивали прохожих.
Всё, как обычно, здравствуй, Нью Дели!!!
Дели. Туристическая улица Мейн Базар«Привет, Наталья!!!» - поздоровался со мной весёлый менеджер отеля Харе Кришна. Номер на четверых, я забронировала заранее. Номер оказался очень маленьким на третьем этажа, с двумя двухспальными кроватями, одна из которых была, почему-то круглая. Горячую воду нам обещали круглосуточно. Вода стекала тонкой струйкой в ведро, для того, чтобы принять душ, напора было недостаточно. К ведру, как обычно, в странах Азии, прилагался кувшинчик, можно было устроить помывку по - походному. Валентина и Ольга раньше уже бывали в Индии, а для Галины это было первое путешествие за пределами России. Я немного за неё беспокоилась, не испытает ли она шок от первого знакомства с Индией.
Дели, в отеле Харе Кришна«Мы в походе» – это был девиз нашего путешествия. Девушки выпили немного коньяка за успешное начало наших приключений, посмеялись, настроение было у всех хорошее, в отеле было тепло, легли спать.
30 января. Утром, мы выселились из грязного отеля Харе Кришна, отнесли зимние вещи в камеру хранения в отель Харе Рама, хорошо поторговавшись, поменяли доллары на рупии по выгодному курсу.
Дели, улица Мейн Базар.Мы решили заселиться в отель Стар Вилла поближе к ж д вокзалу, пообедали в кафе, которое раньше называлось Катманду. Со сменой названия, качество еды заметно ухудшилось, непальские манты - мо - мо оказались с испорченной курицей внутри. На метро мы съездили в цивилизованный район Дели на станцию Каноут плейс, где я купила индийскую сим карту с мобильным интернетом. На рикше мы съездили к воротам Индии и к храму Лакшми Нараяна, оттуда вечером пешком вернулись на Мейн базар, поужинали недорогой индийской едой в переулке в дабе – столовой, где обедают местные жители.
Ворота ИндииУже в отеле выпили немного египетского рома из фиников, привезённого с собой, по вкусу похожего на микстуру от кашля.
В три часа ночи или утра нам предстояло найти такси и ехать в аэропорт.31 января в 6.50 утра у нас был рейс в Бангалор.
31 января. Проблем с поиском такси не было, у ж. д. вокзала их было очень много, в аэропорт приехали быстро, наш рейс задерживался на час.
в аэропорту Нью ДелиПосле двух часового перелёта, мы приземлились в Бангалоре. Припейд такси( предоплаченного такси) в аэропорту не оказалось, зато в такси был счётчик, который был включен только после моей настойчивой просьбы. Водитель пытался меня убедить, что это- не счётчик, а просто принтер для чека.
В Бангалоре мы не задержались, а сразу поехали на автостанцию Satelite Bus Station, именно с неё отправлялись автобусы в Майсур.
Пообедали в вегетарианском фастфуде южно индийской едой – массала досой . Это такой большой солёный блин с разными острыми подливами, не очень вкусно, но есть можно.
массала доса - южно индийская едаСели на местный автобус и через три часа были уже в Майсуре, где нам и предстояло встретить новый 2016 год.
Майсур – город махараджей, третий по величине город южноиндийского штата Карнатака, это очаровательный город, известный своим сандаловым деревом и шелком.
Название Майсур произошло от имени демона Махишасуры, который, как утверждают, когда-то правил здесь. Демон был убит Богиней Чамунда, чей храм Chamundi Hills расположен на вершине горы в Майсуре.
Майсур был одним из домов королевской семьи, и эффектный дворец Махараджи все еще занимает большую часть центра города.
До Нового года оставалось совсем немного времени, мы вышли из автобуса на автостанции, до отеля дошли пешком. Отель Roppa был, пожалуй, самым комфортным из отелей, в которых нам приходилось жить в Индии. Приняв душ, мы отправились на старый рынок Деварджи, на котором можно было купить всё - от овощей, до кухонной утвари. Накупили овощей, фруктов для нашего новогоднего стола.
рынок ДеварджиОтпраздновали Новый 2016 год весело для всех часовых поясов. Индия, Красноярск, Омск, Екатеринбург, Воронеж - такой бесконечно долгий праздник получился! Обменялись подарками и пошли гулять по городу. Валентина нас очень порадовала, подарив всем футболки с логотипом нашего путешествия « С рюкзаком по Индии», теперь мы были настоящей командой!
встречаем новый год 2016 1 января – в Индии праздничный день, это единственный выходной в новогодние праздники, европейский новый год празднуют здесь очень скромно. Сегодняшний день был посвящён осмотру роскошного дворца махараджей, в честь праздника здесь обещали вечером включить иллюминацию и устроить концерт народной музыки.
В майсурском дворце располагалась резиденция правящей династии Ванаров. Сейчас там интересный музей. Дворец был ещё закрыт для посещения, и мы съездили посмотреть на Католическую церковь Св. Филомены, которая оказалась невероятно красивой.
Католическая церковь Св. Филомены является одной из самых больших церквей в Индии. Высота шпилей более 53 м. Считается, что на этом месте находилась одна из старейших католических церквей, возведенная более 200 лет назад, для британских солдат. Правитель Махараджа Кришнараджа Водеяр II выделил кусок земли, где и была построена маленькая церковь. А его внук Махараджа Кришнараджа Водеяр IV основал на этом месте 28 октября 1933г. взамен маленькой вот этот собор Св. Феломены, по стилю напоминающий знаменитый собор в Кёльне в Германии. Строительство закончилось в 1956 году.Собор может вместить 800 человек. Работает он с 5 утра до 6 вечера.
