Итак, утром, сдав в багажную комнату ненужный груз, покидаем до поры, до времени отель и отправляемся на экскурсию в тоннели Ку Чи. Вот, наконец, мы вернулись к тому, с чего я начинала – к американской агрессии. Тоннели Ку Чи – это многоуровневая разветвленная система подземных ходов длиной около 200 км.!!!, которая служила вьетнамцам укрытием во время их партизанской войны. Кроме собственно переходов, под землей строилось (точнее, копалось вручную, а земля корзинами относилось на рисовые поля, чтобы американцы не заметили) всё, что необходимо для жизни: комнаты отдыха, госпитали, учебные классы. Люди провели под землей 21 год!!! жизни. Поэтому там даже свадьбы играли, детей рожали и кино смотрели. Честно говоря, подобрать слова, чтобы описать эмоции от всего этого, очень сложно. Мы потом, в последний день во Вьетнаме, еще сходим в их военный музей… Что только не творили американцы, чтобы найти партизан и выкурить их из укреплений, чтобы победить этот удивительный народ. Выкалывали мирным жителям глаза, вырывали зубы, сажали умирать в «тигриные» клетки, отрезали женщинам грудь, жгли, убивали, травили химикатами… Мы видели фотографию - на земле кучка пепла в форме человека: руки, ноги, голова, несколько минут назад это было чьим-то ребенком. Или ещё одна: стоит бравый американский вояка и держит в руке голову вьетнамца, позирует на камеру с трофеем. И ведь это они же сами и фотографировали. Гестапо отдыхает. Для немцев, во всяком случае, был Нюрнберг, а этим всё сошло с рук. Вообще, американцы использовали Вьетнам как полигон для испытания новых вооружений, в том числе химического оружия. Я читала, что НА КАЖДОГО жителя Вьетнама за время войны пришлось около 100 килограммов взрывчатки!!! А чтобы восстановить землю после химикатов, нужно очень много лет (в разных местах по-разному, в зависимости от того, сколько раз та или иная местность подвергалась химической атаке). Люди, не зная, ловили рыбу, пили воду, Боже мой, какие уроды у них стали рождаться. Надо не менее шести поколений, чтобы это более-менее прекратилось. Ладно, к музею я еще вернусь, не будем нарушать хронологию. Просто хотела сказать, как много мужества надо было защитникам этих тоннелей и тем, кто их поддерживал: кормил, поил, одевал. Тоннели очень узкие, рассчитанные на худеньких вьетнамцев, американцы там просто застревали и задыхались. Мы прошли (точнее, проползли почти на корточках) метров двадцать по «расширенному для туристов» тоннелю, нам хватило за глаза за уши. Гид сказала, что американских туристов запускают метров на 100, по-моему, или на километр, не помню точно, но на бОльшее расстояние, чем нас. Не знаю, может, это она шутила. Вообще, надо сказать, в её рассказе была только боль и ни тени ненависти к американцам. Она говорила, что солдаты, народ, не виноваты, что они выполняли приказы… Глядя на фотографии в военном музее, с этим трудно согласиться, но пусть будет так. Сейчас, конечно, всё приукрашено для туристов, установлены навесы, поставлены ростовые куклы для наглядности. И выглядит все так мирно.
Возле входа растет очередное хлебное дерево.
Вот так сейчас укрыты крупные «помещения»
На территории большое количество ловушек для непрошенных гостей (свои-то прекрасно знали, что где установлено)
Да и вход в тоннели фиг найдешь в джунгях
Вот здесь он вскрыт, чтобы было видно туристам. Обратите внимание на землю, она в этой местности, как бетон. Тоннели не были глубокими, но выдерживали тяжелую технику за счет того, что земля очень твердая. И представьте себе, каково было ее копать вручную.
Вот тут хорошо видна земля
Это вентиляционные отверстия, они тоже были предметом вожделения американцев. Специально для того, чтобы их разыскать, из Америки привезли кокер-спаниелей. Партизаны пытались отпугивать собак перцем, но те чихали и таким образом тоже выдавали местонахождение вьетнамцев.
А это – бездымная кухня. Сама кухня, естественно, под землей, а наверх выведены маленькие трубочки, которые дымят почти незаметно, во всяком случае, ни с какого вертолета не увидишь, надо подойти вплотную, чтобы заметить дым.
