Период активных отпусков закончился, но в России уже сложилась достаточно большая группа людей, которая, несмотря на все политические и экономические перипетии, при первой же возможности стремиться в новые путешествия. Приехав из одного отпуска, сразу же планирует другой. Изучает программы туров, условия пребывания и маршруты прибытия. Естественно, в наших сложных экономических условиях, хочется потратить свои деньги с максимальным КПД, так, что бы затратить поменьше, получить побольше и, желательно, со всеми удобствами. Те, кто живет не в Москве, задаются вопросом, зачем добираться в Москву, что бы потом ехать в Питер или Брест, в места сбора групп для пересечения границ, если можно попасть туда быстрее и дешевле со своих городов. Другие предпочитают сами покупать билеты на поезда, что бы гарантировать себе более удобное место и не зависеть от лотереи при распределении мест. А некоторые хотят денек-другой прогуляться по Питеру, или даже Бресту, прежде чем отправиться дальше. Аналогично и для авиатуров. Зачем лететь в Москву, если есть рейсы из своих родных городов? Но мало кто подозревает, что данные желания могут сыграть злую шутку, и, покупая билеты самостоятельно, можно остаться не только без путешествия, но и без денег, потраченных на это путешествие! Об этом не подозревал и я, планируя свои отпуска в прошлом году. Объездив, подавляющее большинство стран Европы, я все никак не мог попасть в Андорру, Монако и Сан-Марино. Понимая, что зараз посетить их будет проблематично, хотя и возможно, при большом желании, я решил ограничиться хотя бы двумя государствами – Андоррой и Монако, посетив при этом города Испании и Франции, где я тоже не бывал, но давно хотел. Первое желание было запланировать самостоятельное путешествие. Все довольно просто. Прилететь в аэропорт Барселоны. На пару дней съездить в Андорру, благо, что автобус идет из аэропорта. Вернуться уже в Барселону. Походить, погулять, посмотреть, сколько и что возможно, 2-3 дня и отправиться в Ниццу. Можно даже поездом. Можно даже посетив города по дороге. Из Ниццы съездить в Монако и улететь. Но, прежде чем заниматься планированием, я решил поизучать программы туроператоров, на предмет наличия похожего тура. Первый же выстрел оказался в цель! В программе ТТВ я нашел то, что искал «Каталония – Прованс – Лазурный берег»! Очень насыщенный и интересный, судя по программе тур. Конечно, нет Андорры и Монако, но это поправимо, прилететь пораньше, улететь попозже нет ничего проще, тем более, что одна из дат начала тура меня более чем устроила. Забронировав себе место в туре, я стал ожидать, когда же наберется достаточное количество человек в автобусе, что бы безбоязненно покупать билеты на самолет. Когда, в марте я покупал билет, было уже 28 человек, вполне достаточно, что бы тур состоялся. Во всяком случае, я так думал. Но руководство ТТВ думало иначе. 9 апреля все еще было 28 человек, а 17 апреля я узнал, что тур аннулировали. Причины мне не понятны, вероятно, не хотели распыляться и гонять полупустые автобусы по Европе. Их тоже понять можно. Капитализм никто не отменял. Что там Маркс с Энгельсом про это писали? Радовало только то, что предупредили заранее и деньги отдали без проволочек. Был у меня случай, с Натали Турс, когда об отмене предупредили за 4 дня до отлета. Никогда больше с ними не связывался после этого. В общем, пришлось срочно искать альтернативы, либо планировать тур самостоятельно, что было уже более сложным занятием - между прилетом и отлетом 12 дней. Альтернативы нашлись - DSBW и Ванд. DSBW, кроме своего тура, предлагал по партнерской программе, тур от Ванд, на ту же дату. Интереснее, из этих двух, показался тур DSBW “Испания-Франция-Каталония + отдых на побережье» . Он был короче, чем тур ТТВ, но главная проблема была в том, что он начинался и заканчивался в Барселоне, но самолеты между Барселоной и Ниццей летают регулярно, а оставшиеся дни можно провести на Лазурном побережье. В переговорах с менеджерами DSBW были уточнены все детали тура. Объяснил, что билеты у меня свои, что я прилечу заранее, на день поеду в Андорру, и улетать буду не из Барселоны, а из Ниццы. Что желателен трансфер из аэропорта, куда я вернусь из Андорры к прилету основной группы, а так же в аэропорт, для отлета в Ниццу. Все это было согласовано. Я долго выспрашивал состоится ли тур, и когда, получил все заверения, что тур обязательно состоится, а если, все же, случится форс-мажор, то я всегда смогу поехать в тур от партнеров. 26 апреля он был оплачен. Эту дату стоит запомнить.
