Кафедральный собор города Турку
Набережная города
Дальше наш путь лежал к парому Silja Line , на котором мы отплыли в Стокгольм (Швеция)
Посадка на паром.
Паром произвел огромное впечатление – это огромный 10-этажный дом с ресторанами, кафе, игровыми залами, магазинами, дискотекой, обменником и проч. По совету Ларисы сразу поменяли часть денег (евро) на шведские кроны (на паромах очень хороший курс). Если вы пользуетесь картой VISA, то деньги нужны только на дополнительные экскурсии. Гид приблизительно ориентировала сколько надо денег поменять на еду, а сколько на экскурсии и сувениры. В кафе, ресторанах и магазинах можно расплачиваться карточкой.
На всех паромах брали 3-х местное размещение (я, муж и сын) и класс А (это каюты выше ватерлинии с иллюминатором), класс В отличается только тем, что нет иллюминатора – это внутренние каюты . Но, честно говоря, в окно смотрели только утром после завтрака перед прибытием в следующий город.
Интерьер нашей каюты
Я заказывала на всех паромах в этом путешествии и завтраки, и ужины. Объясню, почему. Думаю, что это дешевле, чем покушать, скажем, в кафе или в ресторане. Кроме того, в Турку сразу с экскурсии везут на посадку в порт, купить на ужин продукты негде, заезд в кафе гид не планировала. Я видела, как некоторые туристы брали с собой быстрые супы, но их надо заваривать кипятком, необходим чайник. Сыры быстро расплавились и деформировались без холодильника, сырокопченой колбасы тоже много не напасешься, причем нужен хлеб, а, например, в Норвегии его вообще нет – только сухие хлебцы. При этом со мной были двое мужчин, которым не наесться бутербродиками. Во время длительных переездов были остановки каждые три часа, гид заранее объявляла, где и когда будет обед. В основном это были очень симпатичные недорогие кафе на трассе с горячим питанием на выбор. В туалет останавливались на заправочных станциях, при которых везде есть магазинчики, где покупали на вечер соки, йогурты, печенье, сыр в нарезке, колбасу в нарезке, воду в бутылках.
Забегая вперёд, хочется рассказать о всех паромах в целом, а не только об этом конкретном.
Так как народу на пароме плывет много, ужин организуется в 2 смены – по 2 часа на каждую, например 19-21 и 21-23. Гид заранее объявляет смену и номера столиков. Согласно этим номерам занимаются места, а дальше – шведский стол. Всех потряс огромный выбор рыбных деликатесов : раки, креветки, семга соленая, форель, икра нескольких видов, рыба запеченная и всякая разная, фрукты, выпечка. Многие экономят - не берут ужины и завтраки на паромах. Конечно, если вы попали на ужин в 21-23, то завтрак в 5 (!) утра тяжеловат после такого сытного ужина.
Единственный минус – ограничение на ужин напитков на некоторых паромах. У нас так было, когда плыли из Норвегии в Данию. Нам заранее сказали, что норвежский паром круче финского. Сказать, что внутри он лучше я не могу, по-моему, равноценные. А вот на ужине доступ к любым напиткам был закрыт.
Официантка дает на выбор 1 стакан сока, пива или вина, далее все докупаешь за деньги, причем недешево (7 евро за стакан). За соседними столиками мы увидели термосы с кипятком и решили налить простой чай, но, оказалось, что он только для японцев, якобы у них на ужин так принято. А у нас - нет ? Спасал маленький электрический чайник, который посоветовали взять с собой бывалые туристы. После ужина бегом в каюту, ставим чайник и завариваем чай, после рыбы очень хочется пить. Сразу после посадки бежали в «дьюти фри» покупать воду в бутылках, ее быстро раскупали. Из Турку в Стокгольм и обратно таких ограничений не было. Можно было самостоятельно подходить и наливать пиво, вино, сок или чай. Выносить с собой еду нельзя нигде. В питерской группе туристов официантка устроила скандал, когда увидела, что женщина кладет в сумку фрукты, и хотела вывести ее из зала.