Самой главной целью самостоятельно посещения Иерусалима для меня была Масличная гора. Я поняла, какой утопией было наше с Верой желание метнуться туда из того кибуца, в котором мы ночевали перед отлетом из Израиля три года назад. У нас в распоряжении было часа три, мы хотели домчаться до Иерусалима, сбегать
к Русской свече и вернуться назад. Наивные. На Масличную гору у нас с Полиной ушла большая часть дня неторопливой и внятной прогулки. Зато мы везде сунули свой любопытный нос. До Иерусалима от Нетании добирались автобусом 947, очень удобно, спасибо Ольгестар за инструкции
. От центральной автобусной станции уже в Иерусалиме сели в автобус №1 и доехали до Старого города. Правда, вместо Львиных ворот «добрые самаритяне» высадили нас у других, то ли у Шхемских, то ли у ворот Ирода, точно не помню, но где-то в этом углу. Может, они нас не поняли, может, автобус не проходил мимо Львиных, и эти ворота были ближайшими (хотя должен был проходить, если верить путеводителю), но в добрых намерениях иерусалимцев сомневаться не приходилось, пол автобуса, включая водителя, было втянуто в дискуссию
. Так или иначе, мы пешком через Старый город минут за 10 сами дошли до Львиных ворот и направились к Масличной горе. Сразу за воротами есть вход по высокой лестнице на старое мусульманское кладбище. По этой лестнице при нас спускался… трактор (фото у Полины).
Ну а мы начали свой подъем с того же места, куда приходили накануне с экскурсией. Сначала я зашла к Богородице. Но этим утром там была толпа итальянцев и еще кого-то. Все суетились, фотографировались с иконой
, в общем, атмосфера была разрушена.
Следующим на нашем пути был православный монастырь Святой Марии Магдалины. Монастырские зеленые ворота были заперты, но зря мы, что ли, читаем дружеские отчеты. Нажали кнопку звонка. С той стороны ворот тут же отозвались: «Что Вы хотели?». И тут я попала впросак, ответила: «Посмотреть церковь». На меня обиделись: «Церковь не смотрят, в церкви молятся». Пришлось извиняться, думала, вообще нужно ретироваться. Но голос смилостивился: «Сейчас открою». В приоткрытые двери с нами просочилась еще одна пара, явно из Западной Европы. Ворота захлопнулись, мы оказались в тиши монастыря. После каменной пустыни города – зелень, благодать.
Сама церковь 19 века смотрится современной, таким светлым остался камень, из которого она построена.
Мне больше понравилась даже не церковь, а атмосфера монастыря.
Добрейший пес радостно замахал хвостом, услышав русскую речь
А черная кошка, увидев нас на лавочке, просто пришла и легла ко мне на колени подремать, пока мы читали распечатки. Пришлось подождать, пока она не спрыгнула (заметив конкурентку
и занервничав).
На прощание – совсем не идиллическая ограда, несмотря на цветочки, и вид на Старый город.
Этого вида нам, конечно, было мало, и мы двинулись в сторону смотровой площадки. Пока прошли мимо Церковь Доминус Флевит (Dominus Flevit), т.е. Слез Господних. Она закрыта на перерыв, вернемся на обратном пути. Еще до смотровой площадки сунули нос на старое еврейское кладбище. Надо сказать, что несмотря на его древность, хоронят там по сей день довольно активно. Престижнее кладбища в мире я не знаю.
Первый, кого мы увидели на смотровой площадке, был белый ослик. Точнее, зверь, этого белого ослика (на котором должен появиться Мессия) изображающий, ибо на самым деле это был, конечно, или мул, или лошак. Фотографировала я издали, предполагая, что ослик там ради именно фотосъемки. Но его наряженный в костюм самаритянина хозяин повторял: «Такси, такси». Желающих изобразить Мессию я не заметила.
И вот, наконец, перед нами раскинулась великолепная панорама. Лучшего вида на Иерусалим я не видела. Глаз не могла оторвать. К сожалению, мой фотоаппарат не захватывал сразу всей панорамы, но поверьте, она была чудо как хороша: склоны самой Масличной горы, Кедронская долина за ней, Старый город и Храмовая гора с Куполом скалы, как на ладони.