Не люблю поговорку, что снаряд дважды в одну яму не попадает. Попадает. Еще как! В этом я лично убедился. 3 июля DSBW объявил о невозможности выполнять свои обязательства, тяжелая экономическая обстановка подкосила тур-бизнес, деньги закончились, и предложил обратиться в страховую компанию «Орбита», по поводу возврата этих самых денег. 4 июля у DSBW отзывают лицензию. Пришлось мне искать дополнительные ресурсы и бронировать тур уже у Ванд. Тур состоялся. Я посмотрел что хотел, вполне достойно отдохнул, хотя настроение было сильно испорчено. Перед туром я собрал все необходимые документы и отправил их по почте в страховую компанию, так как самостоятельно это сделать не смог – уезжал. 23 июля мои документы были зарегистрированы в страховой компании. На рассмотрение требования отводится 30 дней по закону. До 23 августа оставалось достаточно времени, для того, что бы изучать вести с полей, а точнее с мест боевых действий, иначе их охарактеризовать нельзя. С самого начала СК «Орбита» повела себя вполне культурно. Принимала документы, нормально контактировала с пострадавшими, но как только наступил срок рассмотрения первых заявлений, выяснились интересные подробности. Как я уже озвучил, 26 апреля я оплатил тур. 27 апреля у страховой компании «Инвестстрах» отзывают лицензию. В этой компании DSBW страховал свою ответственность, как туроператор, на 50млн. рублей, с 15 марта 2018 по 14 марта 2019 года. 50 млн. рублей - минимальная сумма, согласно закона. На такую же сумму застрахован и ТТВ, но в ВСК. Естественно, что продолжать свою деятельность без страховки DSBW не может и 11 июня заключается новый договор, но уже с СК «Орбита».
Так что же происходит на полях боевых действий? СК «Орбита» начинает отказывать в выплате страховых возмещений тем, кто купил туры до 11 июня. Т.е. до того дня с которого СК «Орбита» стала страховщиком DSBW Мотивировка мне не понятная, поэтому я не буду ее воспроизводить. Суть - пусть за них отвечают те, кто был страховщиком на даты покупок туров. Но ведь страховой случай наступил 3 июля, когда туроператор объявил о невозможности выполнять свои обязательства, а на эту дату действовал договор страхования со СК «Орбита»! Кроме данной мотивировки СК «Орбита» стала отказывать и по другим причинам. По одной из таких причин отказали и мне, невзирая на то, что я тоже купил тур до 11 июля. Тут мотивировку я могу привести полностью Согласно ст. 17.4 Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24.11.1996г. Страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта, при наступлении страхового случая. Согласно ст.1 Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24.11.1996г. туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Как следует из Вашего заявления, Вами был заключен договор о реализации туристского продукта, согласно которого Вами забронировано и оплачено наземное обслуживание без предоставления услуг по перевозке. Учитывая вышеизложенное, заявленное Вами событие не является страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору туристского продукта, и оснований для выплаты страхового возмещения не имеется.
Получается, что если я не бронировал и не оплачивал авиаперелет, то это не Туристский продукт? Слов нет. Вернее есть, но они все не литературные.
Для начала изучим третий абзац. В нем уже есть констатация того, что я заключил «Договор реализации туристского продукта»! Кроме того, почему они посчитали, что трансфер из аэропорта и в аэропорт не является «услугой по перевозке»? В соответствии со статьей 3.21 ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» под трансфером понимается услуга по перевозке туриста от места его прибытия в страну (место временного пребывания) до места размещения и обратно, а также любая другая перевозка в пределах страны (места временного пребывания), предусмотренная программой путешествия. Трансфер я оплатил и это есть в листе бронирования. В туре есть и «другая перевозка» не только в пределах страны, а по целым трем странам - Испании, Франции, Монако! Тур же автобусный. Практически 1400 км перевозок! Согласно определению из Правил предоставления услуг по организации, реализации и осуществлению автобусных туров, утвержденных Транспортной комиссией Российского Союза Туриндустрии, Москва, 2009 год, автобусный тур — туристский продукт, включающий в себя: перевозку группы туристов на автобусе по определенному маршруту, продолжительностью более 24 часов; размещение в отелях в соответствии с программой тура; экскурсионное обслуживание в соответствии с программой тура; сопровождение руководителем туристской группы. За неделю я стал большим знатоком законодательства в сфере туризма и составил претензию в порядке досудебного урегулирования (не в одиночку, признаюсь). Жду ответа от СК «Орбита». Если мои доводы останутся без внимания, буду вынужден подавать в суд. Судебные прецеденты я тоже изучил. Оказывается, был случай, когда турист выиграл у страховой компании по подобному отказу, при этом купив только перелет в туристической компании, без услуг по проживанию.
К чему я все это написал. Очень надеюсь, что мой опыт будет полезен, как туристам, так и туроператорам. Интересно будет выслушать мнения, как первых, так и вторых. Я желаю ТТВ, Vand и другим туроператорам долгих лет жизни, но в нашем мире нет ничего вечного. 50 млн. рублей не такая большая сумма. Если что случится, на всех туристов ее не хватит. Максимум человек на 700, при средней стоимости тура в 70 тыс.руб. Мне кажется, что только на новогодние праздники от ТТВ выезжают больше людей, не говоря уже о турах, купленных заранее, на весь год. СК «Орбита» поступила хитро. Она разделила эти 50 млн. на сумму всех требований заявителей. Кое- кому выплачивает из расчета 57% с суммы требования, хотя подавляющему большинству отказала. Вот такая математика.
Тем же туристам, кто покупает билеты самостоятельно, стоит позаботиться о дополнительных гарантиях от туристических компаний, либо предоставить возможность покупать билеты этим компаниям. Даже при условии более высокой цены и неудобных мест. Либо требовать от Минэкономразвития, которое с 14 сентября стало курировать вопросы Туризма внесение изменений в законодательство. Обращения во все структуры, которые курируют Туристический и страховой бизнес я отправил.
_________________
|