Королевский дворец в Бангкоке – место столь же знаковое, как и Кремль в Москве. То есть побывать в Бангкоке и не заехать в Королевский дворец – вроде как и Бангкока не видеть. Учитывая, что такой логикой руководствуются практически все туристы, попадающие в Бангкок, рассчитывать на то, что достопримечательности в кадре не будут сопровождаться группой китайских товарищей на фоне Золотой ступы или блондинкой, старательно копирующей для фото позу какой-нибудь позолоченной сирены, не стоит))
Расположенный стена к стене с Королевским Дворцом Ват Пра Кео – «резиденция» Изумрудного Будды. По большому счету Ват – это не храм, а монастырский комплекс, но в Вате Пра Кео, несмотря на наличие большого количества характерных для монастыря построек, отсутствуют жилища для монахов – этот Ват изначально строился как часть королевской резиденции, а его главный бот предназначался для хранения главной тайской святыни. Изумрудный Будда вполне мог бы стать героем какого-нибудь «Романа с камнем» - уж больно насыщена его история всякими появлениями и перемещениями, как мистическими, так и совершенно реальными. Собственно, ничего удивительного – «главные святыни» всегда сопровождает большое количество легенд, иначе они бы и не были главными святынями.
Одна из легенд гласит, что спустя 500 лет после ухода Будды в нирвану монах Нагасена решил создать статую Будды. Золото или серебро скульптору для такого не годились, ему нужен был особый материал - драгоценный камень, ясное дело - обладающий особой магической силой. За нелегкое дело добычи взялся бог Индра. Он пообещал доставить не просто волшебный камень, а драгоценность Чакравартина, Вселенского императора - один из семи его атрибутов. Но тут в планах обнаружилась недоработка - драгоценность эта могла принадлежать только Чакравартину, поэтому боги предложили Индре «Изумрудную Драгоценность», наделенную такой же магической силой. Из нее и был сделан Изумрудный Будда, в которого потом по велению Нагасены вошли еще семь реликвий Будды. Как гласит легенда, фигурка долго путешествовала – из Индии на Ланку, в Ангкор, а уже потом в Сиам, где один из правителей Чианг Рая и спрятал от посторонних завистливых взглядов фигурку, закрыв ее слоем золотой штукатурки.
Статуэтка невелика размером – всего 66 см – и на самом деле сделана вовсе не из изумруда, а из жадеита, применяющегося как поделочный камень. Что-то там боги, видимо, попутали. Но как бы там ни было, Изумрудный Будда столь ценен за магический материал, а не за его стоимостное выражение. Опять же, ученые мужи уточняют, что «изумрудный» относится именно к цвету, а не к материалу.
Версию о древнем происхождении реликвии, правда, подпортили ученые – они считают, что исходя из иконографии позы Будды (ученые всегда говорят много умных слов!) можно заключить, что фигурка высечена ни в какой даже не в Индии, а в Северном Таиланде, и никак не ранее 15 века н.э., то есть незадолго до ее обнаружения в ступе в Чианг Рае.
Согласно опять-таки легенде, то ли продолжающей предыдущую, то ли уже отдельной, в 15 веке в Чианг Рае молния расколола древнюю чеди, и оттуда выпала фигурка Будды, покрытая слоем позолоченной штукатурки. Найденную фигурку поместили в келье настоятеля монастыря. Со временем слой штукатурки стал осыпаться, и под ней обнаружилась другая статуэтка – гораздо меньшего размера и из камня. Было бы странным, если бы к столь чудесно явившейся на свет статуэтке в ближайшее же время не протоптали тропу паломники, объявившие фигурку священной.
Еще, продолжает легенда, правитель Чианг Мая Самфангкаен пытался перевезти Изумрудного Будду поближе к себе, для чего посылал за ним слона. Слон доходил до пересечения дороги к городу Лампанг и необъяснимо как оказывался в этом самом Лампанге. После того, как слон загадочным образом не дошел до Чианг Рая в третий раз, правитель решил перестать испытывать судьбу и слона и прислушаться к велению высших сил – было решено, что фигурка должна оставаться в Лампанге. Там она и находилась аж 32 года пока очередной король Чианг Мая Тилока не решил, что веление высших сил – глупости, а обладание реликвией полезно для любого короля. Изумрудный Будда отправился в Чианг Май.
В середине 16 века Будда вновь собрался в путь. Внук одного из королей Чианг Мая и по совместительству сын короля Лаоса сначала согласился на предложение министров Чианг Мая вернуться из Лаоса в Чианг Май и стать королем, но после смерти отца передумал, вернулся в Лоас и заодно прихватил Изумрудную Драгоценность с собой. Правда перед этим клятвенно обещал министрам Чианг Мая вернуться и Будду тоже вернуть, но слова и тут не сдержал, редиска эдакая. Изумрудный Будда поселился в Луанг Прабанге – столице Лаоса, а потом вместе с королем Лаоса бежал от бирманцев в новую лаосскую столицу – Вьентьян. И только к концу 18 века Рама I, тогда еще вовсе не король и даже не Рама, а генерал при короле Таксине, вернул Изумрудного Будду на родину. Хотя что тут считать родиной, есть великий вопрос.
В Бангкоке Изумрудный Будда успел какое-то время пожить в Ват Аруне, пока для него строили подобающий статусу храм. В главном боте Вата Пра Кео фигурка Будды и находится до сих пор – на почетном месте под потолком, где ее особо и не разглядишь. Фотографировать в боте строго запрещено, но никто не запрещает делать это из окна. Другое дело, что занятие это почти безнадежное – Будда далеко, высоко, а перед окном внутри бота постоянно идет вереница туристов, зашедших в храм полюбоваться на реликвию. Глядя на их лица, думается, что многие далекие от глубинного символизма туристы не совсем понимают, за что Изумрудного Будду почитают главной святыней – маленький он и непонятный какой-то. То ли дело находящийся неподалеку Лежащий Будда – вот там размах, размеры, одного золота сколько пошло))
Кстати, о реликвии проявляет личную заботу сам король – по традиции три раза в год он лично взбирается к Будде, чтобы переодеть его согласно сезону. А еще раз в 50 лет храм подвергается тщательной реконструкции – и тоже под неусыпным надзором первых лиц королевства.
Территория Вата Пра Кео небольшая, но количество всяких «интересностей» на ней огромно. Попав в Ват, вы рискуете очень быстро посадить аккумуляторы фотоаппарата – все здесь настолько необычно для европейского глаза, что невозможно оторваться от кнопки затвора.