ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ, или
«А не махнуть ли нам вниз по реке…»Это был единственный день, когда я решила отойти от предложенного графика экскурсий и пробежаться по собственной программе. Я хотела поехать в Виндзор, но детская мечта о Гринвиче и Обсерватории и желание спокойно пройтись по одному из королевских парков не давала покоя. К группе же я хотела присоединиться в Национальной галерее. Сразу скажу, что все планы прекрасно осуществились. Поскольку мало кто из форумчан поддался этому искушению, даю побольше фоток. :-)
Мой день начался в 6.30, а в 7 часов я уже покидала наш отель, забросив чемодан и рюкзак в номер мамы (я не представляю, как они с подругой спускали все вещи к автобусу, но меня они просто спасли, раскланиваюсь). Выбежав из отеля, я, конечно, тут же задалась любимым женским вопросом: куда идти, направо или налево?
Метро было с обеих сторон, но мне нужно было определенное Olympic Plasa, поскольку эта ветка напрямую шла к Вестминстеру (оттуда ходят кораблики) и к Северному Гринвичу (на случай отсутствия кораблика). Естественно, что я тут же пошла не в ту сторону, но наткнулась на указатель, развернувший меня в другую сторону.
А между домов мелькала арка стадиона Уэмбли.
Пройдя с квартал от отеля, я оказалась на перепутье дорог и заколебалась. И в первый раз решилась спросить прохожего. Тот хоть и спешил, но показал мне верное направление и объяснил как дойти, собственно шла я в том же направлении, что и он. На каждом перекрестке мужчина останавливался, и, оглянувшись, махал мне, куда идти, проверял, чтоб не заплутала среди таунхаусов. Убедившись, что я дошла, он побежал дальше… за метро. Такие они, британцы.
Заплатив положенные три фунта (цены на метро поменялись с 1 января 2007!), я доехала до Вестминстера. В вагоне метро несколько человек, все читают газеты, которые здесь же потом и оставляют, передают следующим пассажирам. На часах 7.30. На Вестминстерском пирсе кроме листьев и афроангличанина – никого. Первый кораблик в 10.30. Слоняться два часа по району не хотелось, и я решила ехать до Северного Гринвича (еще 3 фунта, 3-я зона).
Я вошла в метро через 10 минут как вышла, и уже попала в час пик. Народу тьма, большая часть офисные служащие (классические «белые воротнички»). Но такой давки как у нас все же нет. За остановку до Северного Гринвича, то есть в Докланде (он же Остров собак), они все вышли.
Метро Северный Гринвич расположено рядом с куполом Миллениум, сооружение мне напомнило паутину, провисшую на ветках после дождя, предназначение – выставочный зал.
Все мои немногочисленные попутчики по метро разбежались по автобусам, а я осталась перед вечным выбором: куда идти. Было желание спросить, и страх перед native speakers – Сергея то за спиной уже не было как на таможне. :scare:
Поняв, что если Темза за мной, то мне нужно держаться правой руки, я двинулась вперед, куда вела дорога. В городке Миллениум (это как я поняла такой молодежный район Гринвича, веселые домики в желто-голубой гамме, постоянно какая-то стройка), навстречу попался первый прохожий, вернее прохожая. Заикающимся от ужаса голоса я все-таки спросила как пройти в парк. «Вам нужно на автобус, остановка впереди у светофора». Услышав непривычно идеально понятный английский, я обрадовано заспикала уже смелее. Объяснив, что я вечный пешеход, я получила указания насчет верного направления движения, и обрадованная и слегка обнаглевшая оттого, что я понимаю, и меня понимают, смело зашагала дальше. Дорога оказалась не такой уж и прямой, поэтому периодически я тормозила спешивших на работу гринвичевцев вопросом «Эта ли дорога ведет в парк?» Каждый, улыбаясь, махал рукой в нужном направлении. До парка я добралась через 20 минут.
За эту прогулку я насладилась всем многоликим Гринвичем. Это очаровательный старый город, местами темный с красными фабричными постройками, немного мрачноватого вида.
Местами это были белые торговые улочки с двух или трехэтажными домами. Город менялся через каждый квартал, и также неуклонно поднимался от реки.