Только усилием воли оторвавшись от этого зрелища, продолжаем путь к вершине. Монастырь Патер Ностер тоже пока закрыт, идем выше. Сначала заходим в небольшую часовню, где сохранился след ноги Иисуса в момент его вознесения. Часовня сейчас находится на мусульманской территории, попасть туда можно далеко не всегда, но нам и тут повезло. Посмотреть на реликвию привезли китайскую группу. Смешавшись с китайскими туристами
(а точнее, слегка их обогнав, запутав охранника и войдя в часовню раньше, чем туда набежит шумная толпа), проникаем внутрь. Убрались оттуда мы так же быстро, как проникли. Смотреть там нечего, стены голые, проникаться святыней в этой толпе невозможно, но представление получили. И стали подниматься дальше, к православному монастырю Вознесения, колокольня которого доминирует над всем Иерусалимом и известна под названием «Русская свеча». Путеводители писали, что открыт для посещений монастырь не по определенному графику, а как Бог на душу положит. Лучший способ туда попасть – понравиться привратнику. Но нам не пришлось никого очаровывать, к тому моменту, когда мы подошли к воротам, в них въезжала машина, и мы просто вошли вместе с ней. Никто нас вон не гнал. Кроме нас, посетителей была только одна семья: мама-папа-сын…
Собака дремала в будке
.
Мы сначала прошли в церковь. Очень приятная, народу – почти никого. Чем-то мы понравились монашке, продающей свечи и принимающей записки, она заперла церковь, взяла ключи от часовни и повела нас туда, где находится настоящее сокровище монастыря: место, где была обретена голова Иоанна Предтечи. На этом месте выстроена часовня, в полу углубление, в котором была найдена голова. Надо лечь головой в это углубление, монашка сказала, что это исцеляет, и показала, как именно ложиться (распластаться крестом). После часовни еще немного побродили по территории. Атмосфера очень спокойная и доброжелательная, нам понравилось. Вообще, не перестаешь удивляться, что посреди другой страны есть вот такие островки русской земли и русской речи.
Колокольня «Русская свеча»
Камень, на котором стояла Богородица во время вознесения Сына (если я правильно поняла и запомнила)
На обратном пути сначала суем нос в местную забегаловку, пробуем фалафель в пите. Ничего так, съедобно. И видим, что только что открылся монастырь Патер Ностер, к дверям которого уже подруливают автобусы. Рванули туда, запихивая недоеденную пищу в сумку, чтобы опередить толпу, уже в который раз оказавшись одни в нужном месте.
Везло нам просто невероятно. Буквально минут через 5-10 набежали толпы туристов, но мы уже успели прогуляться по небольшой территории и ушли, довольно потирая лапки. Монастырь посвящен молитве «Отче наш», именно здесь она была обретена, вот в этой пещере.
И теперь все стены монастыря украшают панно с молитвой на разных языках мира.
Пока осматривали монастырь, подошло время открытия Церкви Слез Господних.
Это римско-католический Храм, построенный в середине 20 века на том месте, где остановился Иисус Христос перед входом в Иерусалим. Зная о дальнейшей судьбе Иерусалима ("... и не оставят в тебе камня на камне..."), Христос стоял в этом месте и плакал. Поэтому черный купол в форме слезинки – отличительная черта архитектуры этой церкви. На территории храма к нам подкатился с разговорами местный то ли сторож, то ли служка, стал проситься с нами в Россию. Но Полинино напоминание о 25-градусных морозах резко охладило его пыл
. В церкви готовились к службе, пришла группа католиков, в основном подростки, все расселись на лавках, и служка усадил нас в первом ряду. Однако надолго зависать в церкви не входило в наши планы, времени на это не было. Пришлось разочаровать человека – тихо смотаться, пока не началась служба. Надо сказать, что после всего, что мы уже успели увидеть, эта церковь никакого впечатления на меня не произвела. За исключением вида из заалтарного окна.
Да и сам алтарь с довольно любопытной мозаикой
У этой церкви, так же как и у остальных на Масличной горе, симпатичная зеленая территория, с которой открываются красивые виды (но все равно не сравнить со смотровой площадкой).
На этом мы расстаемся с горой, на прощание полюбовавшись на зимнюю бугенвилью.
