Мезим - на всякий случай он по-моему бесполезен,
А по-моему
, полезен, это у кого какой организм, я же про себя пишу, я его глотала, когда чувствовала дискомфорт, мы же в дороге все время.
Вернусь немного назад, вдруг вспомнила про своё «любимое» Домодедово. Такой момент. Мы приехали туда за три часа до вылета, на табло – тишина, нашего рейса еще нет. Полчаса ждали, пока появится. Появился – сразу побежали на регистрацию. Выяснилось – регистрация уже давно идет (началась за 4 часа до вылета (услуг он-лайн-регистрации Вьетнамские авиалинии при вылете из Москвы не предоставляют)), просто на табло Домодедово «не умещаются все рейсы». Вот бредятина. А установить еще одно табло рядом не судьба? Короче – приехал в Домодедово, топай к справочной стойке и узнавай, где регистрируют на твой рейс, а то будешь лететь, как попало. Мы в результате сидели все вместе, но по центру, а могли бы у окошек, где ряды по два кресла. При том, что это тяжелый девятичасовой ночной перелет, после которого предстоит экскурсионный день, вопрос рассадки в самолете очень существенен.
Продолжу рассказ про озеро Возвращенного меча. Версий несколько, но все они сводятся к одному результату. Во времена, когда Вьетнам был угнетаем китайскими захватчиками, к простому рыбаку Ле Лою выплыла большая черепаха и принесла ему на спине золотой меч, с помощью которого он всех захватчиков порубил, свободу Вьетнаму вернул и сам стал императором. Однажды, когда новоиспеченный император мирно катался на лодке по озеру со своей семьей (другая версия – пришел на берег принести благодарственные дары), из глубины вод снова поднялась большая черепаха и потребовала вернуть подаренный меч, ибо он ему больше не нужен (другая версия – грянул гром, меч вылетел из ножен, обратился в нефритового дракона и канул в озеро). Так или иначе, меч вернулся в озеро и попадет в руки новому герою только, если на страну снова нападут захватчики (вернет черепаха, прилетит дракон). Именно поэтому озеро носит столь необычное имя. В нем и по сей день живут большие черепахи, которые изредка выплывают на островок посреди водной глади. Островов на озере два. На один, поменьше, на котором стоит Башня черепахи, доступа нет. Именно туда выплывают живые черепахи. Считается, что это голова той самой черепахи. А другой остров, побольше – туловище. На этом острове стоит Храм нефритовой горы, посвященный успехам полководца Чан Хынг Дао, героя – победителя монгольских захватчиков. Позже храм решили посвятить духам – покровителям науки.
К острову ведет симпатичный мостик
В храме
Вот это как раз пустой трон, потому что алтарь посвящен Богу (напоминаю – никто не знает, как выглядит Бог).
На алтарь чего только не приносят. Собственно, все, что любят сами, то и несут богам: напитки, сладости, водку, колу, сигареты. Плюс специально выращенные плоды Будды (для людей несъедобные).
А это – «та самая» черепаха.
Остров – не только место храма, но и уютный уголок для отдыха.
Вообще, Ханой оказался довольно зеленым городом, с большим количеством парков и водоемов. Архитектура же его весьма эклектична и выглядит нагромождением разномастных строений. Очередное перемещение – еще несколько фотографий из окна.
Вот такие мини-кафе расположены на каждом шагу. Эта женщина хотя бы прижалась к стене, а часто сидят прямо на бордюре возле проезжей части. Сидит, например, бабулька, и печет на костерке блинчики, тут же их продает желающим.
Все эти мини-закусочные незаконны. Но пластиковые столы и крошечные стульчики легко и быстро убираются при появлении представителей власти. А и отнимут – не большая потеря. Первый раз я это явление видела в Китае, тогда нас это очень удивило (ну что за радость сидеть посреди тротуара, где все через тебя перешагивают, возле проезжей части, и есть), сейчас воспринималось уже в порядке вещей.
А нас ждет пагода На одном столбе, построенная в 11-м веке (разрушенная французами в 20-м и тут же снова восстановленная) очередным императором в честь появления долгожданного наследника. Посвящена богине милосердия, которая этого самого наследника императору пообещала. Пагода такая маленькая, что внутрь войти нельзя, можно только заглянуть туда с верхней ступени лестницы.