То, что я подошла к парку, я даже и не поняла сначала. Ну ограда и ограда. Но за ней была целая выставка якорей. Значит, я во владениях Морского музея.
Куин-хаус, где он располагается, поразил меня белизной и четкостью линий. Два крыла, соединенные открытой галереей. Безупречно красиво и скромно.
И в кустах роз, конечно.
Сам музей был еще закрыт, и я в него так и не вернулась. Как всякая сухопутная крыса, я очень люблю все связанное с морем, но целый музей, рассказывающий об истории Великобритании как морской державы, казался уже перебором. Нет уж, полезем выше, господин Кук.
Парк начинался за Куин-хаусом. Открытые пространства с дорожками и аллеями. Наверху холма виднелось здание обсерватории. Времени до ее открытия было больше часа и я спокойна пошла наверх.
Парк очень красивый и очень ухоженный. Английская классика в полной красе.
Чем выше поднимаешься, тем интереснее смотреть вокруг. Вот церковь за оградой.
Вот павильончик в парке.
А вот и вид на Докланд с его небоскребами.
Народу почти никого не было, полный покой и умиротворение. Позавтракав на скамеечке с видом на Темзу, я дошла до Розового сада (это такое название части парка). Огороженное стеночкой пространство с калиткой. Я зашла и закрыла за собой дверь. И тут же почувствовала себя Гердой, помните, в саду у волшебницы.
Единственное дерево сбоку сада было обсажено огромным количеством роз различных сортов. Все в цвету. Карта сортов была у дорожки – смотри, подходи, нюхай. Я еле пересилила себя, чтобы подойти к цветам не у дорожки – видимо, воспитание «по газонам не ходить» делало свое дело. Но здесь газонов просто не было. Вернее, газон весь парк, но ходи где хочешь.
Мое созерцание нарушила одна замечательная пара: пожилой человек с маленькой собачкой. Он шел с палочкой, мы поздоровались, и видимо убедившись, что я только фотографирую цветы (хотя желание отщипнуть кусочек великолепия был, не скрою, рука не поднялась :-[ ), они дружно засеменили дальше. Я тоже оторвала себя от цветов. Но только усилием воли. :-)
Пройдя половину парка, я направилась уже к обсерватории. Время не время, но подъем вверх не прошел даром, хотелось просто рухнуть на травку и не шевелиться. К Обсерватории вела очень красивая липовая аллея.
Вопреки моим ожиданиям, нулевой меридиан по парку не был отмечен, только на карте. Угадать его было нельзя, но судя по всему я его пересекла не единожды. Если кто решит также поехать, загляните сюда, карту парка я публиковать не могу, а здесь она хорошая:
http://www.royalparks.gov.uk/display_im ... _large.gif.
У Обсерватории есть смотровая площадка с прекрасным видом на Лондон, Докланд и купол Миллениум. Под надзором генерала Вульфа я наслаждалась пейзажем и ждала открытия Обсерватории, то есть 10 часов утра.
В нужное время я подошла к кассе и увидела странную надпись «Tickets free» (безденежные билеты, как у нас их называют). Противоположные понятия по логике туриста. Подошла к кассе, протянула денежку. «Вам путеводитель?» «М-м, да,… и билет…». Деньги с меня взяли только за путеводитель, на мое недоуменное лицо был ответ: «Билет вам на память». Учет посетителей, видимо. Теперь подсказка: чтобы пройти дальше нужно убедиться, что в кармане есть монетка в 1 фунт. Нашли? Теперь вперед, навстречу времени.
Во дворе Обсерватории меня ждал тот самый меридиан, нулевой, который. Компанию первых туристов составляла: две девицы (я одна из них) и десяток японцев. Выбрав момент, я попросила снять меня на меридиане, дежурный кадр так сказать. Девушка взяла фотоаппарат в руки, я встала на черту (хотела обеими ногами на нее впихнуться). И вдруг… от этой самой стайки отделился парень и с воплем: «Нет, не так!», принялся ставить меня для фотографии. Я слегка опешила, девушка чуть не выронила фотоаппарат из рук. Установив меня на двух разных полушариях, он удовлетворенно дал разрешение на съемку. Я боялась даже дышать, а девушка снимать. Лучше бы он этого не делал.