Планов изначально было громадье, но угулявшись по склонам, пришлось их корректировать, благо все они были, в общем-то, дополнительными. По религиозному кварталу Меа-Шеарим мы проехались в автобусе по дороге к Старому городу, квартал Ямин Моше с самого начала предполагали, что вряд ли посмотрим, поэтому решили не метаться и ограничиться прогулкой по кварталам Старого города и улице Яффо с заходом на рынок Манахе Иегуда. В Старом городе я стремилась посмотреть Армянский и Еврейский кварталы, которые остались за скобками в прошлый раз, но занесло нас сначала все равно в Мусульманский, откуда мы довольно долго не могли выбраться, пришлось прибегнуть к помощи русскоязычного гида, который вел свою группу к Стене Плача.
Мусульманский квартал – это сплошной рынок. Вот такой яркий продавец торговал фруктами. И даже что-то бормотал, но мы не разобрали, что именно.
Еврейский квартал разительно отличается от мусульманского, как будто в другой город попадаешь. Гуляют семьи с детьми, никакого рынка, все чисто, тихо, благообразно.
Это, если мы правильно идентифицировали, синагога Хурва, первая синагога, которую во времена Османской империи посмели построить выше окрестных домов.
День грозился сумерками, пришлось ускоряться, переползаем в Армянский квартал, совершенно безжизненный. За все время встретили в нем только одну женщину, да и та вышла на крыльцо и сразу ушла обратно в дом.
По обоим кварталам наверняка можно еще гулять и гулять, фотографии Галины К меня в этом только убедили, но сутки не растянуть.
Я, как всегда, заостряю внимание на дверях.
А Полина – на окнах. Смотрите, как ненавязчиво местные жители увеличивают площадь своей квартиры. Решетки вынесены наружу, и за окном можно что-то хранить, сажать цветы или сушить белье. Чем не балкон?
Как-то мы сбились с пути, вышли не в Яффские ворота, как рассчитывали, а в Сионские, пришлось огибать Старый город извне. Пока дошли до улицы Яффо, солнце совсем опустилось за облака.
Хотелось посидеть хоть несколько минут, но лавочки везде были или каменными, или металлическими, холодно. Наконец, стоило мне возопить, что это, мол, такое, ни одной деревянной лавочки, как перед нами оказалась площадка с деревянными скамейками. Ура, и по мелочи нас слышали в этом городе чудес. Уронив усталые тела, перебрали бумажки, выбросили уже ненужные распечатки, перевели дух и пошли дальше вдоль трамвайных путей по улице Яффо. Таким образом мы рассчитывали обмануть свои ноги, что ну вот же, чуть что, и можно сесть на трамвай… Сели мы, однако, не на трамвай, а в какую-то крошечную уличную кафешку с тремя столиками поесть шаурмы. Не знаю, почему именно возле этой забегаловки мне приспичило мяса, но такой шаурмы я больше нигде не ела. Во-первых, очень вкусно. Во-вторых, неожиданно много. И совсем недорого, учитывая качество и количество, 20 шекелей. В питу накладывается гора сочной индейки, а сверху все, на что вы укажете пальцем: лук, капуста, жареные баклажаны (вкуснятина), хумус, соленые огурцы, овощной салат, что-то еще. Причем мы не сразу заметили, потом уже увидели, что к этому всему, похоже, еще можно было взять бесплатно в отдельную плошку салатики из салат-бара. Но мы и без салатиков с трудом справились со своими порциями. Я еще сначала не хотела ничем запивать, хорошо, что Полине захотелось кофе. Кофе в этом заведении не было, так хозяин – турок смотался, похоже, домой, и сварил нам по стакану хорошего кофе, взяв при этом смешные деньги, 5 шекелей с носа (рублей 40-45 на наши деньги). Довольно урча, уже никуда не спеша, добредаем до рынка Махане Иегуда. Ни по каким бутикам ходить не стали, наша цель – продуктовые ряды.
Это халва
Все, дальше уже просто: автобусная станция, обратный путь и в отеле поедаем купленную на рынке клубнику и пару драконьих сердец разных сортов
(довольно странный фрукт с ярко-розовой сердцевиной, ничего так, но без восторга). Первый день года удачно завершен.