Ну и в завершение рассказа об этом месте – предмет гордости вьетнамцев – подбитый партизанами американский танк.
Но нам пора двигаться дальше. По дороге на несколько минут притормаживаем возле каучуковой плантации. Те, кто владеет каучуковыми деревьями – богатейшие люди Вьетнама.
Еще одна небольшая остановка – возле поля с арахисом. Вообще, Дзин, по-моему, даже в голову не приходило, что владельцы могут быть не в восторге от нашей любознательности. Она, совершенно не таясь и не стесняясь, выдрала растение, показала, как растет арахис, а потом устроила нам фотосессию в его зелени (вы же понимаете, что как мы ни старались аккуратно ступать, все равно часть растений подавили).
Больше остановок не делали, надо было успеть до начала службы посмотреть храм религии Као Дай, адепты которой поклоняются ни много, ни мало, а левому глазу Повелителя Вселенной. Во как! Облика верховное божество не имеет, оно распространено по всей вселенной, вокруг нас, поэтому может вступать в контакт с человеком в любом месте. Из путеводителя: «Вероучение каодаизма основано на концепции третьего спасения, согласно которой человечеству уже дважды было даровано спасение: первый раз Буддой и Моисеем, второй – Конфуцием и Иисусом Христом. Учение представляет собой смесь светских и религиозных философий Востока и Запада, попытку создания идеальной религии». Бахаиииии, ауууу…
Храм находится на территории целой деревни, население которой, по-моему, только тем и занимается, что молится. Т.е. практически, как монахи. Службы проходят четыре раза в сутки (в 6 утра, в полдень, в 6 вечера и в полночь), к каждой надо соответственно одеться и приготовиться. Когда живут (я уже не говорю, работают), непонятно.
Главный храм представляет собой смесь архитектурных стилей и направлений, взятых у каждой из существующих религий. Просторный, яркий, светлый, но, на мой взгляд, какой-то ненастоящий, игрушечный. Однако молятся там всерьез. В будни несколько сот, а в праздники несколько тысяч человек участвуют в священнодействии. Женщины заходят в храм слева, мужчины – справа. До начала службы все сбиваются в кучку в предбаннике, и туристы могут свободно ходить по храму (нельзя только выходить в зону перед всевидящим оком, сюда доступ открыт только священникам). В храме несколько уровней, чем ближе к Престолу, тем выше поднимаются ступени пола. Во время службы все туристы, и вообще иноверцы, должны стоять на окружающем зал втором ярусе – балконе. Перед входом в храм нужно разуваться и снимать головные уборы, плечи и колени должны быть закрыты (и не помню, чтобы у них там что-то было типа юбок для посетителей, имейте это ввиду, сразу надевайте подобающую одежду или берите с собой). Учтите, денег за вход не берут, в туристах не заинтересованы, так что могут и не пустить, если не понравится ваш внешний вид.
Храм длинный, целиком в мой объектив не влез.
Сквер перед храмом
Наиболее ярко дух Вселенной проявляется в выдающихся личностях, которые в каодаизме тоже являются объектом поклонения (но не обожествляются). К ним относятся, например, Жанна Д Арк, Толстой, Гёте. Кто именно на этой картине, не помню (по-моему, справа Конфуций, но не уверена)
Внутри
Потолок
На престоле – шар-Вселенная с левым глазом (видите, там даже бровь нарисована, чтобы точно было видно – глаз именно левый). Перед шаром семь стульев. Самый большой предназначен для каодайского папы, которого с 1933 года никак не могут (или не хотят) выбрать. Три стула поменьше – для трех библиотекарей, следящих за священными книгами. Еще три – для лидеров трех ветвей каодаизма.
Священнослужитель готовится к церемонии. У них на всех головных уборах тоже изображено всевидящее око.
Ну а нас отправили на второй ярус наблюдать за действом. Интересен процесс выхода и построения для молитвы. У каждого свое, соответствующее иерархии, место. У каждого течения свой цвет одежды. После того, как они все усядутся и начнут молиться духам, туристам в храме больше делать нечего, медитацию наблюдать со стороны нет смысла.
Процесс пошел. Делай раз.
Делай два.
Делай три.
Делай четыре.
Делай пять. Всё слаженно, четко и толково, никто не сбивает рисунок.
Среди прихожан есть и дети, они послушно сидят, но явно видно, что пока не понимают, зачем, и откровенно маются.