После осмотра церкви мы долго гуляли по дворцу, любуясь роскошными интерьерами, казалось мы попали в сказку, жаль фотографировать внутри было запрещено. В дворцовом саду местные ландшафтные дизайнеры устроили выставку цветов с фигурами павлинов, сделанных из помидор, сценами из жизни махараджей.
дворец МахараджейВ парке можно было прокатиться на верблюде или дворцовом слоне.
дворцовый слонВремени до вечера оставалось ещё много. Мы на автобусе вместе с паломниками поехали на священный холм Чамунди Хилл, где был построен храм в честь богини Чамунди, той, что победила злого демона. Толпы паломников хотели сегодня попасть в этот храм, очередь была бесконечной. Мы решили туда не заходить, а просто погулять вокруг и полюбоваться чудесной панорамой города, которая открывалась с холма. На автобусе вернулись в город.
паломники на холме Чамунди ХиллВечером любовались сказочной иллюминацией дворца, слушали национальную и религиозную музыку. Весь дворец был освещён и сверкал многочисленными лампочками, которых было 5000 штук.
Такой насыщенный получился день, так много всего успели посмотреть.
дворец Махараджей 2 января. Мы выселились из отеля утром, вещи оставили в камере хранения на железнодорожном вокзале, до отправления нашего поезда в пять часов вечера оставалось много времени, мы сходили в железнодорожный музей, где посмотрели на роскошные вагоны махараджей, ещё раз прогулялись по рынку Деварджи, сходили в арт галерею, где были выставлены личные вещи махараджей и картины из дворца.
железнодорожный музей, поезд МахараджейПоезд формировался в Майсуре, но всё равно прибыл с часовым опозданием.
До свидания, сказочный Майсур, мы едем на юг в столицу штата Тамил Наду - Мадурай.
Билеты удалось купить только в дешёвый вагон слипер класса.
В таких вагонах нет проводников, постельного белья, кондиционера и, вместо двух полок - три.
Народа в вагоне было много. Младенцы кричали, женщины громко разговаривали. Шум стоял необыкновенный. Я лежала на нижней боковой полке, из щелей в окне дуло. В Мадурай мы должны были прибыть рано утром.
Ближе к ночи, женщины привязали куски ткани к верхним полкам и в эти самодельные гамаки положили детей, прикрыв их сверху одеялами. В этих, свободно качающихся между полками коконах, дети перестали кричать и наконец - то заснули.
гамаки между полками для детей 3 января. В 7 утра прибыли в Мадурай без опоздания. Задерживаться здесь мы не планировали, хотели сразу же сесть на автобус до Рамешварама. На вокзале на нас набросилась толпа таксистов с рассказами о том, что именно сегодня автобусы в Рамешварам не ходят. Они предлагали отвезти нас туда на машине всего за 4000 рупий. На машине мы доехали только до городской автостанции Mattuthavani Bus Terminus, где сели на локал бас . Билет до Рамешварама стоил всего 120 рупий, через 4 часа мы были уже на месте.
Рамешварам, или Рамесварам — город в штате Тамил наду, на юге Индии. Название города происходит из санскрита и переводится как «Место бога Рамы». Город расположен на острове, отделённом от материковой Индии каналом Памбан и находящемся менее чем в 40 км от острова Шри Ланка.
Он расположен в Манарском заливе на самом кончике полуострова Индостан. Здесь, на острове Памбан происходили события последней части эпической Рамаяны. Отсюда, по волшебному мосту построенному армией обезьян по благословению богов на Ланку устремилась армия Рамы. Здесь прекрасная Сита, чтобы доказать свою невинность взошла на костер и страшное пламя не нанесло ей вреда. Здесь, исполнив пуджу Шиве Рама избавился от греха брахмахатья и здесь был провозглашен правилетелм Ланки брат демона Раваны, Вибхисана.
И вишнуиты, и шиваиты посещают этот паломнический центр, который известен как Варанаси юга. Но если в Варанаси приезжают умирать, то паломники прибывают в Рамешварам, чтобы продлить жизнь, очиститься от грехов, чтобы окунувшись в священные водоемы острова, получить благословение, ясный разум, чистое сердце, крепкую волю, долголетие и здоровье, удачу и богатство.
Дорога в Рамешварам проходила мимо затопленных недавним наводнением полей, по мосту через Полкский пролив мимо самого опасного железнодорожного моста в мире. Во время сильных ветров, дующих в проливе, при скорости ветра выше 55 км/ч поездам подаются предупредительные сигналы.
К 12 часам дня мы были уже в нашем отеле Ambika Lodge, с видом на залив с множеством рыбацких лодок.
Мы приняли душ и пошли гулять по узким улочкам , каждая из которых выходила к океану. Прогулялись по набережной мимо прибрежного храма Агни Тиртхама, прокатились на катере по заливу вместе с паломниками. Перед храмом десятки индусов совершали ритуальные омовения в океане. По набережной бродили коровы. Компании весёлых шиваитов в чёрных одеждах нам улыбались, махали руками и просили сфотографироваться с ними на память. Белых туристов в городе было немного, наша группа, неуспевших загореть женщин, привлекала всеобщее внимание.
храм Агни ТиртхамшиваитыПосле прогулки мы зашли в храм Раманатхасвами.
Строительство храма начал цейлонский царь Паркарма Баху в XII веке. Отличается от всех остальных. Наибольшую часть храма занимает коридор длиной 1219 метров, который украшен гранитными колоннами высотой 3,6 метра с богатым резным узором и хорошими пропорциями. Перспектива, создаваемая этими колоннами, непрерывно простирается на длину 230 метров.
