На зеленом холме раскинулся солнечно-желтый замок. Красивый, гостеприимный, но не тот – это был замок Хоэншвангау, в котором король Людвиг II Баварский провел свое детство (его осмотр, к сожалению, не входил в нашу программу). Нескончаемые потоки туристов, методично обтекавшие билетную будку, исчезали в «безразмерных» салонах подходивших друг за другом автобусов, призванных доставлять народ к другому замку. Нам сюда. Ввиду большого состава группе пришлось разбиться на два автобуса, но к назначенному времени все исправно прибыли наверх. Тем временем дождик продолжал лить, придавая этому месту еще больше таинственного очарования. Несколько шагов по идеально покрытой асфальтом лесной дорожке, от которой змеями расползались в разные стороны витиеватые корни старых деревьев, и мы на мостике Марии – матери Людвига, протянутом над пропастью между суровыми скалами. Далеко внизу, под мостом, разверзлось ущелье, в котором бурлила стремительная речка, переходившая в небольшой водопад. Отсюда открывался захватывающий вид на Нойшванштайн! «Новый лебединый утес» - вот, что это означает, и именно так и выглядит. На вершине скалы, устремленной в небо, возвышался необыкновенно изящный замок, каких я в жизни не встречала. Именно такой замок, каким он рисовался в детских фантазиях за чтением сказок. Настоящий! Не государственно-официозный, не грубо-фортификационный, а романтично-сказочный, волшебный, воздушный, словно парящий над землей! Замок, прекрасный в любую погоду! Сегодня он был прикрыт серой вуалью тумана и мокрой дымкой дождя. А вокруг, до самого горизонта, простиралась безмолвная долина, озера и горы, горы, горы. Хотела бы я провести в Нойшванштайне ночь, а поутру оказаться на башне, чтобы, не веря своим глазам, любоваться в прохладной тишине медленно проползающими, а может, неподвижно застывшими у подножия замка облаками, скрывающими верхушки самых высоких елей… Людвиг любил приходить вечерами на этот мостик и любоваться замком, в окнах которого теплился свет многочисленных свечей. Нойшванштайн был построен им на собственные средства в XIX веке. Всего за 15 лет (с 1869 по 1883 годы) был почти готов невероятный, но реальный пятиэтажный дворец из цемента, извести, песчаника и мрамора, да еще со всеми удобствами, включая отопление и горячую воду! Нет, слово «построен» здесь не совсем уместно – замок был придуман, прочувствован и материализован Людвигом из Большой Мечты. Архитектурно-художественный облик замка создавался трудами и талантами Эдуарда Риделя и Кристиана Янка, но сам король принимал в творческом процессе его проектирования и воплощения самое пристальное участие – молодой Людвиг усердно и самозабвенно добивался того, чтобы замок полностью соответствовал его представлениям. Замок возник на месте двух былых крепостей. Красота победила силу! Это очень символично – ведь Людвиг не любил воевать, зато его душа тонко чувствовала красоту во всех ее проявлениях. Очевидно, на представления Людвига повлияла атмосфера, которая окружала его в детстве в замке Хоэншвангау. Его интерьеры были не просто великолепны, но очень романтичны и по-домашнему уютны. Они скорее походили на интерьеры некоего графского дома, нежели на холодный золоченый официоз замка в привычном о нем представлении. Стены отчего замка украшали многочисленные фрески, в том числе с изображениями из саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Значит, «лебединая» тема Нойшванштайна также зародилась еще в добрых стенах Хоэншвангау, она была начата еще отцом Людвига – Максимилианом II, а может, и задолго до него, а сын лишь продолжил ее и развил, сделав это без преувеличения гениально. Покинув мостик, мы отправились собственно к замку Нойшванштайн – пора увидеть его изнутри. Тропинка, густой лес, и вот из-за поворота стали показываться светлые стены… Неожиданно массивные, они вырастали прямо перед глазами, так близко, что казалось, они клонятся, готовые навалиться сверху. Мы вошли во двор, преодолели турникет, когда на табло загорелся номер нашей экскурсии, получили по аудиогиду в руки – и вперед, согласно строгому расписанию, непрерывным потоком, друг за другом, группа за группой, программа четко просчитана – 40 минут… Прекрасный замок, возведенный в уединенном уголке природы, кишел туристами, хотя интенсивность