Внизу стоит наш первый гид.
Кстати, о гиде. Звали его Хуан, лет ему 65, в России не был, во времена их вьетнамской перестройки выучил русский язык, ушел с госслужбы (лишив себя надежды на пенсию) и стал работать с туристами. По-русски изъясняется вполне прилично, но вот вопросов при этом почему-то часто не понимал. Рассказывал много «за жизнь», любопытно, узнаваемо (карточная система распределения (то ли 100, то ли 200 грамм мяса на месяц на человека, не помню точно), невозможность подработать при недавнем социализме, теневая зарплата, произвол гаишников, чиновников и начальства вообще), но видно, что все ему изрядно надоело. Программу честно отработал, но энтузиазма особого не проявлял. В общем, нормально, без претензий, для Азии вполне так хороший гид. Даже на необходимых разводиловах не старался представить товар лучше, чем он есть, наоборот, регулярно высказывал сомнения (типа, шелк, скорее всего, не стопроцентный, и кофе не весь побывал в желудках у зверьков («где столько белок набрать»)). Помогал таскать багаж на вокзале (в отеле для этого есть специально обученные люди, вообще, Азия радикально отличается от Европы еще и тем, что в Азии вы к своему багажу практически не прикасаетесь, правда, приходится платить чаевые). Чаевые приняты везде, но не выглядят так откровенно вымогаемыми, как в Индии. Водителю принято давать из расчета пять долларов в сутки (со всего автобуса), гиду – десять. Поскольку гиды у нас менялись каждые три дня, мы просто скидывались каждому по 10 долларов с человека, так что на чаевые в общей сложности у нас ушла довольно круглая сумма (около 100 долларов у каждого с учетом водителей, лодочников и носильщиков).
Пагода На одном столбе была изначально построена во дворе другой, более древней и значимой, пагоды – Зьенхыу («Продление эры благоденствия»). Зьенхыу использовалась для моления императорами.
Внутри.
На переднем плане – тот самый несъедобный для людей, но даримый Будде фрукт.
Это место запомнилось мне еще и тем, что именно там мы впервые напробовались фруктов. Купили на три копейки, при этом продавец начистила нам дикое количество всякой всячины, чтобы мы могли попробовать.
Если я правильно помню, то на этом экскурсионная часть первого дня была закончена, нас заселили в отель, дали время переодеться и сходить поесть (вот как раз супчика), а потом повезли на представление традиционного кукольного театра на воде. После театра, по-моему, нас еще завели в ресторанчик с сет-меню поужинать. Но хронологию могу безбожно переврать, Ольга, хэлп. Сет-меню – это когда вам на стол приносят несколько больших блюд, входящих в это самое меню, а вы это сами себе раскладываете по тарелкам, плюс суп. Блюд обычно штук шесть - семь, если не ошибаюсь: суп, мясо, спринг-роллы, рыба, рис, фрукты, что-нибудь еще (креветки, например). Это был самый дорогой наш ужин за всю поездку, по 16 долларов, по-моему. Потом мы уже сет-меню брать отказались: неинтересно и дорого. Лучше выбрать в меню то блюдо, которое хочется.
Но я не рассказала про театр. Театр на воде – это традиционное, аж с десятого века, развлечение вьетнамцев. Красочно, любопытно, но быстро надоедает, тем более, что не слишком улавливаешь тему (или мы были уже просто никакие к вечеру, мне это напомнило наш китайский цирк, когда половина группы просто уснула в зрительном зале). К тому же, я все это себе представляла по-другому. Я думала, представление будет где-то посреди водоема, зрители сидят на лодках или на берегу, ну как-то так. А тут нас привели в обычный зрительный зал что-то типа нашего ДК. Правда, на сцене – реально воды по пояс, кукловоды стоят в воде (холодной) за небольшим занавесом, их не видно. Куклы довольно большие, видно хорошо, в общем, если бы на свежую голову, наверно, было бы интересно. Представление шло около часа (если не вру), мне бы хватило минут двадцати. Но это сугубо ИМХО.
Всё. Про первый день больше ничего не помню. Жду Ольгу. Как только она дополнит первый день, начну рассказывать про второй.