В храме Раманатхасвами находится 22 священных водоема — тиртхама, без посещения каждого из которых паломничество в Рамешварам не считается выполненным. По преданию число этих водоемов равно числу стрел в колчане Рамы, которые он выпустил здесь, чтобы обеспечить остров пресной водой. Вода каждого из тиртхамов, как считается обладает особыми уникальными волшебными свойствами.
В сумерках мы гуляли по храму по мокрым плитам. Предложение брахмана полить нас водой из волшебного источника за деньги ни у кого не вызвало энтузиазма.
лингам ШивыУжинали дома салатом из помидор, так как в местных дабах (столовых) ничего вкусненького найти не удалось. К южно - индийской еде привыкнуть не просто.
Завтра нам предстояло отправиться на самый край света - на песчаную косу Данушкоди. Здесь, на краю земли, находится уникальное явление — Мост Рамы. Другое его название — Адамов мост. Это цепочка отмелей в океане, которая тянется от Индии до Шри-Ланки.
Индийский эпос - «Рамаяна» рассказывает в подробностях о том, что этот мост построил легендарный древнеиндийский царь Рама (воплощение бога Вишну) при помощи войска обезьян под предводительством Ханумана, царя обезьян, чтобы освободить супругу бога Рамы – Ситу, которую похитил злой демон Равана (правитель Шри Ланки).
Покидая Рамешварам, Рама разрушил волшебный мост между Индией и Ланкой по просьбе брата Раваны, нового правителя Цейлона. Рама выпустил волшебную стрелу по мосту и воды залива Манар разбросали камни. На том месте, где упала стрела Рамы, посреди узкой песчаной косы Дханушкоди, уходящей на десятки километров в океан бьет ключ с пресной водой. Название косы и городка, который стоял возле пресноводных колодцев, Дханушкоди, переводится, как конец стрелы.
Город Данушкоди, к которому даже была проведена железнодорожная дорога, процветал до 1964 года, пока во время урагана не был полностью смыт. Особенностью всех местных построек было то, что камни для домов добывали здесь же - на косе из коралловых рифов.
Целью и основной идеей моего путешествия по Индии в этом году, было побывать именно в этом месте. С рюкзаком по Индии на край света!!!
От идеи заказать экскурсию на джипе мы отказались и отправились на косу на рикше, так как на первый автобус в 6 утра, мы опоздали.
Рикша довёз нас до конечной остановки - военно-морского наблюдательного пункта, дальше к мосту Рамы можно было поехать через пляжи и лиман на автобусе или идти пешком. Утреннее солнце пряталось за облаками, было не жарко, мы решили идти пешком.
В этом году началось строительство большой асфальтированной дороги до самого конца косы. Строительство ещё не было закончено, автобусы ездили в обход по воде, через лиман.
дорога на край светаПройдя немного по трассе, мы свернули направо к побережью Лаккадийского моря, шли по песку мимо залежей ракушек и цветных кораллов, которых рыбаки десятки лет выбрасывали здесь из своих сетей. Среди песка показались развалины старого города Данушкоди. Из источника женщины набирали воду в разноцветные кувшины, дикие маленькие арбузы росли среди песка, в развалинах бродили бездомные собаки. Останки старой католической церкви из кирпича и кораллов возвышались среди разрушенного города, внутри даже алтарь сохранился.
разрушенный город Данушкоди
дикие арбузыМы пофотографировались среди развалин, выпили массала - чая на берегу и пошли на другую сторону косы к Бенгальскому заливу через рыбацкую деревню.
Местный мальчик – рыбак пригласил нас в свою хижину из пальмовых листьев посмотреть, как он живёт. Его настоящий дом находится в Рамешвараме, а здесь они с семьёй в море ловят рыбу сетями.
По дороге утолили жажду свежим кокосом. Хозяин дабы пожарил для нас 8 рыб из свежего улова всего за 500 рупий. К Бенгальскому заливу мы шли босиком через лиман. Вода была немного другого цвета, берег более пологий, приятно было идти по кромке воды через тёплые волны.
Наши девушки решили надеть купальники и искупаться. Пляж был пустынный, паломников в чёрных юбках по близости не было. В таких не туристических местах в Индии купаться без одежды не принято как женщинам, так и мужчинам. Валентина с Ольгой решили рискнуть и плескались в океане, пока из соседней деревни не начали приходить любопытные рыбаки.
Казалось, конец косы совсем уже рядом, мы всё шли и шли по воде, пока не встретили рыбака с маленькой девочкой, которые собирали ракушки на берегу. От него мы узнали, что до моста Рамы идти ещё 5 км, солнце уже было в зените, становилось очень жарко, к тому же, предстояла ещё обратная дорога. Мы решили, что лучше повернуть назад.
Вернулись в рыбацкую деревню, на дороге застопили автобус с компанией индийцев, по песку и по воде через лиман вернулись на стоянку автобусов. Автобус был арендован индийской семьёй, арендатор сказал нам, что денег за дорогу платить не надо, но водитель позже подошёл к нам и попросил заплатить ему по 200 рупий. В Рамешварам вернулись на локалбасе, заплатив 3 рупии за билет.
на автобусе через лиман 5 января. Рано утром, пока было не очень жарко, мы сходили на северную часть острова через лес, пальмовые плантации, христианскую деревню на берег океана в поисках безлюдных коралловых бухточек. На берегу стояли рыбацкие хижины, с лодок ловили рыбу, нам предложили на лодке прокатиться к коралловому рифу, но мои туристки не захотели без спасжилетов садиться в лодку.