их нескончаемого потока исправно дозировалась служащими музея. Что ж, при такой популярности никуда не денешься. Но даже «густонаселенность» не перебивала атмосферу этого удивительного места. Замок поражал и забирал, подхватывал душу и с легкостью проносил ее над толпой, искренне и мимолетно доверяя свои покои. Каждое помещение оказалось не просто великолепным, но очень необычным, преисполненным собственным настроением и назначением – в них воплощались глубокие и светлые идеи Людвига, навеянные яркими художественными образами. Над оформлением этих комнат под руководством Людвига трудились лучшие мастера, и результат этого вдохновенного труда нужно непременно увидеть своими глазами. Особенно меня поразили некоторые детали. Например, кровать в спальне Людвига – настоящее произведение искусства, ведь ее украшает… готический резной балдахин из дерева! Тронный зал сам по себе хорош, мне более всего хотелось выбраться на его террасу, с которой открывается самый лучший вид (к сожалению, терраса сейчас закрыта): просторы, замок Хоэншвангау среди зелени холмов, озера, небеса и завораживающие тирольские Альпы... Там, за озером Альпзее, начинается Австрия. А самая большая изюминка замка – сталактитовая пещера-грот между жилой и рабочей комнатами! Грот довольно маленький, внутри лишь столик со свечкой и стул (это место для размышлений), но как он реалистичен! А из грота, за стеклянной дверью, есть проход к зимнему саду, напоминающему балкон, где также ничего лишнего – фонтанчик и стул у широкого окна с видом на озеро. Вот бы хоть немного побыть в этом зимнем саду в уединении и тишине!.. Какое же необыкновенное, нереально глубокое и сильное место - Нойшванштайн! Одна большая сцена, одна большая сказка, одна короткая жизнь… Этот замок наполнен единым сильным и трепетным духом, словно симфония, раскрывающая единую тему, но не одной только музыкой, а еще и сценографией, и мастерством певцов. На стенах дворца текла жизнь: на них оживали в росписях сюжеты, воспетые в операх Рихарда Вагнера, талантом которого Людвиг бесконечно восхищался и с которым был дружен и очень близок духом. Кто-то назвал Нойшванштайн храмом Рихарда Вагнера – пожалуй, это справедливо. Ведь в соответствии с оперой Вагнера «Таннгейзер» грот должен был представлять собой как бы «вступление» к находящимся в рабочем кабинете Людвига полотнам с изображениями из этой саги. А зал певцов – поистине центральное место в замке. Он огромен, и для освещения зала использованы не только люстры, но и многочисленные позолоченные напольные подсвечники, не уступающие по количеству свечей люстрам. Зал предназначался для постановок опер Рихарда Вагнера и должен был просто сиять от обилия света. К сожалению, Вагнер ни разу не смог посетить Нойшванштайн, и зал певцов при жизни создателя ни разу не использовался по назначению. Зато с 1933 года с некоторыми вынужденными перерывами в память о Людвиге II здесь стали проводиться праздничные концерты. Было бы очень здорово попасть на один из них! Особенностью зала является беседка для пения, отличная от его интерьера, - это сцена с колоннами, оформленная в виде бушующего зеленью и свежестью волшебного сада. Этот замок – не просто красивый дом, игрушка, это собственный мир, воплощенный в камне, в котором Людвиг мог укрыться от реального, недоброго и несправедливого мира, этот замок – зеркало души Людвига, пристанище его души, всегда стремившейся в это удивительное, нереальное и чистое место. Возможно, именно поэтому замок мало кто посещал – в основном король Людвиг II проводил здесь долгие часы своего привычного одиночества, да и то недолго, так как вскоре при неизвестных обстоятельствах покинул этот мир навсегда. К сожалению, Рихард Вагнер оказался прав, написав после знакомства с Людвигом следующее: «Он так хорош, так умен, так полон глубокого чувства, так великолепен, что я боюсь, что его жизнь, подобная мечте богов, увянет в этом обыденном мире!». Нет, Людвиг II не был сумасшедшим. Он был обыкновенным, далеким от политики и людской суеты гением, творцом, мыслившим прекрасными образами и витавшим, как положено гению, в облаках, не понятым в свое время большинством, ходившим, как положено большинству, по земле. Впрочем, на самом деле не понят он был меньшинством, но властным и очень коварным…
|