15 апреля_Тсетанг - Риводечен - Лагьяри - Тсетанг
Опять едем по Тсетангу. За три дня мы его исколесили вдоль, поскольку поперек у него нет. Ездим по одной и той же улице, вдоль которой расположено множество магазинов. Ближе к южной окраине города магазины в основном торгуют дверьми и деревянными «наличниками» окон. Двери железные, крашеные и некрашеные, все стандартные, различающиеся только декором кованых частей и росписью. В Лхасе всего один завод – цементный и здесь тоже завод, и тоже цементный. На первый взгляд, вот и все промышленное производство. Около городов большие тепличные хозяйства. С приходом китайцев здесь стали выращивать овощи и зелень.
Мы снова отправились вдоль реки Ярлунг, но на этот раз, доехав до раздваивающегося ущелья, свернули в юго-западную долину, по которой нам предстоял не слишком долгий путь до местечка Chyonggye, где находится монастырь Риводечен, там же, в районе небольшого плато, возвышающегося над долиной, находится храм, посвященный захоронению тибетских королей.
... Машина остановилась перед склоном горы, на небольшой площадке для гостей монастыря. Монастырь очень красиво расположен на склоне горы Mt Muri. Примерно на полпути от стоянки к монастырю стоит большой чортен. Все постройки хорошо побелены, сияют на солнце. Сначала поднимаемся к чортену. Вокруг совершают Кору несколько пожилых женщин, играют мелкие детишки. Как только мы достали фотоаппараты, бабушки бросились вытирать малышне носы (будто это может помочь). Все проявляют живой интерес к фотоаппарату и снимкам – показ фотографий вообще снимает напряженность при фотографировании людей, одни позируют с удовольствием, другие протестуют меньше. Вообще тибетские женщины в основном очень доброжелательны и улыбчивы.
Около ступы сложена горка белых камешков, каждый прошедший кору вокруг чортена, кладет в неё белый камешек. Белых камней в этом месте нет, их приносят паломники. Оказавшийся в кармане кусочек белого кварцита мы положили в горку, что было живо одобрено нашими провожатыми.
Здесь можно фотографировать. Из большого зала для собраний (Дукханга) вход в часовню с фигурами защитников. У большинства защитников лица закрыты. Это защитники, обладающие тайными тантрическими знаниями. Не надо, чтобы злые силы знали их в лицо, иначе они станут уязвимы, потеряют свою силу.
Изображения богов-защитников обязательно устрашающие, и чем страшнее, тем они сильнее. В каждом монастыре есть для них отдельная комната. В монастырях побольше имеется также комната с некоторым пантеоном богов, в которую нельзя заходить женщинам, чтобы не уменьшать их силу (так гид объяснил мне, а как оно на самом деле?).
Как в любом монастыре, кроме самых маленьких, на возвышении над Риводеченом построена огромная стена для танки, на которой один раз в году в течение 3-х дней разворачивают танку с изображением Будд: Амитаюс, или Майтрейя, или Сакьямуни.
Приблизительно в километре от монастыря Риво Дечен на юго-восток от Mt Muri , в центральной части долины находится небольшой скалистый холм, Muchong Hill на вершине которого построен маленький монастырь, посвященный находящемуся рядом захоронению тибетских королей.
Монастырь построен напротив королевских гробниц. Сами склепы закрыты для посещения, однако, среди известных захоронений Тибета это самое большое. В них хоронили королей тибетского королевства Тобу, их министров и королевских наложниц, начиная с 29-го короля и до последнего (40-го). Среди всех захоронений наиболее значительное было сделано для Сонгцена Гампо.
Согласно историческим записям, существует пять подземных комнат, в которых установлены статуи короля Сонгцена Гампо, Сакьямуни и Падмасамбхавы с большим количеством украшений и атрибутов похоронного ритуала, сделанных из серебра, золота и жемчуга .