дары океана6 января. Утром мы ещё раз сходили в храм Раманатхасвами, чтобы посмотреть на самую длинную галерею. Шёл мелкий дождь, мы сели на автобус и через три часа были в Мадурае.
дорога через океанВодитель автобуса с очень суровым лицом, помогал нам советами, как на городском автобусе добраться до жд вокзала, рядом с которым был наш отель Rani Mangammal Residencies, где у нас был забронирован номер на четверых. Половину сегодняшнего дня и весь завтрашний до вечера нам предстояло провести в Мадурае.
Мадура́й - старейший существующий поныне город на полуострове Индостан, административный центр округа Мадурай, третий крупнейший город в Тамил-Наду. Город был построен пандийским раджой Кулашекхара и был столицей пандийских правителей Южной Индии. Главной достопримечательностью города является почитаемый индуистами храм Минакши – жены Шивы, трёхгрудой красавицы с рыбьими глазами.
Мы погуляли по городу. Здесь жило много мусульман, в уличных кафе продавали жареную курицу и много других вкусных блюд из мяса, что было очень кстати, так как мы уже неделю питались вегетарианской лапшой, рисом и салатом из помидор.
Мадурай готовился к встрече Тамильского Нового года. В витринах стояли тамильские Санта Клаусы в зелёных куртках и чалмой на голове.
Мы поболтали о местных традициях с каким-то доброжелательным дяденькой и, как - то незаметно для себя, оказались на крыше антикварного магазина, от куда лучше всего видно храм Шри Минакши.
Позже, каждая наша беседа по душам с местными закачивалась походом к магазину и приглашением посетить эту крышу. Как они это делают? НЛП или цыганский гипноз?
Сегодня у нас был праздник – ночь перед рождеством. Отпраздновали бутербродами с икрой из старых запасов и гоанским ромом, купленным в жутком делийском алко - маркете.
7 января. Утром мы пошли в храм Шри Минакши. Храм был огромным, красивым, с четырнадцатью башнями покрытыми множеством разрисованных скульптур, внутри храма слон за небольшую плату хоботом благославлял всех желающих. В самом центре храма располагалось святилище бога Шивы-Сундарешвары и его скульптурное изображение. По торжественным религиозным дням, статую бога сажают в позолоченную коляску и вывозят из храма, впрягают в неё слона и совершают шествие вокруг храма. В святилище Шивы нас не пустили, мы посидели в прохладной галерее для медитаций, в тишине звучала мантра ом.
До вечера гуляли по улицам, ели жареную курицу по - мадурайски.
мадурайские сладостиВ 22.30 на поезде мы уезжали в Каньякумари, поезд как всегда опоздал на 2 часа.
8 января. В 4 утра поезд прибыл в Каньякумари, мы не сразу это поняли, потому что выходить никто не торопился, мы оказались на самом краю света, в самой южной части Индии – мысе Коморин. Конец географии, рельсы кончились.
Каньякума́ри - город в индийском штате Тамилнаду, расположенный в самой южной точке полуострова Индостан, на мысе Коморин. Здесь соединяются воды Индийского океана Бенгальского и Аравийского заливов Карамандольского и Малабарского морей. Название Каньякумари, происходит от имени Кумари Амма - Храма Каньякумари, расположенного на самом кончике мыса Коморин, в месте слияния вод Бенгальского залива, Аравийского моря и Индийского океана.
Канья Дэви, которой посвящен храм Каньякумари, является одним из воплощений Паравати, жены Шивы. Канья — вечная невеста, по преданию, ее свадьба с Шивой была назначена, но на ритуал Шива не явился.
Мужчины могут зайти в этот храм только по пояс обнажёнными.
Каньякумари - город на мысе КоморинМы заселились в наш прекрасный отель Tri Sea на берегу океана. Номер на четверых располагался на крыше с видом на океан, здесь даже был бассейн.
Мы успели полюбоваться рассветом с нашей крыши.
На берегу у храма богини Кумари паломники купались в одежде, женщины отдельно от мужчин, мужчины на ветру сушили свои юбки, женщины - разноцветные пятиметровые сари.
Калеки лежали на дороге, стонали и просили денег, мальчики продавали массала - чай с имбирём, какой - то улыбчивый парень всё время ходил за мной и предлагал купить настоящие когти тигра
Вечером прогулялись через рыбацкую деревню с разноцветными домиками к белоснежной католической церкви Нашей Девы Рансом, на фоне синего неба, она была прекрасна.
На берегу суровые рыбаки играли в карты, детишки в школьной форме бежали за нами и просили подарить им ручки для школы. Ручек у меня не было, я раздала всем монетки, привезённые из России. Местные дети всегда просят у иностранцев ручки, наверное, приезжие христианские проповедники здесь им их раздают.
подарки - российские монетки9 января. Утром позавтракали массала-досой в дабе (столовой), встали в бесконечную очередь на паром до каменного острова , на котором был построен роскошный мемориальный дворец, посвящённый странствующему монаху Вивекананде.
Сва́ми Вивекана́нда - индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны (Рамакришна Матх) и Миссии Рамакришны.
Вивекананда и его учитель Рамакришна.На Острове так же располагался, священный для всех шиваитоов, храм стопы жены Шивы. Парвати так долго ждала его на этом острове, что на камнях отпечатались следы её ног. Эти отпечатки можно увидеть в алтаре этого храма.
