День Победы в ВолгоградеЖелание посетить славный город на Волге я питал уже давно. Хотелось побывать на Мамаевом кургане, вживую проникнуться духом и грандиозностью Родины-матери.
Поэтому когда на сайте Авиановы я обнаружил доступные билеты в Волгоград, я не преминул возможностью их приобрести. И очень здорово, что получилось выбраться туда именно на 9 мая. Думаю, тот дух патриотизма города, испытавшего все ужасы Войны, и выстоявшего несмотря ни на что, дух, который витает в эти праздничные майские дни в Волгограде, во многом, повлиял на восприятие этого «сердца Родины».
Весь город в эти праздничные дни пропитан праздником, молодежь ходит в пилотках с георгиевской лентой (пожалуй, наиболее распространенный волгоградский сувенир на 9 мая).
Думаю, в другие, обыкновенные, дни город воспринимался бы немного по-другому.
А ведь у меня еще были большие сомнения, лететь ли туда вообще, когда за неделю стали приходить электронные сообщения от Авиановы о переносе рейса - сначала туда на 4 часа, потом обратно также. Сомнения усиливались, когда за неделю я стал смотреть прогноз погоды в Волгограде - он был не очень ободряющим. И все-таки, приготовив зонтики и готовые к любой погоде, мы решили лететь - когда еще доберешься до этого великого города на Волге.
Хотя все три погодных ресурса, которые я просматривал накануне, давали совершенно разный прогноз на интересующие дни - от +14 с сильным дождем до +21 с ясным солнышком, все они сходились в одном - в какой-нибудь из дней (а у нас их было фактически два - со второй половины 7 мая до обеда 9-го) непременно должен быть дождь. И он действительно был - 9 мая с утра стало моросить. Однако это нисколько не испортило нам впечатления - наша программа получилась таковой, что в отличную безоблачную погоду, 8 мая, мы выполнили все основные ее пункты (об этом далее).
А перенос рейсов, как оказалось, только сыграл нам на руку - не надо было мучить себя в праздники, была возможность выспаться. А прилетев в Волгоград во второй половине дня 7 мая, мы как раз пропустили похолодание - к концу дня после дождливой ночи воздух стал прогреваться, хотя накануне, по словам хозяина квартиры, где мы остановились, было +26.
Первые впечатления о городе:
1) Лето, повсюду цветет сирень, расточая свой приятный аромат.
2) Сильный ветер волжских степей, который не дает расслабиться. Периодически на набережной приходилось снимать бейсболку, чтоб не улетела. А ведь это было мое единственное средство от яркого солнца - очки я целенаправленно не стал брать, понадеявшись на реальность дождливых прогнозов. Особенно опасно расслабляться с ветром на открытом и продуваемом Мамаевом кургане - там не то, что кепку, а тебя самого унести может. А местные девчонки еще умудряются ходить там в мини-юбках.
3) Монументальная сталинская архитектура с широкими улицами и проспектами, со свободно припаркованным по диагонали транспортом, дворами, не заставленными бесчисленными машинами (вспомнились Минск с его просторами и киевский Крещатик). Мы-то, жители столицы, в последние годы уже забыли, что это такое…
Прилетев из Шереметьево, куда добирались через Лобню (попутно посмотрев и ее), выйдя из самолета и проследовав через дверь здания аэропорта Гумрак с надписью "Выход в город", мы тут же оказались за пределами аэропорта. Ни туалета, ни встречающих, такой маленький провинциальный аэропорт - достояние Волгограда еще со времен немцев, благо, немного отреставрированный. Тут же у аэропорта стоял автобус 6 маршрута, который за 10 руб. доставил нас в центр города, к Аллее Героев.
Тут мы сразу же озаботились поиском какого-нибудь кафе, чтобы посетить заведение первой необходимости и залезть в интернет, дабы посмотреть телефон принимающей стороны (поскольку у меня был только один номер, дозвониться по которому я не мог). Таким кафе оказалась Шоколадница. Но интернет, в который мне, кстати, так и не удалось зайти, в итоге не понадобился - принимающая сторона встретила нас тут же на Аллее, у выхода из кафе.
Квартира, которую мы сняли в полцены гостиницы, оказалась в сталинском доме, в самом центре города, у приятной зеленой Набережной 62 армии генерала Чуйкова. Там же находится и огромный, слегка обветшавший, речной вокзал - самый большой в Европе, длиной почти с Красную площадь (296 метров).
Квартира включала все необходимое (вплоть до чая и печенья, прилагающихся в качестве комплимента), с замечательным умиротворяющим видом из окна - церковь (самая старая в городе), а за ней обширные речные просторы.
Заселившись, пошли осваивать город, ибо погода располагала. Аллея Героев, центральный променад города, одним своим концом выходит величественной, но тоже слегка обветшавшей лестницей на набережную Волги, а другим упирается в стелу с вечным огнем у Площади Павших Борцов, центральной площади Волгограда. Площадь окружена самыми престижными со времен СССР городскими гостиницами - "Волгоградом" (бывшая "Столичные номера") и "Интуристом", а также домом связи, театром НЭТ и городским парком.
