Утром за нами по просьбам трудящихся прислали большой комфортабельный автобус, мы поехали в Сарепту. Но сначала я увидела вот это, сто лет уже не встречала голубятен.
В музее-заповеднике "Старая Сарепта" понравилось очень, хоть там и нет ничего особенного с точки зрения архитектуры. Но интересно очень. Девушка экскурсовод очень любит (это видно) то, чем она занимается, и мы невольно прониклись очарованием этого места. Сарепта — бывшая немецкая колония, ныне вошедшая в состав Волгограда.
Из Википедии: "В период с 1763 по 1766 г. в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов. В 1765 г. на правобережье ниже Царицына образовалась небольшая колония Сарепта. Сюда прибыло из Обер-Лаузитца (Саксония) 50 гернгутеров обоего пола, поселенных в этом районе на особых условиях.
Сарептским колонистам было отведено 5870 десятин лучшей земли, выдана денежная ссуда в 48. 748 рублей с долголетней рассрочкой и разрешено собственное управление.
К 1774 г. число колонистов Сарепты достигло 196 человек. Сарепта представляла собой не просто населенный пункт, а была городком-крепостью. Она с трех сторон прикрывалась глубоким рвом, валом с рогатками, ее гарнизон располагал шестью батареями. Из Царицына ей было выделено 12 пушек и 20 солдат. Гарнизон жил в казарме и сменялся из Царицына.
Колонисты на 30 лет освобождались от всяких податей и повинностей, от рекрутского набора, за ними сохранялось право свободного выезда за границу. Также были гарантированы: свободное отправление веры; земли лучшего качества; собственное управление колонией и судопроизводство; свобода торговли и заведения фабрик и заводов; свобода винокурения; невозбранное пользование рыбными и звериными ловлями; тридцатилетнее освобождение от податей, кроме акцизных пошлин; освобождение от рекрутской повинности и право свободного выезда из России, с отдачей пятой части всего нажитого в казну в случае выезда навсегда.
Пожар 1823 г. истребил почти всю деревянную Сарепту: 37 жилых и фабричных домов, церковь, около 100 надворных и хозяйственных построек, 350 человек лишились работы и жилища, все ремесленные и промышленные производства прекратились. Убытки составили 600 тыс. руб. Вскоре после пожара на скорую руку восстановили до двадцати жилых помещений и аптеку, а также пустили в ход столярную мастерскую и кирпичный завод, крайне необходимые для проведения строительства поселка.
Колонисты проявили большую предприимчивость в хозяйственных делах. В описании Саратовского края за 1782 г. о Сарепте говорится, что в ней находятся всякие мастерства, а особливо фабрики бумажных полушёлковых платков, кожевенный завод, пильная и крупичатая мельницы и лавки со всякими товарами.
Сарепта стала первой разводить отечественную горчицу. В 1798—1799 гг. Вольное экономическое общество России прислало в Сарепту семена для пробного посева. В 1801 г. в Сарепте был устроен Контрадом Нейтцем ручной маслобойный аппарат, и впервые образцы полученного масла и порошка отправлены в Петербург. Отзывы о первой горчичной продукции пришли похвальные. Вначале семена горчицы выдавались крестьянам бесплатно, с обязательством возвратить их из урожая, а полученный урожай у крестьян закупался. Горчица не сразу стала продовольственной культурой, вначале она употреблялась как лекарство против болезней.
В 1807 г. был построен Сарептинский горчично-маслобойный завод, немного позже — ещё один. Это были первые заводы в России по переработке горчицы.
Помимо горчичных в Сарепте действовали пивоваренный, свечной и мыловаренный заводы, пекарня с пряничным и кондитерским производством, паровая химическая лаборатория по производству водки, эфирно-горчичного масла и других продуктов, кожевенный, горшечный и кирпичный заводы, слесарные, кузнечные, ткацкие, чулочные и другие мастерские.
Большой популярностью пользовался «сарептинский бальзам». Известность он получил с 1830 г., когда повсюду свирепствовала холера, уносившая тысячи жизней, а в Сарепте не было ни одного заболевания.
Широкую известность имела и Сарептинская табачная фабрика. Сырьё она получала со своей табачной плантации и из США. Это была единственная табачная фабрика, на которой приготовлялся табак от низших до высших сортов. Фабрика действовала до 1870 г.
Кроме того, жители Сарепты занимались набивкой чучел из птиц, поставляли их во многие страны. Большим спросом пользовались «сарептинские пряники», приготовляемые на нардеке.
В 1843 году в Сарепте состоялась первая в Нижнем Поволжье посадка картофеля. Местные жители называли картофель «чертово яблоко», считали грехом его разведение и употребление, вплоть до картофельного бунта. Те, кто шел против предрассудков, назывались «водитель картофеля».
Первым «водителем картофеля» Царицына был владелец горчичного завода А. И. Кноблох; в 1842 году он получил задание от Астраханского губернатора Тимирязева на разведение картофеля. После уговоров один из крестьян согласился взять меру картофеля в подарок, посеял, и остался доволен: «картошка уродилась добрая и ребятишкам понравилась, они ее в золе жарили и ели». Следующие партии клубней на разведение Кноблох давал тоже бесплатно, но с условием возврата такого же количества картофеля осенью. Так с каждым годом картофель завоевал столы Царицына и стал вторым хлебом.
В конце XVIII в. Всероссийскую известность имели сарептские целительные воды, главный источник которых назывался Екатерининским. Источник был открыт в 1769 году. сарептским врачом Иоганном Виром. С 1775 источник стал посещаться больными и быстро завоевал всеобщую популярность, стал модным курортом.
Об известности сарептских вод свидетельствует и то, что они посещались даже видной знатью, для которой общедоступны были любые курорты Европы. Например, сарептские воды посещал граф К. Г. Разумовский, который жил в специально построенном здании.
