Пока выдался свободный день, решила дописать. Еле нашла свои записи, надеюсь что-нибудь вспомню в процессе. Надеюсь также, что Вера и Галина еще не уехали и смогут почерпнуть что-то для своей поездки... В любом случае - счастливого пути.
P.S. Пишу очень быстро, так что пардон за возможные ляпы.
День седьмой. Дворец с призраками.В этот день мне предстояла еще одна вылазка за город, на сей раз в гордом одиночестве. Сама идея поехать именно в Хэмптон-Корт появилась опять-таки благодаря литературе: должна же я своими глазами увидеть легендарный лабиринт, где заблудились герои Джерома. К тому же о парке дворца ходят легенды, ведь здесь соединились воедино английские и французские архитектурно-парковые традиции…
http://www.hrp.org.uk/HamptonCourtPalac ... ights.aspxИтак, утром я привычно нырнула в метро Пэддингтон и вынырнула на станции Ватерлоо. А где метро, там и вокзал, естественно. Причем, самый перегруженный в Европе, поскольку отсюда идут поезда Евростар на материк. Ватерлоо огромен, это я поняла сразу же, когда вышла в него прямо из метро и тут же стала искать нужный поезд. Судя по расписанию, на покупку билета у меня осталось 10 минут, но поезд стоял на одной из крайних платформ. Кассы, к счастью, были рядом. Теперь уже наученная первой вылазкой, я выпалила кассиру: «Хэмптон-корт, cheep day return, плиз» и сунула в окошко 40 фунтов (2 бумажки по 20), предполагая, что это немного больше, чем надо. Но за стеклом я увидела удивленно округленные глаза кассира и услышала просьбу: «Одну, плиз»
. Билет стоил 11 фунтов, туда и обратно. Цена несколько смущала, и я спросила, на каком поезде я могу ехать (в уме чертыхаясь, что опять придется разбираться с «медленными» поездами
). «На любом» - был ответ. Это было замечательно, поскольку за 5 минут я могла успеть добежать до крайней платформы. Итак, в стиле лучших зарубежных фильмов я понеслась по очень немаленькому вокзалу, лавируя между белыми воротничками, спешившими на работу с кофе в руках (почему-то это очень популярно), рискуя быть в случае чего политой кофе и ругательствами. Но меня миновало и то и другое. Пройдя через турникет на перрон, я вбежала… в почти пустой поезд
. В вагоне я всю дорогу была одна, и так в одиночестве до конечной и доехала. Дорога была не особо интересной, за исключением Уимблдона, где я все пыталась увидеть легендарные корты. Корты за окном были, но обычные тренировочные, и разминались там явно местные.
Примерно через час я вышла на станции «Хэмптон-корт». На часах было 9 утра. Дворец располагался на другом берегу Темзы, и я пошла к нему через мостик, опять вспоминая любимую книгу:
«… Я часто думаю, что с удовольствием жил бы в Хэмптон-Корте. Здесь, видимо, так тихо, так спокойно, в этом милом старом городе, и так приятно бродить по его улицам рано утром, когда вокруг еще мало народу….» Это точно. Особенно, когда приехал на час раньше открытия дворца (а по виду скорее замка). Час времени, целый парк и несколько косящихся служителей. А еще река, такая ленивая и совсем не столичная сейчас утром Темза, к которой я и пошла.
У входа во дворец, у реки, рос дуб, явно очень старый и, к сожалению, очень больной. Шары из веток, раскиданные на дереве, следы деятельности омелы, той самой, под которой целуются, и причина гибели большого количества деревьев на юге.
Та часть парка, которую я увидела до открытия дворца, меня сперва немного удивила: я же слышала много интересного о необыкновенной красоте партерного парка Хемптон-Корта. А этот парк был похож на типичные английские садики у дома: как бы закрытый сад–двор, где в центре царствовуют розы (эх, как жаль, что я здесь не летом!) и колоновидные деревья. Способности и терпению англичан в выращивании клонов можно позавидовать. Плодовое дерево как бы пришпиливают к кирпичной стене, и периодически удаляют боковые побеги. В итоге оно превращается в лиану, и вполне хорошо плодоносит. До сих пор есть такие садоводы, которые пытаются вырастить их в Подмосковье. Увы, но у нас это дохлый номер. Здесь же, я была очарована встречей с моей дачной любимицей – японской айвой: деревце ( а у меня крошечный кустик) как бы вилось по стене, и все было покрыто красными цветами… и крупными плодами айвы, видимо, еще прошлогоднего урожая.
В остальной части парка вовсю цвели нарциссы, крокусы и подснежники. Невольно вспоминала сказку о 12 месяцах. Тут ее, наверняка, не поняли бы: вот вам подснежники, и почти к Рождеству.
