НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ https://ourtravels.ru/ |
|
Архитектура Москвы. Неостили https://ourtravels.ru/viewtopic.php?f=3&t=3334 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 09:26 ] |
Заголовок сообщения: | Архитектура Москвы. Неостили |
16.09.12. Неостили от "ВС". Экскурсовод - несравненный Виталий Сусленков. Экскурсии Виталия - подлинное эстетическое и интеллектуальное наслаждение. Эта не стала исключением. Сначала о неостилях. В эту категорию Виталий относит творчески переосмысленные "большие стили" (неоготика, неоренессанс, необарокко, неоклассицизм и т.д.) и зазвучавшие по-новому национальные и этнические мотивы (например, неорусский стиль, неомануэлино, неоголландские сооружения, влияние османской и арабской архитектуры). Вся эта пестрая эклектичность пышным цветом расцвела в последней трети девятнадцатого века и торжествовала до Первой мировой, когда не стало денег на всякие глупости. Архитектурная эклектичность - не в последнюю очередь следствие космополитичности, мультикультурности, терпимости и любопытства, свойственных Москве как мегаполису. Мирное сосуществование разных культур допускало и способствовалу сосуществованию и соседству самых разноплановых сооружений. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 09:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Выход первый. Первую остановку мы делаем на Чистопрудном бульваре и сворачиваем в Архангельский переулок. У Меншиковой башни (барочного храма Архангела Гавриила) и классического храма Федора Стратилата Виталий наглядно демонстрирует, что происходит со стилями на мутогенной московской почве. Храм Архангела Гавриила - полноценное барокко без всяких приставок нео. А вот со стоящим рядом классическим храмом уже начинаются интересные превращения. Архитектор Еготов много работал с Кваренги - камертоном чистейшего классицизма. Однако на гладкой классической стене откуда не возмись появляются характерные для дивного узорочья и барокко окна разной формы (верхний ряд) и готические стрельчатые проемы (нижний ряд). Стиль "расползается), изменяется, утрачивает характерные особенности, перерождаясь во что-то иное. А рядом - для полноты картины - псевдорусский домик с кирпичным декором. Разница между "нео" и "псевдо": "первый творчески переосмысливает идеи прошлого, давая им новое развитие, второй механически копирует детали, компилируя их в новых постройках. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 10:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Сворачиваем в Кривоколенный переулок, чтобы полюбоваться двумя доходниками в том самом "кривом колене": дом Скальского (д.14) работы слепого архитектора Кондратенко и напротив дом Лунца (д. 9, стр. 1) архитектора Бориса Великовского Типичные доходные дома: солидные, надежные. Неоклассика с элементами ренессанса. Почему именно этот стиль так прижился в доходном строительстве? Богатые люди привыкли жить в собственных домах. Необходимость делить жилье, пусть даже многокомнатное и комфортабельное, с соседями по подъезду, свидетельствовала о снижении социального статуса. И здесь архитектура играла психотерапевтическую роль: классические и ренессансные формы вызывали ассоциации с палаццо, роскошью, элитарностью. Кондратенко работал с гипсовыми моделями своих домов, лепил их наощупь. При этом прекрасно владел как общим объемами, так и деталями. Интересное совпадение - рекламный баннер с изображением деталей Пергамского алтаря. Снова классика. Над стеклянным подъездом рельефы путти. Эти пухлые младенцы часто встречаются на резных кафедрах итальянских храмов. |
Автор: | Эленочка [ 17 сен 2012, 10:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
спасибо за интересное начало, буду ждать продолжения |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 10:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Дом Лунца Виталий назвал "Гранд-туром по Италии" - были таке популярные познавательные поездки. С чувством, с толком, с расстановкой путешественники неспешно ехали по Италии, обозревая достопримечательности и приобретая сувениры. Длиться такие туры могли и несколько месяцев, и несколько лет. И вот на фасаде своего дома Великовский собрал целую коллекцию таких "итальянских сувениров". В антикварных лавках часто попадались распиленные на пластины древнеримские резные саркофаги. Эти плиты модно было закреплять на фасадах домов в качестве украшения. Еще один популярный сувенир - копии или оттиски со старинных камей и гемм. Такие медальоны носили на шее или эти оттиски можно было оправить как кольцо или брошь. Часто встречающийся классический узор - как следы от пальцев на песке. Действиельно следы, действительно на песке. Только не от пальцев, а от стригиля, такой специальной лопаточки, чтобы счищать жир и песок с тела атлета после соревнования. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 10:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Эленочка, продолжение будет, постараюсь за сегодня осилить всю экскурсию. У меня еще три поездки в ближайшей месяц, если запустить, потом полгода буду собираться написать. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 11:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Из Кривоколенного выбираемся на Мясницкую, идем к любимой игрушке Москвы, лаковой шкатулочке, замечательному чайному домику Перловых (д. 19). Будучи владельцами крупнейшего чаеторгового предприятия Москвы, Перловы, по легенде, приобрели капитал, а заодно и фамилию, торгуя "перлами" в Троице-Сергиевой лавре. Перлы - не жемчуга, а раковины с рисунками церквей. Такие сувениры любили привозить из Лавры паломники. Дело оказалось весьма прибыльным, и во второй половине девятнадцатого века Перловы числились среди богатейших московских купцов. А при Александре Втором были возведены в потомственное дворянство. В их гербе присутствовали семь жемчужин. Изначально дом был выстроен в ином стиле архитектором Клейном. Но вскоре Москву взбудоражил слух: "К нам едет китайский принц". Принц- не принц, но высокого гостя действительно ждали. Чтобы заслужить право принимать в важную особу у себя, Перловы в срочном порядке заказали архитектору Гиппиусу переделку фасада в китайском стиле. Результат олучился отменный, но гость у Перловых жить не стал. Но с 1896 г. Москва может похвастаться такой архитектурной жемчужиной. Интересно, что чайный магазин не закрылся и не изменил профиль даже в советские годы. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 11:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Конечно, этот дом не копирует китайскую архитектуру, а отражает российское представление о Китае как волшебной стране роскоши, неги, изысканности и утонченной мудрости. У Гумилева все это чудесно сформулировано: И вот мне приснилось, что сердце мое не болит, Оно - колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой... висит и приветно звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи. А тихая девушка в платье из красных шелков, Где золотом вышиты осы, цветы и драконы, С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов, Внимательно слушая легкие, легкие звоны. Посмотрите на детали: и цветы, и драконы, и колокольчики на крыше. Романтика! Даже вывески стилизованы под китайский шрифт. В общем, независимо от неудачи миссии перловского гостеприимства, дом стал лучшей рекламой предприятия. И, кстати, моим любимым магазином. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 11:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Выход второй. Старая Басманная 15, стр. 2. Доходный дом персидского торговца тканями Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезарба. Архитектор Шауб. Модерн с элементами неорококо. Здесь интересен не столько сам дом, сколько факт присутствия в Москве мощной мусульманской диаспоры. Этот выход - своеобразный эпиграф к одному из следующих. Да и дом симпатичный. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 11:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Выход третий. Токмаков переулок, 17. Старообрядческая Покровская моленная. Архитектор Илья Бондаренко, неорусский стиль. Здание переживает процесс реставрации, но кое-что понять можно. Неорусский Виталий назвал стилем-разрушителем. Начав творчески обращаться с собственным наследием, архитекторы открыли дверь, в которую хлынуло все яркое, пестрое, эклектичное, подрывя устои традиционных стилей. В этом нет в сущности ничего плохого - так, примета времени. Любопытно, что внутри новорусского стиля, как и в рамках философии, существовали две основные теории: норманская теория практически приравнивала русские варяжские княжества к Скандинавии, вторая искала корни русской государственности на востоке. В зависимости от этого и элементы русской архитектуры выбирались разные: Бондаренко ориентировался на Псков и Новгород, вольно или невольно следуя норманской теории. Великолепное керамическое панно! Когда мы его первый раз видели, оно наполовину осыпалось. Хорошо, что взялись за реставрацию. Медленно дело движется, но, будем надеяться, придет к успешному завершению. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 11:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Выход четвертый. Доброслободская, 19. Здание Доброслободских бань. 1911 г. Архитектор не установлен. Неожиданная постройка для Немецкой слободы! Автор поэкспериментировал с персидской архитектурой (тут-то и вспомнился наш купец). Здание имеет композицию персидской мечети: с куполом, башенками и крытым крыльцом-айваном. А окошечки в виде замочной скважины - достояние архитектуры Каира. Такие колонны встречались в постройках древнего Персеполя. |
Автор: | Lexa [ 17 сен 2012, 12:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Такие колонны встречались в постройках древнего Персеполя Cовсем недавно в теме "Чужие отчеты и ссылки" я выложил ссылку на Иран и, в частности, Персеполис. Правильно ли я понимаю, что Персеполь и Персеполис - одна и та же точка на карте?