Потом мы долго смотрели, как снимались они сами: стоя, сидя, положив голову на меридиан как на рельсы, вывернувшись непонятно как. Японцы, одним словом.
А меридиан вот он, такой симпатишный, даже с памятником.
Теперь о монетке. У линии с нулем есть такая машинка, где за монетку вам дадут свидетельство, с точным временем, когда вы на этом самом меридиане стояли. Мне дали с указанием времени в 9 часов утра. Я долго соображала, куда делся еще час, но потом пришла к выводу, что, видимо, это мировое время, а оно бежит как-то по-другому (на самом деле это Британия летом бежит по летнему времени, на час вперед, а по мировому живет зимой).
В Обсерватории возникло ощущение остановившегося времени – оно бежало где-то за его пределами, а тут были секстанты, хронометры и телескопы. Время было кругом и нигде, оно бежало и застыло. На интерактивном столе можно было узнать историю меридиана и изобретения первых часов. Комната астрономов расскажет о незамысловатом быте, а за столом лежат карты, как будто Э.Галлей только что вышел. О комете его имени я рассказывала на экзамене в школе, а теперь нахожусь там, где он ее открыл. Смешение времен.
На самом верху у телескопа есть любопытная книга отзывов. Попробуйте быстро написать сочинение на тему «Время для меня остановилось, когда…». Лучшие ответы на стене. Я долго старалась что-то придумать, но длинные слова меня только расстраивали, и я сдалась. Уже на кораблике на Темзе поняла свой ответ: «…когда я вошла в Обсерваторию». И это была бы чистая правда.
Внизу Обсерватории есть неплохой магазин с часами, звездными картами, сувенирами. Облизнувшись, я вышла в парк, нужно было идти дальше.
Я спускалась с холма, постоянно оглядываясь на яблоко Обсерватории.
Спустившись с холма, я оказалась у главного входа и вышла в город.
Улица шла к реке, и впереди уже вырос красавец клиппер (или флиппер). Легендарная Catty Sark.
Последний чайный клиппер застыл посреди площади носом к реке. Перед ним – станция метро с одноименным названием, справа – туристический офис (как истинный макулатурщик я там неплохо поживилась).
Вход на корабль – 5 фунтов, деньги идут на реставрацию (начнется в ноябре этого года). Трюм заполнен не чаем, а коллекцией ростров, охранных украшений на нос корабля. В магазинчике продают чай (интересно, не из последнего ли рейда?), макеты кораблей и мягких… крыс.
А на палубе полное раздолье. Можно и у руля постоять, и в колокол позвонить.
Потрясающие ощущения, когда стоишь на носу, кажется, корабль сейчас поплывет по Темзе.
Людей на палубе охватывал какой-то детский азарт. Детей то само собой, но взрослые отрывались не меньше, и чем старше, тем еще больше. Я запомнила дедушку с внуком, первый просто летал по кораблю, показывая каждый закоулок обалдевшему мальчишке. На самом деле ощущение такое, что команда только что вышла. Все на месте, в четком порядке.
Время уже поджимало, и я прошла на пристань к корабликам. Надо же прокатиться по реке хоть разок! По Темзе бегают трамвайчики нескольких контор и цветов. Здесь все зависит от нужной остановки в Лондоне и цены билета. Мне нужно было оказаться на пирсе у театра Глобус то есть на Bankside Pier, а там из Гринвича останавливалась только одна «River cruises». После недолгой дискуссии с кассиром, есть ли у меня карта (однодневная туристическая карта дает скидку на трамвайчик), и, хотя ее не было в помине, чего я не скрывала, кассир все же дала билет за 4 фунта со словами: «Она у вас есть». Спасибо, конечно.
Желто-синий трамвайчик должен был подойти через 10 минут, которые я потратила на поедание очень вкусного местного мороженого. Кораблик отчалил с небольшой задержкой, а мне открылся прекрасный вид на старую морскую академию и Катти Сарк. Берега Темзы оказались на редкость не интересными. Однообразная застройка, и если вы представляете себе здание английского посольства, можете представить себе все темзинские берега.
Пейзаж немного меняется у Тауэрского моста, да и сам мост с реки, конечно красив.
Как и Тауэр. И мэрия, в виде разрезанного яйца.
