НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ
https://ourtravels.ru/

Архитектура Москвы. Неостили
https://ourtravels.ru/viewtopic.php?f=3&t=3334
Страница 1 из 2

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 09:26 ]
Заголовок сообщения:  Архитектура Москвы. Неостили

16.09.12. Неостили от "ВС". Экскурсовод - несравненный Виталий Сусленков.

Экскурсии Виталия - подлинное эстетическое и интеллектуальное наслаждение. Эта не стала исключением.

Сначала о неостилях. В эту категорию Виталий относит творчески переосмысленные "большие стили" (неоготика, неоренессанс, необарокко, неоклассицизм и т.д.) и зазвучавшие по-новому национальные и этнические мотивы (например, неорусский стиль, неомануэлино, неоголландские сооружения, влияние османской и арабской архитектуры).

Вся эта пестрая эклектичность пышным цветом расцвела в последней трети девятнадцатого века и торжествовала до Первой мировой, когда не стало денег на всякие глупости.

Архитектурная эклектичность - не в последнюю очередь следствие космополитичности, мультикультурности, терпимости и любопытства, свойственных Москве как мегаполису. Мирное сосуществование разных культур допускало и способствовалу сосуществованию и соседству самых разноплановых сооружений.

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 09:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Выход первый.

Первую остановку мы делаем на Чистопрудном бульваре и сворачиваем в Архангельский переулок. У Меншиковой башни (барочного храма Архангела Гавриила) и классического храма Федора Стратилата Виталий наглядно демонстрирует, что происходит со стилями на мутогенной московской почве.

Изображение

Храм Архангела Гавриила - полноценное барокко без всяких приставок нео. А вот со стоящим рядом классическим храмом уже начинаются интересные превращения. Архитектор Еготов много работал с Кваренги - камертоном чистейшего классицизма. Однако на гладкой классической стене откуда не возмись появляются характерные для дивного узорочья и барокко окна разной формы (верхний ряд) и готические стрельчатые проемы (нижний ряд). Стиль "расползается), изменяется, утрачивает характерные особенности, перерождаясь во что-то иное.


Изображение

Изображение

Изображение

А рядом - для полноты картины - псевдорусский домик с кирпичным декором. Разница между "нео" и "псевдо": "первый творчески переосмысливает идеи прошлого, давая им новое развитие, второй механически копирует детали, компилируя их в новых постройках.


Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 10:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Сворачиваем в Кривоколенный переулок, чтобы полюбоваться двумя доходниками в том самом "кривом колене": дом Скальского (д.14) работы слепого архитектора Кондратенко и напротив дом Лунца (д. 9, стр. 1) архитектора Бориса Великовского

Изображение

Изображение

Изображение

Типичные доходные дома: солидные, надежные. Неоклассика с элементами ренессанса. Почему именно этот стиль так прижился в доходном строительстве? Богатые люди привыкли жить в собственных домах. Необходимость делить жилье, пусть даже многокомнатное и комфортабельное, с соседями по подъезду, свидетельствовала о снижении социального статуса. И здесь архитектура играла психотерапевтическую роль: классические и ренессансные формы вызывали ассоциации с палаццо, роскошью, элитарностью.

Кондратенко работал с гипсовыми моделями своих домов, лепил их наощупь. При этом прекрасно владел как общим объемами, так и деталями.

Изображение

Изображение

Интересное совпадение - рекламный баннер с изображением деталей Пергамского алтаря. Снова классика.

Изображение

Над стеклянным подъездом рельефы путти. Эти пухлые младенцы часто встречаются на резных кафедрах итальянских храмов.

Изображение

Изображение

Автор:  Эленочка [ 17 сен 2012, 10:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

спасибо за интересное начало, буду ждать продолжения

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 10:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Дом Лунца Виталий назвал "Гранд-туром по Италии" - были таке популярные познавательные поездки. С чувством, с толком, с расстановкой путешественники неспешно ехали по Италии, обозревая достопримечательности и приобретая сувениры. Длиться такие туры могли и несколько месяцев, и несколько лет.

И вот на фасаде своего дома Великовский собрал целую коллекцию таких "итальянских сувениров".

Изображение

В антикварных лавках часто попадались распиленные на пластины древнеримские резные саркофаги. Эти плиты модно было закреплять на фасадах домов в качестве украшения.

Изображение

Изображение

Изображение

Еще один популярный сувенир - копии или оттиски со старинных камей и гемм. Такие медальоны носили на шее или эти оттиски можно было оправить как кольцо или брошь.