Очередь двигалась быстро, скоро мы были уже на пароме. Все пассажиры тут же одели спасжилеты, выданные им при входе на паром. Я снимала видео внутри парома, все улыбались и махали мне руками. Океан сегодня немного штормило, нас хорошо покачало на волнах.
Остров представлял из себя пологую каменную скалу. в самом начале острова надо было снять обувь и ходить по нему босиком. Летом камень очень сильно нагревался и, чтобы не обжигать ноги, везде белой краской были нарисованы дорожки, которые меньше нагревались на солнце.
Мемориальный дворец был очень красивым. Возвышался на самой высокой части острова, внутри стояла большая позолоченная статуя Вивекананды, в нише висели портреты учителя Рамакришны и его жены Сарада Деви.
Во дворце была очень уютная комната для медитаций. В полумраке, на полу лежали циновки, где могли помедитировать все желающие, не громко звучали мантры.
Храм стопы жены Шивы был не очень большой весь из чёрного камня. На ступенях храма так приятно было сидеть в тени и смотреть в бесконечный океан. Там впереди, на тысячи километров до самой Антарктиды нет никакой земли! Волны с брызгами разбивались о камни, ветер, как флаги развевал разноцветные сари. Здесь было место силы, и мы все это почувствовали.
После возвращения на материк, мы гуляли по набережной, покупали жемчуг, в Каньякумари можно купить очень красивые украшения из белого, розового, чёрного жемчуга, зашли в музей странствующего монаха Вивекананды, съездили на рикше на кокосовый пляж. Там было красиво, чисто, белый песок и кокосовая роща. Ольга и Валентина купались. Когда мы уходили с пляжа, в кустах заметили двух зрителей, которые всё это время наблюдали за нами, никак не обнаруживая своего присутствия.
кокосовый пляжпамятник жертвам цунамиПоздно вечером в грязном переулке мы посетили жуткий местный ликёр-шоп, напоминающий мрачные советские алкомаркеты времён всеобщего дефицита и борьбы с пьянством.
При нашем появлении, все местные пьяницы сразу куда-то разбежались. Пять минут позора , и бутылка «Старого монаха» уже лежала в моём рюкзаке. Скорее, скорее, прочь из этого ужасного места!
10 января. Рано утром мы выселились из отеля, на вокзале в кассе купили билеты на поезд до Варкалы. Билеты оказались в вагон секонд класса, они были без номера вагона и без номера места, зато очень дешёвые, 4 билета обошлись нам всего около 200 рупий.
В вагоне сели на свободные места. Народ всё прибывал, места закончились, ребята начали устраиваться на багажных полках, надпись «только для багажа» никого не останавливала. Напротив нас на багажной полке сидел парень, который собирался 42 часа ехать на ней до Мумбаи.
на багажной полке до Мумбаи в вагоне секонд классаМы на такси добрались до побережья, заселились в заранее забронированные 2 номера с видом на океан в отель Bamboo Village, недорогой вполне комфортный отель, горячая вода для душа подогревалась солнцем в бочке на крыше, как почти во всех отелях Варкалы.
После заселения сразу пошли купаться на чёрный пляж, который оказался почти весь затоплен. Оставалась узкая полоска песка у каменистого берега.
Волны накатывали на берег, откатываясь встречались с новыми волнами, образуя большие пенные всплески, которые обрушивались на купальщиков, сбивая их с ног. Вода была необыкновенно тёплая. Как приятно, подпрыгивая, покачаться на волнах. Белые цапли клевали маленьких рачков в песке и наблюдали за нами.
Вечером мы записались на аюрведический маслянный массаж.
Штат Кералы – родина аюрведы. В варкале на каждом шагу можно встретить массажный салон с разными видами аюрведического массажа, главное, не ошибиться с выбором хорошего специалиста, цены за часовой массаж всего тела от 600 до 1000 рупий.
11 января. Утро мы встретили в океане на чёрном пляже, после пляжа ходили на маслянный массаж. Массажистка масла не жалела, она меня не просто мазала, а поливала из кувшинчика, в конце ещё порошком оранжевым посыпала сверху. После массажа снова искупались в океане, пообедали в прибрежном ресторане, сходили погулять по берегу через кокосовую рощу на дальний чёрный пляж, где стояли рыбацкие лодки и было много белых цапель.
12 января. Утром на чёрном пляже рыбаки тянули сети , поймали немного мелкой рыбы, ястребы над ними дрались в небе за добычу, вокруг летали вороны, ходили цапли. Рыбаки громко кричали, делили свой небогатый улов, забрали с собой всю, даже самую маленькую рыбёшку.
После обеда я сходила на Широдару в ближайший массажный салон, масло было немного подгоревшим, пахло жареными пирожками с вареньем, это мешало мне расслабиться.
Широдара (shiro – голова, dahra – течение) – уникальная и, отчасти, магическая методика оздоровления, основанная на древнем индийском учении «Аюрведе». Широдара сочетает в себе индийскую массажную технику с воздействием падающих капель специального ароматического масла.
Вечером в ресторане ели рыбу Кинг Фиш, которая оказалась большой скумбрией.
13 января. Утром мы пошли на центральный большой пляж с жёлтым песком Папаснанам, волны там были более пологие и не сбивали с ног. Сегодня было пасмурно и не очень жарко.
В 2 часа дня я пришла по-записи на массаж к разрекламированному русскими туристами местному массажному гуру Абеляшу Кхану и долго ждала его появления у входа. Гуру оказался маленьким и очень строптивым, я попыталась спросить его какой из видов массажа в его каталоге лучше, после, чего он проводил меня к выходу и выгнал. Я остолбенела от такого неожиданного хамства. "Гуру неадекватный", подумала я, и пошла на массаж в соседний салон. Массаж там оказался очень качественный. На завтра я записалась на широдару, очень хотелось попробовать эту уникальную процедуру, сделанную правильно.
