Около Нила, в 320 километрах к северу от Хартума, на 96 метров над окружающей ее равниной возвышается одинокая скала из песчаника со странной остроконечной башенкой, притулившейся около одной из стен. Сегодня это место носит арабское название Джебель (Гора) Баркал, а в XV веке до н.э. египетские завоеватели Нубии говорили о ней как о Чистой Горе.
Гора резко выделяется из окружающего ландшафта. Вершина горы считалась в представлениях древних нубийцев фаллическим символом.
После завоевания египтянами Судана примерно в 1450 году до нашей эры фараоны основали Напату — крепость, контролировавшую переправу через Нил, и центр караванной торговли на южной границе их империи. В расположенных в пустыне шахтах добывали золото. Золото на древнеегипетском — нуб. Вероятно, от этого корня и происходит название Нубия.
Египтяне тоже считали Джебель-Баркал священным местом — южной резиденцией божественного Амона, покровителя их государства. Позднее Напата как религиозный и политический центр стала колыбелью династии местных правителей, столь же фанатично преданных богу Амону. К началу VIII века до нашей эры они достигли такого могущества, что смогли присоединить потерявший былую силу Египет к своей африканской империи. Здешние своеобразные фараоны, преклонявшиеся перед культурой Египта и его славным прошлым, пытались воссоздать такие же порядки и традиции в Судане. Руками египетских мастеров они построили в Напате величественные храмы и наполнили их святынями северного соседа. Они признали египетский официальным языком и возродили строительство пирамид — царских усыпальниц, точно следуя той технологии, по какой их возводили в Египте тысячелетием ранее.
С западной стороны гора Джебель Баркал словно увенчана белой короной по религиозной традиции Древнего Египта. В востока ее находилась Змея с солнечным диском.
Сама гора, являющаяся природным образованием, была превращена в гигантскую статую. Одна из версий исследований в этом древнем районе Египта гласит о том, что Джебель Баркал представляет собой самого Амона, высеченного в горе в виде кобры.
На этом месте высечено 13 храмовых комплексов и 3 дворца. Главным из них считается храм Амона.
С началом падения египетское влияния на Нубию в XI веке до нашей эры, храм Амона постепенно стал приходить в упадок. Только при царе Пие, в VIII веке, он был восстановлен и значительно расширен. Король Тахарга также внес важный вклад в сохранение культурного памятника Египта. Его территория была обнесена забором.