Кстати, цены на гостиницы в Волгограде, куда еще так и не добралась ни одна из иностранных отельных сетей, меня, мягко говоря, удивили - меньше 3000 руб. я ничего не нашел.
К "Интуристу" примыкает Центральный универмаг, в подвале которого был пленен маршал Паулюс. С дороги зашли поужинать в грузинское кафе (в городе довольно много кафе с летними верандами) - нормально, цены почти московские.
Повезло нам в первый же вечер - пройдя после трапезы по аллее мимо стелы с вечным огнем в память о погибших в гражданской войне, увидели на площади скопление военных - то была подготовка к репетиции Парада победы. С удовольствием и интересом посмотрели всю репетицию, что заняло около часа, разнос подчиненных командующим (действительно, по делу, было к чему придраться - много ошибок и недочетов). Самым эффектным было прохождение нарядных девчонок-барабанщиц, идущих, как и мальчики-курсанты, в ногу, в отличие от многих других воинских подразделений. На площадь даже пригнали легендарный Т-34 из Музея сталинградской битвы. На репетиции, правда, он не ездил. Зато все остальное: военный оркестр, объезды войск командующим Волгоградским военным гарнизоном - все как положено.
Легендарный Т-34
Туристы
Парад на площади Павших Борцов
Мы впервые оказались на настоящем параде, пусть даже его репетиции. Так что первый, незапланированный пункт нашей программы оказался выполненным в первый же вечер.
Зрители
Поскольку уже стемнело, довольно быстро как во всех южных регионах, мы решили ограничиться заходом на железнодорожный вокзал Волгограда, в величественное здание сталинской эпохи, чтобы посмотреть потолочную мозаику. Заодно прикупили там магнитов, дабы затем не отвлекаться на такую ерунду.
Ж/д вокзал Волгограда
Катание на знаменитом волгоградском метротраме, скоростном трамвае, этаком гибриде трамвая и метро, мы решили оставить на завтра, чтобы добираться на нем к Мамаеву кургану.
Проснувшись наутро и порадовавшихся солнечному ясному деньку, наступившему вопреки всем мрачным прогнозам, мы отправились к метротраму, благо в центре все близко - станция находилась в 3 минутах ходьбы от дома. Только перейти проспект Ленина.
Метротрам - обычный трамвай из 1-3 вагонов, курсирующий довольно часто (недаром называется скоростным), в центре города ныряет под землю как обычное метро. Имеет несколько подземных станций, оформленных как полноценные станции метро, с приличным запасом по длине платформы.
Прокатились одну остановку назад, чтобы взглянуть на Площадь Чекистов. Никакой площади не заметили, выходить не стали. Заплатили за проезд по новой 10 рублей, покатив до противоположной конечной станции. По дороге решили не выходить на Мамаевом кургане, а поехать взглянуть на Волжскую ГЭС. Дорогой подивились протяженности Волгограда (как и советуют путеводители) – город растянут вдоль Волги до 90 км. После центральной части и Мамаева кургана со стороны реки закончились жилые кварталы и начались обширные промышленные пейзажи, включая знаменитый ВгТЗ. Однако достигнув конечной трамвая, мы проехали, наверное, только половину. Далее пересели на троллейбус, чтобы добраться до точки, откуда, по словам местного жителя, можно было бы взглянуть на ГЭС и не быть схваченными ФСБшниками (стратегический объект, как-никак). Вышли на точку в каком-то спальном микрорайоне, где удалось подойти к бушующей Волге - был очень сильный ветер и волнение как на море. Однако и здесь ГЭС оказалась еще довольно далеко. Но все же с помощью второго телеобъектива удалось запечатлеть зрелище сброса воды на ГЭС.
Благодаря этому сбросу Волга сейчас широкая, полноводная, без отмелей. Нижние ярусы речного вокзала затоплены. Это можно наблюдать по лестницам, обрывающимся в воду, торчащего над поверхностью крыше тента Coca-cola и указателям на туалет, едва выпрыгивающим из-за ватерлинии.
Концы в Волгу
Здесь же, в районе не доезжая Спартаковки, порадовался своей проницательности - хорошо, что не забронировал более-менее доступный отель вместо квартиры. Он как раз находился в этом месте - окружающий пейзаж не особо радовал красотой, и добираться до центра оттуда пришлось бы не меньше 40 минут.
На обратном пути следующей нашей остановкой был, естественно, Мамаев курган. Про него не нужно рассказывать - это надо видеть. В предпраздничный день, здесь, конечно, было довольно плотно от посетителей. Однако то и дело слышалась радость волгоградцев, принимающих друзей или родственников, по поводу того, что они оказались здесь накануне, Дня Победы, 8 мая, поскольку 9 приходится ходить гуськом.
На Мамаевом Кургане
Пожалуй, самый классический вид на Мамаев Курган