Изображение

Изображение

Часто встречающийся классический узор - как следы от пальцев на песке. Действиельно следы, действительно на песке. Только не от пальцев, а от стригиля, такой специальной лопаточки, чтобы счищать жир и песок с тела атлета после соревнования.

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 10:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Эленочка,
продолжение будет, постараюсь за сегодня осилить всю экскурсию. У меня еще три поездки в ближайшей месяц, если запустить, потом полгода буду собираться написать.

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 11:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Из Кривоколенного выбираемся на Мясницкую, идем к любимой игрушке Москвы, лаковой шкатулочке, замечательному чайному домику Перловых (д. 19).

Изображение

Будучи владельцами крупнейшего чаеторгового предприятия Москвы, Перловы, по легенде, приобрели капитал, а заодно и фамилию, торгуя "перлами" в Троице-Сергиевой лавре. Перлы - не жемчуга, а раковины с рисунками церквей. Такие сувениры любили привозить из Лавры паломники. Дело оказалось весьма прибыльным, и во второй половине девятнадцатого века Перловы числились среди богатейших московских купцов. А при Александре Втором были возведены в потомственное дворянство. В их гербе присутствовали семь жемчужин.

Изначально дом был выстроен в ином стиле архитектором Клейном. Но вскоре Москву взбудоражил слух: "К нам едет китайский принц". Принц- не принц, но высокого гостя действительно ждали. Чтобы заслужить право принимать в важную особу у себя, Перловы в срочном порядке заказали архитектору Гиппиусу переделку фасада в китайском стиле. Результат олучился отменный, но гость у Перловых жить не стал. Но с 1896 г. Москва может похвастаться такой архитектурной жемчужиной. Интересно, что чайный магазин не закрылся и не изменил профиль даже в советские годы.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 11:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Конечно, этот дом не копирует китайскую архитектуру, а отражает российское представление о Китае как волшебной стране роскоши, неги, изысканности и утонченной мудрости.

У Гумилева все это чудесно сформулировано:

И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно - колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой... висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.

А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.


Посмотрите на детали: и цветы, и драконы, и колокольчики на крыше. Романтика!

Изображение

Изображение

Изображение

Даже вывески стилизованы под китайский шрифт. В общем, независимо от неудачи миссии перловского гостеприимства, дом стал лучшей рекламой предприятия. И, кстати, моим любимым магазином.

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 11:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Выход второй.
Старая Басманная 15, стр. 2. Доходный дом персидского торговца тканями Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезарба. Архитектор Шауб. Модерн с элементами неорококо. Здесь интересен не столько сам дом, сколько факт присутствия в Москве мощной мусульманской диаспоры. Этот выход - своеобразный эпиграф к одному из следующих. Да и дом симпатичный.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 11:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Выход третий.

Токмаков переулок, 17.

Старообрядческая Покровская моленная. Архитектор Илья Бондаренко, неорусский стиль. Здание переживает процесс реставрации, но кое-что понять можно.

Неорусский Виталий назвал стилем-разрушителем. Начав творчески обращаться с собственным наследием, архитекторы открыли дверь, в которую хлынуло все яркое, пестрое, эклектичное, подрывя устои традиционных стилей. В этом нет в сущности ничего плохого - так, примета времени.

Любопытно, что внутри новорусского стиля, как и в рамках философии, существовали две основные теории: норманская теория практически приравнивала русские варяжские княжества к Скандинавии, вторая искала корни русской государственности на востоке. В зависимости от этого и элементы русской архитектуры выбирались разные: Бондаренко ориентировался на Псков и Новгород, вольно или невольно следуя норманской теории.

Изображение

Изображение

Великолепное керамическое панно! Когда мы его первый раз видели, оно наполовину осыпалось. Хорошо, что взялись за реставрацию. Медленно дело движется, но, будем надеяться, придет к успешному завершению.

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 11:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Выход четвертый.

Доброслободская, 19.

Здание Доброслободских бань. 1911 г. Архитектор не установлен.

Неожиданная постройка для Немецкой слободы! Автор поэкспериментировал с персидской архитектурой (тут-то и вспомнился наш купец). Здание имеет композицию персидской мечети: с куполом, башенками и крытым крыльцом-айваном.

Изображение

Изображение


А окошечки в виде замочной скважины - достояние архитектуры Каира.

Изображение

Такие колонны встречались в постройках древнего Персеполя.

Изображение

Автор:  Lexa [ 17 сен 2012, 12:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Такие колонны встречались в постройках древнего Персеполя
Cовсем недавно в теме "Чужие отчеты и ссылки" я выложил ссылку на Иран и, в частности, Персеполис. Правильно ли я понимаю, что Персеполь и Персеполис - одна и та же точка на карте?

