Билеты EasyJet, купленные по интернету, являются и посадочным талоном - на стойку регистрации просто приходишь сдать багаж (если он у тебя есть и заранее оплачен, 11 евро, в аэропорту он стоит уже в 2 раза дороже) и садишься на любое свободное место в самолете (как в маршрутке). Конечно, нам хотелось занять лучшие места у окошка, поэтому мы торопились скорее занять очередь перед посадкой. Все стоят в общей очереди, за исключением пожелавших расстаться с дополнительными деньгами за услугу SpeedyBoarding (приоритетное обслуживание на стойке и вход в самолет) - хотя мы так и не поняли, что она кому-то давала, наверное, просто не заметили. Конечно, народ старается ездить только с ручной кладью, причем у них действует строгое ограничение - одна ручная кладь на человека. По дороге обратно у нас не помещались все вещи в один рюкзак, пакет с едой прятали под курткой в руках - незатейливо, но действенно. Перед посадкой на нас лишь скептически посмотрели. Так что иногда верхняя одежда хорошо выручает:) На стойке регистрации заставляют проверить габариты ручной клади, вписывается ли она в разрешенные 55х46х24, ограничений по весу при этом нет. При этом стараются развести на деньги - сдавайте сумку в багаж и платите 22 евро. На обратном пути мы уже не могли обойтись без дополнительного чемодана (поскольку купленное вино, вещи и сувениры надо было куда-то засовывать), я купил в Фуншале с 30% распродажной скидкой симпатичный итальянский чемоданчик, с запасом вписывающийся в габариты ручной клади. Даже можно было бы взять побольше. Идею нам подсказали многие пассажиры, путешествующие с такими небольшими кейсами и чемоданами. В небольшие поездки в будущем хорошо такой брать с собой в салон самолета.
EasyJet мне понравился - в салонах чисто, приятно, хоть и не кормят. Нашим лоу-костерам еще догонять.
Как уже говорилось выше, рейс в Лиссабон был задержан на час, салон был забит не более, чем наполовину, поэтому практически все сели, как того желали. 3 из 4 рейсов летели вдвоем на трех местах, никто не подсаживался. По дороге попали в довольно сильную турбулентность. В Лиссабоне было уже теплее, чем в Мадриде, но очень ветрено, чувствуется близость океана - мы переезжали на автобусе из основного терминала, куда прибыл наш первый рейс, во второй небольшой. И наконец второй рейс, выполненный по расписанию, доставил нас к 8 вечера на заветный райский остров.
Ночной разворот над островом для захода на посадку в аэропорт, расположенный на сваях у океана, был очень красив. Остров сияет множеством огней. Как мы узнали в дальнейшем, все это сияние вырабатывается, в том числе, и солнечными батареями, активно устанавливаемыми на крышах частных домохозяйств, и ветряками (в планах острова к 2020 году достигнуть 50% уровня потребления электроэнергии из возобновляемых природных источников). Кроме того, добавляло этому завораживающему иллюминационному зрелищу при взгляде на город Фуншал с горы, когда едешь из аэропорта, тот факт, что мы попали на остров в постновогодние дни, когда Фуншал богато украшен праздничной иллюминацией. Здесь и фигуры Санта-Клаусов и ангелов, подсветка порта, и огромные елочные шарики на пирсе (Feliz 2011), и разноцветная подсветка улиц и переулков, деревьев и каналов, и огромный светящийся флаг Мадейры, свисающий с подвесного автомобильного моста. В нескольких местах в горах видели огромные светящиеся цифры «2011».
Световые решения просто потрясающие, даже не идут в сравнение с только что оставленным Мадридом. Жаль, всей этой световой красотой нам удалось насладиться лишь пару вечеров - 7 января все праздничное освещение отключили. Однако запечатлеть ее на фото я все-таки успел.
По-видимому, такой праздничной иллюминацией остров компенсирует небольшой размах новогодних салютов по сравнению с Австралией, которая поставила рекорд по фейерверку в этом году. Как свидетельствует памятная табличка на набережной, Мадейра уступила пальму первенства в деле новогодних фейерверков с 2006 года, когда ее салют был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Добрались на аэроэкспрессе до места нашего размещения, мини-отеля Residential Funchal, в самом центре города, напротив знаменитого рынка Mercado dos Lavradores, заселились, немного прогулялись по набережной, зашли там в Макдоналдс. Купил на набережной жареных каштанов (вкуснятина, брал их впоследствии каждый вечер), побегал по окрестностям в поисках воды в столь поздний час. Магазины были уже закрыты, поэтому купил пару бутылочек в ближайшем баре. Предоставленный номер нас сразу расстроил - он выходил на сторону рынка общим балконом, где сушилось постиранное белье. Вдобавок, в окне отсутствовало одно стекло - для проживания в условиях их климата в общем-то некритично (батареи и кондиционеры там отсутствуют за ненадобностью), но дыра в окне порядочно добавляла рыночного галдежа и запаха стираного белья. Плюс ко всему, в раковине был засор. Добившись лишь обещания, что завтра придет "патрон" и будет "но проблема", мы легли спать. Наутро пришел патрон, оказавшийся приятным молодым человеком, свободно владеющим английским, извинился за предоставленные неудобства и тут же переселил нас в отличный номер, выходящий полноценными окнами во двор, где нам были обеспечены тишина и покой на оставшиеся 4 ночи (по 25 евро за сутки).
В стоимость номера также не входит завтрак, чему мы снова были рады, так как это позволяло нам, выспавшись, спускаться вниз, брать что-то вкусное на рынке или сидеть в кафе со свежим хлебом, кофе и обалденными апельсиновыми фрэшами за 1,5 евро.
Этот рынок - непременное место паломничества групп туристов, прибывающих с каждым круизным кораблем на остров - поражает обилием разнообразных местных цветов и фруктов, знакомых и не очень, сияет различными красками и предлагает свежевыловленную рыбу, прежде всего эшпаду, очень вкусную глубоководную рыбу-саблю, вылавливаемую у берегов Мадейры. Практически каждый день мы ели эту рыбу, фирменное местное блюдо – эшпада, приготовленная с бананами. Кстати, местные бананы, небольшого размера - основной экспортный товар острова, выращиваются на приусадебных участках местных жителей повсеместно, как у нас картошка.
К слову сказать, картошку здесь тоже выращивают - гуляя по левадам на третий день, видели, как они снимают очередной ее урожай. А вот полюбившиеся нам апельсины, такие вкусные, на острове, оказывается, не выращиваются - только лимоны и грейпфруты.
Местные мичуринцы вывели на острове множество гибридов: банан-ананас, банан-яблоко, несколько видов маракуйи: классическая, яблоко, помидор... Всего уже и не помню. Все это давал мне дегустировать на рынке парень-хохол, торгующий и здесь фруктами для наших людей. И действительно, пробуешь такую маракую, а ешь как будто помидор или яблоко. Плюс шикарные, сочные и сладкие, ананасы (даже купленные в местном супермаркете, они дают большую фору любым продающимся у нас ананасам), всевозможные папайи, черимойи, аноны, агавы...
Итак, проснувшись наутро и переселившись в нормальный номер, довольные и счастливые оттого, что мы наконец-то в раю, мы отправились гулять по Фуншалу.
и будет