Поздно вечером, мы встретили в ресторане старый новый год, полакомились свежими королевскими креветками.
14 января. Утром купались на чёрном пляже, завтракали в немецкой пекарне, сходили в деревню в большой индуистский храм Джанардана Свами.
Храм Джанардана Свами (Janardhana Swamy Taple) - Храм Вишну - известный индуистский паломнический центр в Варкале является очень важной вайшнавской святыней и привлекает тысячи паломников. Храму около 2000 лет. Его стены выходят на пляж Папаснанам ("уничтожающий грехи"), где верующие принимают омовение в надежде, что священные воды смоют все их грехи.
У алтаря брахманы жгли ритуальные костры. Рядом с храмом на дереве висели куклы привязанные за шею и маленькие колыбельки, здесь молились о детях.
По возвращении, мы снова купались в океане, с начала на жёлтом, а на закате и на чёрном пляже.
После заката в маленькой хижине с крышей из пальмовых листьев мне делали широдару. Океан шумел, тёплое масло тонкой струйкой стекало мне на лоб, пахло мятой и какими то благовониями, девушка шёпотом проговаривала мантры. Постепенно моё сознание растворилось в этих приятных звуках, тело превратилось в бесконечный тёплый маслянный океан, который колыхался в лиловых лучах заходящего слонца.
Я потеряла счёт времени, когда процедура была закончена, было уже темно. Здесь же в хижине мне принесли ведро горячей воды, я немного отмылась от масла , оделась и пошла домой. Внутри меня всё ещё колыхался масляный океан.
15 января. Наше пребывание в этом райском месте заканчивалось, плотно позавтракав стейком из говядины и яичницей, на двух рикшах поехали на железнодорожную станцию. До свидания Варкала, мы увезём с собой это ощущение счастья и безмятежности.
команда"с рюкзаком по Индии"Наше путешествие продолжалсь, поезд шёл на север в Агру к прекрасному Тадж Махалу
До свидания, Варкала Поезд опоздал на 20 минут. Наш вагон был приличного АС 3 класса с проводником, кондиционером и постельным бельём, и шестью полками в каждом купе. Билеты нам достались на две боковые полки и две средние. Валентина и Ольга устроились на средних полках. В таких вагонах средняя полка днём откидывается и превращается в спинку для первой полки.
В дневное время лечь могут только обладатели билетов на третью верхнюю полку, остальные весь день сидят на нижней в ожидании, когда все решат, что пора спать.
До Ернакулама наш вагон был полупустой, после к нам подсела большая индийская семья, мама, папа, дети и ещё пара родственников из соседнего вагона. Они сразу поменяли свои верхние полки на наши средние и заполнили собой всё пространство. Ехали они далеко, до Нью Дели, вещей у них было много, сумки с кастрюльками с едой, чемоданы, которыми они заняли почти весь проход.
Валентина и Ольга разместились на третьих полках, Галина на верхней боковой, а я, как всегда, устроилась на нижнем боковом месте.
поезд идёт на северЕхали долго, ехали шумно. Наши соседи на ноутбуке смотрели бесконечные индийские фильмы с песнями и стрельбой, в соседнем купе шёл ещё один фильм на другом ноутбуке. Все кричали, дети прыгали, ели какие-то лепёшки с подливом, рис, яйца маринованные в соусе из своих домашних запасов. По проходу бесконечной чередой шли продавцы чая, воды, томатного супа, вегетарианских котлет и какой-то другой неизвестной мне еды. Места было мало, мы сидели на моей нижней боковухе и играли всю дорогу в карты.
17 января. Утром мы прибыли в Агру без опозданий. Из жаркого керальского лета мы попали в индийскую зиму. В Агре было холодно и туманно, жители кутались в тёплые палантины, но ноги у многих были одеты в летние тапочки, у некоторых даже не было носков.
А́гра - город на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. С 1528 по 1658 был столицей империи Моголов. Ныне является одним из крупнейших туристических центров Индии — благодаря сооружениям эпохи империи Моголов и, в частности, Тадж-Махалу. Агра находится на берегу реки Ямуны. Население — 1 746 467 жит.
При выходе с вокзала нас окружила толпа водителей рикш, не обращая ни на кого внимания, я направилась к киоску припейд такси(пред оплаченное такси). Водитель отвёз нас в заранее забронированный отель Sidhartha. Его звали Шану, он предложил нам на завтра экскурсию на машине по Агре и окрестностям. Шану оказался старшим братом нашего прошлогоднего водителя Иллама. Я узнала его по фото на его телефоне. Как тесен мир!
Отель Сидхартха находился рядом с Тадж Махалом. Он был недорогим, горячая вода была круглосуточно, окно на зиму поверх стекла заклеили полиэтиленовой плёнкой. Интересное решение, зачем заморачиваться заклеиванием всех щелей, всё равно скоро лето.
Сегодня мы по переулку мимо Тадж Махала спустились к реке Ямуне. По деревьям скакали макаки резусы, нам на встечу шло стадо буйволов, в небе летали большие зелёные попугаи.
Ямуна была очень грязной, на берегу лежали кучи мусора, неподалёку, охранники, отложив автоматы, играли в карты. Тадж Махал со стороны реки был обнесён большими мотками колючей проволоки. Лодочник предложил нам прокатиться на другой берег Ямуны, чтобы от туда полюбоваться Тадж Махалом, но Ольга не захотела плыть на лодке по такой грязной Ямуне, и мы вернулись к отелю.