Забираться в глубь было боязно. Но указатель к Лабиринту я нашла. Так что вернулась к началу, то есть к кассам. Служащие еще только собирались, так что есть время заглянуть в историю.
Лирическое отступление: вынужденный подарок…Дворцовый ансамбль Хэмптон-Корт, ныне известный как один из красивейших королевских дворцов, королевским изначально не был. В начале шестнадцатого века в этом месте выстроил свой загородный дом в стиле поздней английской готики кардинал Уолси, тот самый, что заложил Крайст-Черчь Колледж в Оксфорде и не захотел разводить Генриха VIII с его первой женой. Попав в опалу, Уолси подарил этот самый роскошный в то время в Англии замок королю (по другой версии, Генрих дворец просто отобрал). Хэмптон-корт королю и вправду понравился: он его перестраивал и расширял, а до дворца добирались по воде, то бишь, по Темзе. Здесь был и двор Анны Болейн, и здесь была арестована его пятая жена Катерина Говард. Считается, что именно в этом дворце Елизавета I узнала о победе над испанской армадой. Позже во дворце поработал и гений Кристофера Рена, его усилиями один из фасадов дворца перестал быть похож крепость. Кстати, именно в Хэмптон-Корте архитектор и умер. Да, а еще во дворце живут приведения...
Ой, кажется, кассы открываются. О них тогда позже, а теперь вперед, во дворец.
В кассе мое появление через минуту после открытия, несколько удивило, что читалось по лицам. Тем не менее, меня поприветствовали как первую посетительницу, я оплатила билет (13,5 фунтов за замок, а вот где платила за лабиринт не помню, по-моему, уже на месте).
Первое, что меня потрясло, когда я вошла в первый двор – служители в исторических костюмах. Уже позже я поняла, что это местные гиды. Каждый час с часовой площади отправляются бесплатные экскурсии по замку с одним из их исторических жителей. Я застала кусочек такой экскурсии, которую проводил Генрих VIII, даже понимая только часть его речи, поняла, что это что-то потрясающее. Настоящий спектакль! Очень всем советую!
Итак, я вошла в замок мимо дракончика, его охранявшего..
...в первые дворы, и полюбовавшись на часы, которые показывают не только время, но и сколько времени до следующего года, и подъем воды в Темзе, я вошла в замок.
В плане, который любезно выдают в кассе, и даже на русском, были указаны несколько маршрутов осмотра дворца. Сейчас, судя по официальному сайту, во дворце бесплатно выдают аудио-гид на русском языке. Когда там была я, их еще не было. Поэтому я пошла внутрь только с буклетом в руках.
Первый маршрут был посвящен Генриху VIII. В первом же зале пришлось испытать невиданный стыд за свой английский.
Видя, что я без аудио-гида, ко мне обратился служитель, а я ничего не поняла. Ни слова. Что-то пробормотав в ответ, я позорно сбежала. Войдя в большой коридор, подумала, что может быть меня просили снять головной убор, кто его знает, какие здесь правила. Стянув беретку, тут же увидела табличку на стене: «Именно в этом коридоре чаще всего видят призраки короля Генриха VIII и Катерины Говард». Я засмеялась: да, перед королевскими особами в шапке оставаться не принято.
Что же касается призраков, то они давно облюбовали Хэмптон-Корт. Первым стал появляться призрак первого хозяина -Уолси, позже стал появляться призрак Катерины Говард, который проносился по этому самому коридору точно так же, как когда-то она сама с криками бежала от арестовывавших ее, криками призывая короля помиловать ее. Ну и наконец сам Генрих VIII частенько наведывается сюда перед грозой. Говорят, здесь появляется и Джейн Сеймур, хотя ее душа, судя по истории, должна покоиться с миром.
В обстановке замка ничего особо выдающегося я не нашла. Довольно запутанное сооружение, целый город внутри замковых стен. Здания 16 века перерастают в постройки К. Рена, возникают дворики, крутые лестницы. В общем, мое любимое «Кто так строит?» периодически возникало в голове:
Что поразило, так его общительные служители. Видимо, в первом зале мне просто не повезло – я не настроилась на язык. Дальше проблем не возникало. В каждом (!) зале мне говорили, что я первая за сегодняшний день. Предлагали взять аудио-гид внизу, на что я говорила, что на русском их нет. Они извинялись за их отсутствие и... рассказывали мне все сами, хотя я их и не просила. В одном зале в меня буквально вцепилась служительница и повела по залам, рассказывая, как король встречал гостей, в какой зале кого и как, обращая внимание на украшения стен тут и тут, на особенности резьбы.
А в оружейном огромном зале я чуть не упала в обморок, услышав, как только вошла: «Да, здесь более трех тысяч единиц оружия»
. Я невольно подумала о призраке, но выяснилось, что его роль играл молодой человек на другом конце зала. Я его и не увидела сначала. Так я и гуляла по дворцу по указанным маршрутам, перекусила в маленьком кафе, где даже салфетки говорят о том, где вы были, пока не вышла в парк. Вот тут то я и поняла, что погибла...
