Скуола гранде ди Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco) Венецианские скуолы были общественными объединениями, благотворительными организациями, они могли также представлять интересы различных гильдий. Скуолы выбирали себе святого покровителя. Скуола гранде ди Сан-Рокко - одна из шести венецианских «скуол гранде», т.е. больших объединений, ее покровитель – Св. Рох. «Скуола гранде» имели возможность приглашать известных художников для росписи своих зданий. Так, пространство внутри Скуолы гранде ди Сан-Рокко расписано кистью Тинторетто. Есть также несколько картин других художников: Тициана, Тьеполо, Джорджоне.
В здании два этажа. Первый этаж – холл. Здесь находится знаменитое «Благовещение». Словно для создания безумного контраста к потолку посередине зала подвешены какие-то невообразимые картины, приуроченные к биеннале, когда в венецианских палаццо бушует современное искусство.
По лестнице поднимаемся на второй этаж. Я делаю шаг и замираю. От восхищения. От невозможности выразить словами свои чувства. Все пространство, стены и потолок, расписаны. Все вокруг наполнено энергетикой, и воздух такой густой, что дышу через раз. Вокруг меня – тяжелые и острые крылья ангелов, тугие складки: ткани, скатерти, занавеси, яркие пятна света и облака. И я растворяюсь в этом мире.
Из Большого зала на втором этаже можно пройти в зал Альберго, где хранятся, в частности, две картины мастера, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление. Это «Распятие», громадное полотно, во всю стену, с большим количеством действующих лиц, деталей, со светом, исходящим от Христа, словно бы парящего в небе.
Русский писатель Ю.М.Нагибин в своем сборнике «Итальянская тетрадь» делился своими впечатлениями от увиденного:
«Многие большие художники писали Голгофу, каждый по-своему, но у всех эмоциональный центр картины – распятый Христос. У Тинторетто Христос – формальный центр картины. Огромная фреска представляет собой апофеоз движения. Голгофа? Да нет, строительная площадка во время аврала. Все в работе, все в движении, в предельном и в каком-то радостном напряжении сил, кроме одной из жен-мироносиц, то ли уснувшей, то ли впавшей в транс. … Выпадает из живого буйного действия распятый на кресте атлетически сложенный Христос. Лицо его скрыто в наклоне, поза на редкость невыразительна и нетрогательна. Он исключен из деятельной жизни и потому неинтересен Тинторетто. Художник откупился от Христа огромным кругом очень холодного сияния, а всю свою могучую душу, всю страсть отдал тем, кто живет и делает».
И о другой картине, «Христос перед Пилатом», пусть за меня скажет Ю.М.Нагибин, лучше я сказать не смогу.
«И было еще вот что. Я смотрел на Иисуса, стоящего перед Понтием Пилатом («Христос и Пилат» – зал Альберго) в белой хламиде или простыне, наброшенной на голое тело. Его уже подвергли побоям, пыткам, измывательствам, на груди и руках веревки, которыми он был связан. Иисус держится прямо, только незримая тяжесть чуть пригнула плечи, ссутулила спину, но он полон скромного достоинства, так прекрасно контрастирующего с суетливой фигурой фарисея, что-то вынюхивающего в Законе против Мессии, и безразличного, умывающего руки Понтия Пилата. И вдруг я увидел, что у Христа запал рот. У тридцатитрехлетнего человека рот стал как у старика. И я заплакал, сам не замечая этого. Я телесно ощущал, как больно было Иисусу, этому дивному, легкому человеку, пришедшему в душный, тягостный мир, опутанный суевериями, предрассудками, веригами мрачной религии, принесшему людям слова любви, доброты и духовного освобождения и оставшемуся не услышанным никем, кроме нескольких преданных женщин да горстки робких учеников. … Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал …и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании».