14 июня.
Сегодня у нас по плану знакомство с музеями города Смоленска. После завтрака подруга захотела еще раз посетить Соборную гору. Так как музеи открывались лишь в 10-00, я согласилась ее сопровождать. И вновь Успенский собор не произвел на меня никакого впечатления. Подруга осталась в храме, а я отправилась в музей Тенишевой. Пришла туда как раз к открытию. Экспозицию открывала коллекция икон 16 века. Затем шли залы с русской и западно-европейской живописью. На меня произвели впечатление полотна малых голландцев. Особенно «Святой Иероним в келье» Иоса ван Клеве. Что я ценю в нидерландской живописи – это внимание к мельчайшим деталям. Помните картины Ван Эйка, Гольбейна? Полотна на ощупь гладкие как шелк. Все предметы выписаны тщательно, со всей подробностью. И еще – часто в картинах бывает зашифрована какая-то загадка. Художник хочет донести до зрителя какую-то важную информацию, но сделать это открытым текстом по каким-то соображениям не может, прибегая к тайным знакам. Такова картина «Св.Иероним в келье». Художник настолько внимателен, что показывает нам даже облупившуюся штукатурку на окне. Готические часы, ножницы, четки, гребешок с недостающими зубцами, раскрытая книга, в которой при желании можно прочесть текст. На переднем плане рядом с бюро лежит небольшая записка, или чья-то визитная карточка. На ней тоже вполне читаемая надпись. Череп, огарок свечи, полка с книгами – все это символы, подлежащие расшифровке, непаханое поле для работы искусствоведов. Музей небольшой, но коллекция интересная. Есть работы художников Серебряного века – Рериха, Врубеля, Рылова, Коровина, Серова и т.д. В скором времени экспозицию собираются переселять в другое здание, так как существующее здание просто сотрясается от проезжающих мимо трамваев, что не есть полезно для живописи. Далее у меня по плану музей Коненкова. Сергей Трифонович Коненков, известный скульптор, родился в Смоленской области. Учился в гимназии в Рославле, затем поступил в художественное училище в Москве, позже в академию художеств в Петербурге. Еще при царе его творчество было высоко оценено. После революции он принимал участие в ленинском плане монументальной пропаганды. В 1923 году Коненков в составе делегации выехал в США сопровождать выставку. В СССР он вернулся лишь в 1945 году. Что же удерживало скульптора на протяжении 22 лет вдали от Родины? Есть информация, что жена Коненкова была советской разведчицей и по долгу службы являлась любовницей Эйнштейна. Так или иначе, Коненков прожил долгую насыщенную жизнь. Путешествовал, встречался с интересными людьми, творил. Он скончался в возрасте 97 лет. Около 80 своих работ он подарил Смоленску. Музей состоит из двух этажей. На первом представлены скульптурные портреты известных людей – Маяковского, Достоевского, Горького, а также работы библейского цикла – «Пророк», «Сын Человеческий». На втором – сказочные образы: леший, наяда, сова с человеческим лицом, птица Сирин. Мастер использовал в своем творчестве различные материалы: мрамор, бронзу, гипс, часто обращался к дереву, использовал коряги. В целом музей произвел на меня приятное впечатление. Следующим по плану у меня был музей «Смоленск – щит России», расположенный в Громовой башне. Смоленск – пограничный город, и поэтому во всех войнах первый удар приходился на него. Экспозиция музея посвящена строительству крепостной стены и обороне Смоленска от поляков. Здесь представлен макет древнего города, костюмы русских и польских воинов, фотокопии различных документов Смутного времени. Можно прогуляться по участку крепостной стены и подняться под самую крышу башни. Посещение музеев не занимало много времени, поэтому я еще успевала в музей льна. Там шла экскурсия для группы, и я присоединилась. Гид рассказала о традиции производства льна от выращивания, обмолота, чесания, до прядения и ткачества. Познакомила нас с историей смоленского костюма. Напоследок я решила заглянуть в музей водки, а заодно осмотреть северо-западную часть города. В музее находилась группа. Когда я подошла дегустация была в самом разгаре. Работница музея зашивалась в баре, продавая бутылки с напитками. К ней выстроилась целая очередь. Я спросила у охранника, будет ли для меня одной устроена дегустация. Он сказал, что нет, и я ушла. Обратно я решила пойти по улице Ногина. Снова стало жарко, и мне не хотелось возвращаться по перегруженной транспортом Большой Советской улице. Улица Ногина оказалась раздолбанной проселочной дорогой, идущей круто в гору по деревенской улице. Вот уж воистину, Смоленск – город контрастов. В самом центре города – деревня. Шарахаясь от лая злых собак и здороваясь со встречными бабушками, я кое-как взобралась в горку, на вершине которой начиналась городская застройка. Теперь пришла пора обедать. В кафе «Русский двор» была очередь. Да, собственно, я уже перепробовала из их меню все, что хотела. Я решила пойти в пиццерию на улице Ленина, мимо которой мы много раз проходили. Там я заказала голубцы, растегай с грибами и квас. Еще один растегай и сырные палочки мне упаковали в дорогу. Я заняла столик на улице и наблюдала за праздно гуляющими смолянами. В 16-00 я вернулась в отель собирать вещи. Попила чаю, помылась, повалялась на кровати с книжкой. В 17-30 мы выдвинулись на вокзал. Без проблем поймали маршрутку и домчались за 10 минут. В купе мы снова оказались вдвоем. Поезд прибыл на Витебский вокзал в понедельник в 7-30 утра. Я сразу поехала на работу. За время путешествия я абсолютно не устала, наоборот, загорела, посвежела, похорошела. Даже снискала комплименты от нескольких коллег по поводу того, как я выгляжу. Весь рабочий день я улыбалась, вспоминая фиолетовые поля Смоленщины.
|