С 1801 г. с открытием минеральных вод на Кавказе сарептский источник перестал посещаться, и курорт заглох. Но на развитие самой колонии Сарепта это не отразилось, она жила своей обособленной жизнью. В Сарепте, раньше чем где-либо в Саратовской губернии, окрылись школы. В 1772—1775 гг. в Сарепте открылось два училища, для мальчиков и девочек.
Сарепта была одним из самых прогрессивных и комфортных населенных пунктов Саратовской и Астраханской губерний. В 1862 Сарепта имела 85 домов, чистые мощеные улицы, дощатые тротуары. Дома были только каменные (2 августа 1823 года Сарепта начисто выгорела. Это послужило запретом на деревянные дома внутри крепостного вала).
Причин экономического упадка и социально-политического распада общины немало. Одними из них являются: неудачи братьев-гернгутеров в миссионерской деятельности среди калмыков, многие природные и случайные невзгоды, моральное старение технического оснащения сарептских фабрик и ремёсел, дороговизна в связи с этим сарептских товаров и законы конкуренции. Эти и другие факторы явились поводом для принятия гернгутской дирекцией в 1892 г. решения о прекращении деятельности Сарептской общины и об отзыве братьев-гернгутеров из Сарепты.
В 1894 создана лютеранская община. К началу 20 века среди колонистов в основном остались лютеране, пасторы назначались лютеранские, и службы в кирхе велись по лютеранским канонам.
В ходе атеистической кампании 30-х годов последний пастор арестован в 1936 г., а в 1939 г. закрыли кирху.
В 1991 воссоздана лютеранская община, возобновлены богослужения. Сарептская община заключила договор о передаче кирхи и дома пастора общине и поставке в Сарепту органа. В 1995 начались реставрационные работы, и в 1996 вновь освящена кирха, открыты Центр встреч и Немецкая библиотека.
Накануне первой мировой войны Сарепта насчитывала свыше 6 тыс. человек. Она превратилась в один из крупных рабочих пригородов Царицына. В 1920 году Сарепта переименована в посёлок Красноармейск, который в 1931 году был присоединён к Сталинграду и до 1944 года был в составе Кировского района. С 1944 года Сарепта находится в составе Красноармейского района Волгограда.
Сохранились самые старые в городе каменные строения — дома немецкой колонии гернгутеров в Старой Сарепте. Сохранившиеся одно- и двухэтажные дома выстроились вокруг небольшой площади. Среди зданий — кирха, освященная в 1772 году (старейшее здание Волгограда), ныне принадлежащая лютеранской общине, винокурня, «дом незамужних женщин», «дом холостых мужчин». В одном из зданий расположен Государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», ещё одно здание занимает библиотека. Несколько зданий (включая кирху и библиотеку) отреставрированы, остальные находятся в плачевном состоянии (несмотря на наличие табличек «Охраняется государством»).
Из воспоминаний очевидцев:
На паперти я разговорился и познакомился с директором училищ колонии, который предложил мне осмотреть мужское и женское училища. Мы отправились в их помещение. Судя по предметам преподавания оба училища имели вид гимназий и содержались в большой опрятности; все учебные пособия были разложены и сберегаемы в образцовом порядке. Преподавание шло по-немецки, но на русский язык обращалось большое внимание, и его основательное знание признавалось необходимым для получения аттестата. Сам директор говорил правильно по-русски и объяснял мне некоторые особенности религиозного и общественного быта гернгутеров. Секта эта ведет свое начало не от лютеровской реформации, а от Гуса, и поэтому у них празднуется день сожжения Гуса. Главным основанием их учения есть братская любовь. Прежде у них общество держалось на коммунистических началах: не было собственности; все должны были трудиться в пользу общества и получать от него средства к жизни.
Труд считался делом необходимым для христианина; все дни в неделе, исключая воскресенья, гернгутер обязан был работать без устали; всякие светские забавы возбранялись вступавшему в братство: ни театров, ни танцев не позволялось; даже чтение легкого содержания книг считалось неодобрительным делом. Чистота такого общественного строя не могла удержаться долго, и уже нарушилась: сохранялась более одна формальность старых принципов; существовал, правда, общественный капитал, употребляемый по приговору общества, но многие из братьев завели на собственный счет хозяйственные и ремесленные заведения и вели сами свою торговлю. Общество разлагалось не без важных злоупотреблений: бывали случаи, что члены братства, получивши от общества какое-нибудь поручение, вместо того чтобы трудиться для общественных выгод, стали обращать в свою пользу то, что должно было вноситься в общественный склад, и такие случаи подали повод к тому, что гернгутеры утратили прежнее доброе о себе мнение; их стали называть протестантскими иезуитами и ханжами, так как в наружном виде гернгутера и в речах его все, по-видимому, дышало благочестием, а тайные поступки его часто были вовсе не благочестивы. Теперь в колонии есть и богатые и бедные, а многие ведут промыслы чисто от самих себя."
Вот. Если Вы осилили этот текст, то получили представление о колонии. До сих пор специально для музея изготавливают горчичное масло (купила, масло как масло, говорят, полезное), нардек (арбузный мёд, фактически - вываренный арбузный сок, тоже купила, но употреблять вкусно только с творогом или кефиром, в чистом виде вкус не сказать, чтобы очень приятный, жженый такой сок, что ли) и пряники (вот пряников нам не досталось, накануне все разобрали).
А теперь немного фоток.
Самое старое здание Сарепты (и Волгограда)
Лютеранская кирха (внутрь зайти было нельзя, шла служба, только для своих прихожан)
Еще несколько зданий, кое-что восстановлено, кое-что - только предстоит