По легенде, именно на этом утесе располагался лагерь Разина, на нем он восседал на своем троне из слоновой кости и, чуть ли не лично, выслеживал караваны купеческих судов для последующего грабежа. Персидскую княжну он, вроде как, утопил в Волге где-то тут же.
Самое интересное – легенды. Их много. Вот несколько.
Легенда первая. В 1859 году в «Саратовских Губернских Ведомостях» был опубликован рассказ бурлака, который (в свободное от каторжной работы время), взобравшись вместе со своим товарищем на утёс (видимо, сделать пару хороших снимков), увидел в земле отверстие с дверью. Как водится во всех фильмах ужасов, они полезли в подземелье, оказались в богато украшенном зале, посреди которого стоял окованный тремя (в сказках все по три) железными обручами гроб (как же без него-то). В углу комнаты висела икона в богатом окладе, а у стен стояло много бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе (экстриму хотелось, ага), из которого поднялась ожившая Марина Мнишек (аналог современной Сандры Баллок). Бурлак, обезумев (что не удивительно), начал стегать её железными прутьями (случайно с собой принес), а попытавшийся его оттащить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой (вот она гравипушка профессора Фримана). Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести.
Легенда вторая. В конце XIX века крестьянином из села Даниловка (расположенного сейчас на территории Волгоградской области) была рассказана история, поведанная ему покойным отцом, участником случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком (чувствуете интригу?). Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов (вот они первые бомбилы) крестьяне согласились. На середине реки незнакомец велел своей спутнице выбросить ребёнка за борт (необычный поворот). Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого (видимо, сам Стэтхэм рулил). Спасённая женщина рассказала, что её убитый спутник был разбойником (непонятно как он сохранился до 19 века). Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурман-горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху (обычный день их, видимо, не устроил). После недолгих поисков, помолившись (где-то я это уже слышал), начали рыть и на что-то наткнулись. Но не тут-то было, начало происходить необъяснимое. Сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров (Хичкок со своими «Птицами» просто плагиатор), затем поднялась буря (фильм-катастрофа), из которой показались трое разбойников с дубинами (зомби?), после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было (может, кто унес), остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой (точнее, увез) повозки.
Легенда третья. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный (а какой же еще) случай, произошедший с его отцом (уже было), который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку (это село просто, Сайлент-Хилл какой-то) в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам (опять немцы), пусть живут в мире!».
Вот такие вот легенды. Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным, видимо, удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX века, активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события, из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали. Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих местах сильное электромагнитное излучение – наследие находившегося на этом месте вулкана, остатками которого и является Дурман-гора.
Если смотреть на последнее фото, где я стою, то сразу за утёсом начинается овраг - это следующий пункт, который называется овраг-тюрьма Степана Разина, где он держал своих узников. Так как уже вечерело мы в овраг не полезли, равно как и следующий пункт - Дурман-гору мы оставили на следующий раз. Хотя дорога туда идёт, просто её нужна вначале объехать вокруг и уже с другой стороны заезд на саму гору. А с учётом того, что недавно прошли дожди ещё и не факт, что мы бы туда проехали.
Возвращаемся в село, и там в здании бывшей школы расположен довольно интересный музей, о котором ни в одно путеводителе информации не найти.