Я вышла на нужной остановке и мимо Глобуса…
… и шекспировского центра прошла на мост Миллениум мимо Тейт модерн, кстати, на набережной весьма симпатичная выставка современного искусства, но очень на любителя.
Мост Миллениум пешеходный, и ведет он от здания новой Тейт прямо к собору св. Павла, куда собственно я и шла.
Собор Св. Павла архитектора Кристофера Рена (он же проектировал и Обсерваторию в Гринвиче) действительно производит впечатление малого брата Собора Св. Петра в Риме. Построенный на месте римского храма Дианы, он очень красив, не пропустите его. Вход 8 фунтов, но за эти деньги можно подняться на купол в Золотую галерею и Галерею шепотов(я не успела). И спуститься в крипту. Времени было мало, а на сей раз моей целью была еще одна литературная встреча, я вам ее обещала.
Читая в уме любимое стихотворение, я искала памятник его автору, который был настоятелем Собора с 1621 по 1631 год. Вы его знаете как автора строк, легших в эпиграф романа Э.Хэмингуэя: «…Поэтому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе». Поэт-реформатор, проповедник, родственник Т.Мора – все это Джон Донн. Его «Прощание, запрещающее печаль» чарует своими определениями истинной любви:
«Связь наших душ над бездной той,
Что разлучить любимых тщится,
Подобна нити золотой,
Не рвется, как не истощится…»
Если б так, по-написанному... Он похоронен в соборе, а скромный памятник слева от главного алтаря и хора уцелел даже в пожар 1666 г.
Я спустилась в крипту. Здесь меня ждал парадокс нашего времени. Могилы адмирала Г. Нельсона, К. Рена, Дж. Тернера соседствуют с … сувенирным магазином и кафе! Кафе и могилы это что-то из ряда вон. Я купила книжечку и вылетела как ошпаренная. Было очень не по себе, признаться.
На улице я направилась в сторону Трафальгарской площади. Времени было в обрез, а идти, к счастью нужно было прямо и прямо. Я вышла из Сити, о чем поведал дракон с надписью «Стой здесь» и дошла до места минут через 30.
Наша группа была уже в Национальной галерее. Чуть не попав под голубей, которые волнами носились по площади,…
… я вбежала в старинное здание.
Галерея очень богатая, и выбрать отдельных художников очень сложно. Полюбовавшись шедеврами Леонардо («Код да Винчи» не давал покоя), я пробежала итальянские залы и… нос к носу столкнулась с мамой, которая была с группой в Виндзоре. Сергей опять увлеченно рассказывал о картинах, мы выискивали любимых художников, все были довольны. Скомканной для меня оказалось только окончание экскурсии – мы на всех парах пролетели «Подсолнухи» Ван Гога и все залы импрессионистов в целом, а картины были такие красивые! Ничего, и сюда еще доберемся.
Покинув галерею, группа вышла на Пиккадилли. Мы прошли почти всю улицу, и под конец заглянули во двор Королевской академии искусств. Собственно ради этой дамы. Вот вам и консервативные британцы!
Так с нами прощался Лондон. Мы забежали только в самый уголок Гайд-парка. Автобус стоял где положено, никого не потеряли. И мы уехали в Дувр.
Дувр запомнился не только меловыми скалами, но и британской таможней. Автобус загнали в ангар, и мы приготовились к долгой проверке. Но проверили только ручную кладь, причем снимали даже куртки. Я волновалась за фотопленки, которые по глупости оставила в карманах. Вынула их в отдельный пакет и надеялась не сдавать на рентген. Но их отобрали. Мало того, именно они застряли в аппарате, и я уже мысленно попрощалась с кадрами. Удивительно, но эта история на пленках никак не отразилась. Так что имейте ввиду.
Мы сели на паром, это был совсем простенький кораблик, да и плыть полтора часа. Но магазины есть, тот же набор: косметика, вино, сладости. Мы приплыли в район Кале, город пронесся за окном, а в Лилль мы приехали уже совсем поздно. В этом отеле в Лилле мы уже были во время поездки во Францию, он вполне нормальный, кроме завтрака. У нас был мансардный номер с третьей кроватью по лесенке. Мы взгрустнули по Британии, поскольку уже ехали назад. Но такова наша жизнь: ап – и мы уже в другой стране.
Так закончился этот день.