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 13:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Lexa,
абсолютно верно!

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 14:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Пятый выход.
Продолжаем крутиться в том же районе. Новая Басманная, 14. Старый знакомый - особняк Стахеева, стиль неогрек. Архитектор Бугровский. В источниках этой постройки числится афинский храм Эрихтейон и собственный дом открывателя Трои Генриха Шлимана. Про него подробнее говорилось на экскурсии "Античные мотивы".

viewtopic.php?f=3&t=2216

Ну, раз приехали, появились новые фото.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 14:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Решетка и ворота сплошь из греческих орнаментов. Пилоны ворот напоминают храмовые жертвенники.

Изображение

Изображение

Изображение

А неподалеку, на Новой Басманной,10, еще один нео-объект - доходный дом Басманного товарищества, архитектор Зелигсон. 1913 г. Предполагалось, что гигантский комплекс займет все пространство между Басманными улицами, но война помешала осуществить эти планы с задуманным размахом. Неоготика. Я его контрабандой зацепила, мы к нему не подходили.

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 14:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Выход шестой.

Садовая-Кудринская, 17. Особняк промышленника Демидова. Неоготика. Архитектор Разумов. 1911 г. Домик весьма напоминает постройки Кекушева. Асимметричная композиция, расстекловка, даже небольшая декоративная колонка, все, как в особняке Кекушева. Изразцовая отделка стилизована под виньетки средневековой готической библии. Вход оформлен в виде подъемного моста.

В доме сидит посольство Пакистана, фотографировать не поощряется, но дежурный полицейский не слишком злобствовал.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

А на другой стороне Садового кольца еще один старый знакомый - дом Скопника постройки Гельриха. В его карнизах Виталий усмотрел османские мотивы.

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 14:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Выход седьмой.

Не знаю, существует ли в Москве рейтинг самых красивых перекрестков. По-моему, у перекрестка Хлебного и Малого Ржевского переулков хорошие шансы. На одном углу концертный зал Гнесинки. Его я не снимала. А вот остальные три угла заняты особняками, один другого лучше.

Собственный дом архитектора Соловьева (Хлебный,18) обрушивает на прохожего буйство зооморфных деталей. Его не устаешь разглядывать, как драгоценную редкость.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 14:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Через дорогу дом Некрасова (Хлебный, 20), постройка Р. И. Клейна. Неоготика.
В декоре отчетливо прослеживаются английские орнаменты.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 14:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

А четвертый угол (Малый Ржевский, 4/21) занят особняком Тарасова. Проект двух архитекторов: Гейслера и Грейнерта. 1909-1910 гг. Неоклассика с преобладанием греческих мотивов: баранья голова как символ упорства и удачи, театральная маска. Тонкая графичность, мелкая лепка придают особняку изящество, но большой ордер умер - нет ни колонн, ни традиционного портика.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 15:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Красиво оформленный вход.

Изображение

Изображение

Автор:  polevapola [ 17 сен 2012, 15:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

shevtata, большое спасибо за архитектурный ликбез! :Rose: После ваших отчетов стала замечать, что пытаюсь классифицировать встречающиеся по пути дома... И что самое интересное, даже могу назвать стиль и, примерно, архитектора...
Спасибо, за то, что рассказываете очень доходчиво и с картинками!

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 16:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили.

Выход последний.

Последний наш объект практически совпадает с традиционным местом окончания экскурсий ВС. Императорский павильон на станции "Каланчевская" выстроен архитектором Войневичем к коронации Николая Второго в 1896 г. Однако, императорский поезд прибыл не сюда, а на Брестский (Белорусский) вокзал. С тех пор арабский павильон является "невидимой достопримечательностью" Москвы. Сюда мало кто доходит. Сам павильон в отличном состоянии, а вокруг - как водится в районе трех вокзалов - бомжи и бродячие собаки.

Изображение

Изображение

Пока все! Всем спасибо!

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 16:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили

polevapola,
спасибо!

Вот порадовали! Знаете, как приятно! Если удается какие-то выжимки невероятных знаний и чувства города, так свойственных Виталию и Стасу, передать дальше, это,наверное, самый эффективный способ сказать спасибо за их чудесные экскурсии.

Автор:  Lexa [ 17 сен 2012, 17:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили

С тех пор арабский павильон является "невидимой достопримечательностью" Москвы.
И я раз в 2 недели мимо прохожу, и все без фотика

Автор:  shevtata [ 17 сен 2012, 19:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура Москвы. Неостили

Мне никогда не удается себя вне организованных экскурсий заставить по Москве фотик таскать. Единственный раз - яйца в Лаврушинском снимать специально приехала.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/