На рикше съездили на колоритный местный Кинари базар, где было очень много народа. Здесь продавали сари, одежду, сладости, фрукты, посуду. Под мостом, прямо на земле местный стоматолог лечил кому - то зубы. Наверное, это стоило очень недорого.
Мы дошли до мечети Джама Масджид. В переулке перед мечетью наверху по проводам прыгали обезьяны, воруя фрукты у уличных лоточников. На базаре я купила серый палантин за 200 рупий, в котором ходят зимой все местные бродяги.
18 января. В 6 утра мы пошли смотреть Тадж Махал, это было моё третье посещение этого архитектурного шедевра.
Билеты стоили дорого 700 рупий, но если в этот же день посетить другие достопримечательности Агры, то при предъявлении там этого билета дают скидку, правда, не очень большую.
Утром было холодно, стоял густой туман. Валентина в начале нашего путешествия оставила свои тёплые вещи в камере хранения в Дели, ей пришлось выйти на улицу, завернувшись в покрывало, привезённое из дома. В Агре это не выглядело экзотичным, здесь все ходили во что - нибудь завернувшись. Мы встретили девушку из Канады в цветастом одеяле из отеля с американцем в странном пальто и шарфиком на голове.
Очередей в Тадж Махал было три, для местных мужчин, для местных женщин и отдельная очередь для иностранцев. Сегодня утром все три очереди были небольшие. На входе охрана тщательно обыскала нас и наши сумки.
Очень много вещей запрещено проносить с собой в Тадж Махал, это еда, косметика, карандаши и ручки, все напитки, кроме воды, и ещё много всего.
В моё первое посещение Тадж Махала, нам запретили пронести с собой даже игральные карты, и мой талисман – маленькая серая мышь из Икеи , тоже не увидела Тадж.
В этот раз мы взяли с собой только воду и фото камеры, без задержки прошли во внутрь.
Тадж Махал был прекрасен как всегда. Он показался нам не надолго и исчез в густом тумане, едва мы успели сфотографироваться на его фоне у входа.
Мы походили вокруг, зашли во внутрь, посидели на полу в ожидании, когда туман наконец - то рассеется, но он становился всё плотнее. Казалось тучи улеглись на землю, и мы бродим в них в поисках Тадж Махала. Его совсем не было видно, но чувствовалось, что он прямо над нами. Иногда из тумана появлялся какой нибудь фрагмент, тут же исчезал и через мгновение появлялся в другом месте. Девочки расстроились, что не могут увидеть Тадж Махал целиком, а я была в восторге, такого Тадж Махала я ещё не видела.
В отеле нас ждал Шану, мы сели в машину и поехали в старинный город – призрак Фатепурх, который находился в 40 км от Агры.
Фатехпур-Сикри (Fathehpur Sikri), расположенный в штате Уттар-Прадеш, во время правления Акбара I являлся столицей Империи великих Моголов, однако из-за недостатка воды столицу вынуждены были перенести в Агру. С 1986 г. город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Фатехпур-Сикри считается «городом-призраком», хотя в нем и проживает более 250 тысяч человек.
Своё название — Город победы — он получил после победы императора Моголов Бабура над Рамой Сану в битве у Кханвы.
В Фатепурх ехали в густом тумане, было страшно, когда на навстречу из него внезапно появлялись грузовики, казалось они неслись прямо на нас. Никак не могу привыкнуть к левостороннему движению.
В Фатепурхе туман рассеялся, на голубом небе сияло солнце. Мы погуляли по дворцовому городу, среди резиденций трёх жён султана, христьянской, мусульманской и индийской. Посмотрели на прекрасную мечеть с мраморной усыпальницей султана.
Вернулись в Агру, сходили в форт Агры, который был почти такой же, как в Дели, только более роскошный. Со стен форта должно было быть видно Тадж Махал, но мы его так и не увидели, к вечеру туман начал возвращаться.
Через мост мы переехали на другой берег Ямуны, подойти к реке не удалось, так как Ямуна напротив Тадж Махала загорожена колючей проволокой. Сделали групповое фото на фоне Таджа и поехали в отель, через магазины Могол базара. Шану долго и жалобно просил нас, чтобы мы зашли в какой-нибудь магазин, так как ему за это заплатят комиссионные. Мы пожалели мальчика и зашли в один из них, я даже купила там шарфик.
Сегодня вечером мы уезжали из Агры в Дели, наш скоростной экспресс, как и в прошлом году, опоздал на 2,5 часа, похоже это стало уже традицией. Была ночь, очень хотелось спать, но в поезде нам принесли ужин, который входил в стоимость билета, литровую бутылку воды и мороженное на десерт, пришлось не спать, а есть. После ужина мы быстро заснули сидя в креслах.
В Дели приехали в 4 утра, мы чуть не проспали свою остановку, но Ольга нас разбудила. Пешком по ночному Мейн Базару дошли до отеля Харе Рама. Менеджеры этого отеля были всегда на месте, ресторан на крыше тоже работал всю ночь. Мы заселились в номер на четверых, упали на кровати и сразу же уснули.
на крыше в ресторане отеля Харе Кришна19 января. Мы хорошо выспались, встали в 10 утра. Сегодня мы ожидали прилёта Натальи из северного города Мегион. Нас на один день станет пятеро, так как Ольга улетает домой только на следующий день вечером.
Мы решили съездить посмотреть ещё один архитектурный шедевр, явившийся прототипом Тадж Махала – гробницу Хумаюна.