Красота, открывшаяся взгляду, потрясала. Как на параде, на огромной площади выстроились рядами деревья. Казалось, попала на огромную грибную поляну. За грибной поляной появилась водная гладь, напомнившая каскады Версаля (с намеком на него парк и разбивался). Летом за вход в парк надо доплачивать около 5 фунтов, зимой вход был бесплатным.
Обернувшись, я опять застыла. От замка Хэмптон-Корт осталось только воспоминание. Передо мной был совсем иной дворец, словно сошедший со страниц Дж. Остин. Этот фасад, если не ошибаюсь, возник во времена королевы Анны.
Если стоять лицом к этому фасаду, то слева находится ряд французских барочных парков, с четкой геометрией цветников и неизменными скульптурами. К нему обращен еще один фасад. Если не ошибаюсь, именно он сделан К. Реном.
Там, где в парке что-то досаживалось, стояли вот такие муляжи "посадок", что было весьма забавно:
Погуляв по садам, я двинулась в ту часть парка, с которой начала свою прогулку по дворцу. Ведь именно там был знаменитый лабиринт.
« Гаррис спросил, бывал ли я когда-нибудь в Хэмптон-Кортском лабиринте.
Сам он, по его словам, заходил туда один раз, чтобы показать кому-то, как
лучше пройти. Он изучал лабиринт по плану, который казался до глупости
простым, так что жалко было даже платить два пенса за вход. Гаррис полагал,
что этот план был издан в насмешку, так как он ничуть не был похож на
подлинный лабиринт и только сбивал с толку». - так начались приключения трех друзей в легендарном лабиринте. Что же, посмотрим, как я справлюсь.
На лабиринт я буквально наткнулась, поскольку понять, что это он было сложно. Просто посадки тиса на весьма небольшом участке (а не каменные стены, как в нашем фильме).
Не надеясь на свою память, я, на всякий пожарный, сфотографировала план лабиринта у входа и шагнула внутрь зарослей:
«Мы только зайдем ненадолго, чтобы ты мог сказать, что побывал в лабиринте, но это совсем не сложно. Даже нелепо называть его лабиринтом. Надо все время сворачивать направо. Походим минут десять, а потом отправимся завтракать.» - так было у Джерома. О плане и вправду стоило позаботиться. Внутри лабиринта возникает странное ощущение – он словно втягивает в себя, заставляя сворачивать не туда, куда нужно.
В итоге, следуя отпечатку в памяти, я таки свернула не туда, но вовремя опомнилась и вернулась на первоначальный путь. До центра я дошла весьма быстро, но обратно уже не пускали – выход был рядом. Честно, мне уже не хотелось, уж очень неприятно давит это место на психику. Так что в центре было и впрямь радостно оказаться.
Прилично устав, я направилась к выходу. Где неожиданно наткнулась на очередной каток. Но ноги на него уже не шли.
Я с удовольствием приземлилась на скамейку поезда в сторону Лондона. Отдохнув, я поняла, что времени только около 3 часов, и нужно куда-то себя деть в Лондоне. Созвонившись с мамой, мы уговорились встретиться в музее Виктории и Альберта. Из метро в музей есть отдельный выход. Благодаря ему, мы с мамой с полчаса не могли друг друга отыскать. Этот музей - уникальное собрание, позволяющее открывать быт и культуру различных стран мира. Тут есть и скульптура, и предметы быта, и выставка современного костюма. Что хотите, в общем. Нас хватило на какой-то час, после чего мы уже смотрели больше на посетителей, чем на экспонаты, был уже явный перегруз головы, особенно у меня. Интереснее всего было наблюдать за детьми, школьниками, которые усаживались на пол около очередной витрины и зарисовывали японские кимоно или платье очередной знаменитости. Видимо, такие задания в школе, поскольку ходил явно класс.
Из музея мы вышли уже в темный вечерний Лондог. Медленно пошли по уже знакомым улицам к Гайд-парку, пока не набрели на еще одну знаменитость Лондон - на универмаг Хэрродс. Купить мы там явно ничего не могли, а вот посмотреть хотели. Особенно интересовал маму памятник, установленный отцом Аль-Файеда в память о погибшем сыне и Леди Ди. Что удивительно, мы его сразу нашли:
Мне он не понравился, но на вкус и цвет, как говорится. Мама, нашедшая днем мемориальный фонтан в Гайд-Парке, не была в восторге от обоих памятников
.
Так, от магазина к магазину мы добрели до отеля. Оставшееся время упаковывали вещи в весьма потяжелевшие чемоданы. Ведь завтра мы в последний раз совершим вылазку в центр города, после чего попрощаемся с городом, надеюсь, не навсегда.