Мы еще немного посмотрели и пошли своей дорогой. Дзин предложила нам перед отлетом в Камбоджу заехать пообедать. Сначала предложила какое-нибудь кафе поблизости, но потом перевела слова водителя, который сказал, что здесь дорого, долларов 6-7 за обед
, лучше проехать минут тридцать и поесть по дороге за нормальную цену, доллара за четыре. Так и сделали. Остановились в каком-то придорожном ресторанчике, для нас шустро расчистили столик (а вы бы видели, что творилось на соседних), принесли еду. Из обеда больше всего запомнилась зелень, которую нам подали. Ребята, такого я не видела больше нигде
. Это реально тазик, без фигуры речи, наполненный самой разной травой. Выбирай, какую хочешь и сколько хочешь. Все съесть просто нереально, хоть мы и старались. Вкусно, особенно некоторые травки. Мне больше всего понравилась какая-то, отдаленно напоминающая тархун. К нашему столу сразу подсели два нахлебника, делающие вид, что друг друга в упор не видят, четко, однако, поделившие сферы влияния: с одной стороны уселся котенок, с другой – собака. Собаку было жалко ужасно. Я не знаю, как псина, живущая при ресторане, может дойти до такого ужасного истощения. Кожа да кости, и те больные, задние ноги были практически парализованы, жесточайший рахит. Дзин сказала, что у них к животным не относятся, как к членам семьи. Но все равно, неужели нельзя покормить, отходов-то полно. Конечно, мы скормили им практически все мясо. Причем собака даже не сразу поняла, что это еда. Такое впечатление, что она вообще мяса никогда не видела. Сначала с опаской понюхала, есть не стала, потом попробовала, распробовала и уже ловила чуть ли не на лету.
Больше из впечатлений этого дня не помню ничего. Был аэропорт вот с такими шикарными живыми лотосами на стойке.
Перелет в Камбоджу. Получение визы. Заселение в отель.
Получение визы – это отдельное шоу. Еще в самолете вам раздают по две анкеты разного вида, которые надо заполнить на английском, естественно, языке. Ладно, что смогли, заполнили (как выяснилось, оставление незаполненными пары непонятных полей отказа в визе не несут). Прилетели, по летному полю дошли до здания аэропорта, встали в очередь за визой. Смотрим – у всех какие-то другие анкеты. Выяснилось, ДЛЯ ВИЗЫ надо заполнять другой бланк. Ладно, взяли бланки и по тридцать пятому разу написали одно и то же. Пока писали, очередь набежала километровая. Не пугайтесь. Идет она очень быстро. Все организовано конвейерным способом. Длинная стойка. Слева сидят два чиновника, непосредственно принимающие у вас документы и пошлину (20 (двадцать, не давайте больше, только без сдачи!!!) долларов). На анкеты вообще не смотрят, просто раскидывают по разным стопкам: анкета, деньги, паспорт с фотографией. Да, в требованиях написано, что фотографий должно быть две. Любых. Можно разных. Берут одну. Зачем вторая, мы не поняли, но в руках держали. Положено.
Потом вдоль стойки эти документы начинают идти по рукам сидящих за ней пятерых или шестерых (не считала) чиновников, постепенно обрастая вашей визой. Наконец стопка паспортов с визой попадает к чиновнику, стоящему у правого конца стойки. Одновременно к этому концу перемещаются и все те, кто сдал паспорта. Этот чиновник ощущает себя шоуменом. Он явно развлекается, раздавая паспорта. На раздаче называют имя владельца, тот выходит из толпы, забирает свой паспорт и идет на пограничный контроль. Внимание: называют именно имя, не фамилию, не пропустите свое, транскрипция может быть неожиданной, если ваше имя непривычно для камбоджийского уха. Перед стойкой пограничника в одну из тех анкет, которые вы заполняли в самолете, надо вписать номер только что полученной визы. Всё. Вы в Камбодже. Для второго вида анкет (думаю, что это таможенная декларация) по ту сторону границы стоит большая корзина для бумаг. А мы корячились, заполняли, никто в нее даже не заглянул. Издевательство просто.
Собственно, это всё, нас встретили, на таком же автобусе, как во Вьетнаме, отвезли в отель. Про разборки с отелем, думаю, вам лучше расскажет Ольга, а мне пора домой.