Мавзолей Хумаюна - усыпальница могольского падишаха Хумаюна в Дели, построенная по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён Хумаюнов предок Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шах-Джахана мавзолеем Тадж-Махал.
Сходство с Тадж Махалом, действительно, было очень большое. Гробница Хумаюна была более основательная, крепко стояла на земле, тогда как Тадж Махал, казалось, как прекрасный мираж парил в воздухе.
От мемориала пешком пошли в сторону гробницы Низаммуддина. Низаммуддин дарга - священное место поклонения шейху Хазрату Низамуддину Аулийи.
Это был район мусульман – суфиев. Суфизм – мистическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии.
На улицах было многолюдно, с лотков продавали, мусульманские платки – куфии, металлическую посуду и многое другое. В уличных кафе готовили кебаб и шашлыки из курицы, баранины, и даже, из священной в Индии, коровы. В соседней с кафе мясной лавке, на крюках висели телячьи туши/
Улица становилась всё уже и темнее, мы продолжали идти вперёд. Продавцы начали что-то очень активно наперебой нам кричать. Я долго не могла понять чего они хотят. Оказалось, надо было снять обувь. Они предлагали нам сдать её на хранение в какую – нибудь лавку. Дарга Низамуддина была совсем уже рядом. Кричали они очень громко, со всех сторон, размахивая руками. Мои туристки испугались и решили повернуть обратно. Лавочники очень расстроились, что напугали нас, кричали нам в спину « ноу ноу» и делали круговые движения руками в сторону Дарги.
Дели, суффийский районЯ ещё вернусь сюда в следующий раз.
Мы полакомились острой курицей в соусе с со свежей лепёшкой, выпили массала чаю и поехали домой.
Темнело. В 22.50 прилетала Наталья рейсом из Москвы. Я вместе с Ольгой встретила её в аэропорту, самолёт прибыл без опозданий, паспортный контроль она прошла быстро, на метро успели попасть до закрытия. Прошлой зимой мы прилетели в Дели днём авиакомпанией Аир Астана, очереди на границе были жуткие, мы простояли в них не менее трёх часов. Очевидно, поздно вечером прилетать в Дели гораздо проще.
Девочки в отеле нас ждали, отметили встречу чёрным ромом с помидорками, спать легли впятером в нашем четырёхместном номере. На рецепшене никто и не заметил, что нас стало больше на одного человека.
20 января. Сегодня наш крайний день в Дели перед дальней дорогой в Раджастан. Галина прочитала в интернете, что в Дели есть район, где живут тибетцы, иммигрировавшие из Китая, туда мы и поехали сегодня.
Тибетский квартал - Маджну ка Тилла, находился на окраине Дели, от станции метро Vidhan Sabha, мы взяли большую рикшу на пятерых и поехали к тибетцам. Часть дороги перед самым кварталом, мы почему-то ехали по встречной полосе, водитель громко сигналил, уворачиваясь от машин.
Тибетский квартартал состоял из нескольких узких улочек с небольшими отелями и магазинчиками. Здесь было гораздо чище, чем на нашем Мейн Базаре, но цены на всё были значительно выше.
Ольга улетала сегодня поздно вечером, ещё оставалось время на то, чтобы погулять по городу. Мы решили поехать в Старый дели. Там было шумно, толпы людей на улицах, на дорогах пробки. Мимо уличных лавок с едой, посудой, клеток с живыми курами, мы дошли до огромной мечети Джама Масджид, которая стояла на холме, с её ступеней полюбовались старым городом.
После, через квартал со всякими стоматологическими товарами, мимо витрин с разноцветными зубами, пошли на проспект Чадни Чоук.
«Chandni Chowk» в переводе означает «Улица лунного света» - когда-то по её середине проходил канал, в котором ясными ночами отражалась луна. Сейчас это настоящий уличный супермаркет, в котором можно купить все.
Мы зашли сикхский храм гурудвару Cuc Гандж, посидели там на ковре, послушали молитвы под музыку. Было хорошо. Люблю сикхские храмы.
Вечером я проводила Ольгу в аэропорт, вернулась в отель. Собрали рюкзаки, нам удалось поспать несколько часов перед дорогой.
21 января. В 4 утра с вокзала Олд Дели отправлялся наш поезд в Джайсалмер. Выехали в 2 часа ночи на такси.
Ночью было очень холодно. Мы сидели на вокзале, завернувшись в одеяла, одев на себя все тёплые вещи. В окно на меня пристально смотрел человек в белой чалме и белом палантине, очень похожий на снеговика. Суровая индийская зима была в самом разгаре.
Поезд был проходящий, он шёл к нам с севера с далёких Гималаев и опоздал на час.
До свидания, Дели, мы едем в Раджастан в золотой город Джайсалмер к западной границе Индии с Пакистаном.
Вагон был приличного Ас 3 класса, окна были плотно закрыты, но воздух из кондиционера был ещё холоднее, чем на улице.
Садясь в поезд, мы не стали брать с собой продукты в дорогу, надеясь на разносчиков еды и чая. Но в этом поезде не носили ни чего. В джайпуре поезд остановился на 15 минут, мы успели у вокзала купить по стаканчику чая и самосе. Дорога шла через засушливую степь, становилось теплее. За окном поезда верблюды тянули двухколёсные повозки, на стоянках по перрону гуляли бездомные коровы. Пассажиры угощали их печеньками из окон поезда. вдоль дороги штабелями лежали засушенные коровьи лепёшки, очевидно их продавали в качестве топлива, для печей.
поезд идёт на юго запад