|
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 13:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Lexa, абсолютно верно! |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 14:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Пятый выход. Продолжаем крутиться в том же районе. Новая Басманная, 14. Старый знакомый - особняк Стахеева, стиль неогрек. Архитектор Бугровский. В источниках этой постройки числится афинский храм Эрихтейон и собственный дом открывателя Трои Генриха Шлимана. Про него подробнее говорилось на экскурсии "Античные мотивы". viewtopic.php?f=3&t=2216 Ну, раз приехали, появились новые фото. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 14:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Решетка и ворота сплошь из греческих орнаментов. Пилоны ворот напоминают храмовые жертвенники. А неподалеку, на Новой Басманной,10, еще один нео-объект - доходный дом Басманного товарищества, архитектор Зелигсон. 1913 г. Предполагалось, что гигантский комплекс займет все пространство между Басманными улицами, но война помешала осуществить эти планы с задуманным размахом. Неоготика. Я его контрабандой зацепила, мы к нему не подходили. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 14:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Выход шестой. Садовая-Кудринская, 17. Особняк промышленника Демидова. Неоготика. Архитектор Разумов. 1911 г. Домик весьма напоминает постройки Кекушева. Асимметричная композиция, расстекловка, даже небольшая декоративная колонка, все, как в особняке Кекушева. Изразцовая отделка стилизована под виньетки средневековой готической библии. Вход оформлен в виде подъемного моста. В доме сидит посольство Пакистана, фотографировать не поощряется, но дежурный полицейский не слишком злобствовал. А на другой стороне Садового кольца еще один старый знакомый - дом Скопника постройки Гельриха. В его карнизах Виталий усмотрел османские мотивы. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 14:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Выход седьмой. Не знаю, существует ли в Москве рейтинг самых красивых перекрестков. По-моему, у перекрестка Хлебного и Малого Ржевского переулков хорошие шансы. На одном углу концертный зал Гнесинки. Его я не снимала. А вот остальные три угла заняты особняками, один другого лучше. Собственный дом архитектора Соловьева (Хлебный,18) обрушивает на прохожего буйство зооморфных деталей. Его не устаешь разглядывать, как драгоценную редкость. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 14:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Через дорогу дом Некрасова (Хлебный, 20), постройка Р. И. Клейна. Неоготика. В декоре отчетливо прослеживаются английские орнаменты. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 14:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
А четвертый угол (Малый Ржевский, 4/21) занят особняком Тарасова. Проект двух архитекторов: Гейслера и Грейнерта. 1909-1910 гг. Неоклассика с преобладанием греческих мотивов: баранья голова как символ упорства и удачи, театральная маска. Тонкая графичность, мелкая лепка придают особняку изящество, но большой ордер умер - нет ни колонн, ни традиционного портика. |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 15:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Красиво оформленный вход. |
Автор: | polevapola [ 17 сен 2012, 15:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
shevtata, большое спасибо за архитектурный ликбез! После ваших отчетов стала замечать, что пытаюсь классифицировать встречающиеся по пути дома... И что самое интересное, даже могу назвать стиль и, примерно, архитектора... Спасибо, за то, что рассказываете очень доходчиво и с картинками! |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 16:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили. |
Выход последний. Последний наш объект практически совпадает с традиционным местом окончания экскурсий ВС. Императорский павильон на станции "Каланчевская" выстроен архитектором Войневичем к коронации Николая Второго в 1896 г. Однако, императорский поезд прибыл не сюда, а на Брестский (Белорусский) вокзал. С тех пор арабский павильон является "невидимой достопримечательностью" Москвы. Сюда мало кто доходит. Сам павильон в отличном состоянии, а вокруг - как водится в районе трех вокзалов - бомжи и бродячие собаки. Пока все! Всем спасибо! |
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 16:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили |
polevapola, спасибо! Вот порадовали! Знаете, как приятно! Если удается какие-то выжимки невероятных знаний и чувства города, так свойственных Виталию и Стасу, передать дальше, это,наверное, самый эффективный способ сказать спасибо за их чудесные экскурсии. |
Автор: | Lexa [ 17 сен 2012, 17:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили |
С тех пор арабский павильон является "невидимой достопримечательностью" Москвы. И я раз в 2 недели мимо прохожу, и все без фотика
|
Автор: | shevtata [ 17 сен 2012, 19:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архитектура Москвы. Неостили |
Мне никогда не удается себя вне организованных экскурсий заставить по Москве фотик таскать. Единственный раз - яйца в Лаврушинском снимать специально приехала. |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |