«Живые картины», Театр Наций, Малая сцена. Спектакль о блокаде Ленинграда, о любви вопреки всему – голоду, холоду, ужасу и разнице в возрасте, когда женщина значительно старше мужчины. Основан на реальных событиях… Ну, в том смысле, что у персонажей есть реальные прототипы: работавший в Эрмитаже молодой художник и женщина – искусствовед. Страшный спектакль. С плохим концом (с таким, какой был на самом деле). И глядя на сцену, я думала о том, что, может, не так уж страшно ошибаются те, кто говорит, что надо было сдать город немцам. Да, это ужасно, невыносимо идет в разрез с теми убеждениями и ощущениями, с которыми мы росли и жили. Но вдруг? Вдруг бы тогда выжило больше людей?... Хотя, конечно, никак не герой спектакля – еврей по национальности. У него шансов не было бы в любом случае. История не терпит сослагательного наклонения, и можно только предполагать… И от шедевров Эрмитажа, наверное, мало бы что осталось. Хотя вот про шедевры. В фойе перед спектаклем можно почитать размещенный на стенде рассказ об истории Эрмитажа во время войны. В том числе там говорится о том, что люди сберегали шедевры, умирая от голода, но не продав ни одного экспоната… Мне кажется, что нет ничего дороже человеческой жизни. Другое дело, что вряд ли было кому продавать. Но если бы таким образом можно было спасти кого-то, то, я считаю, надо было спасать живых людей, а не мертвые полотна (тем более, что им бы ничего не сделалось, просто были бы в другом месте). Почему у нас всегда считается, что надо умирать за Родину, а не жить. Вот недавно СМИ захлебывались восторгом по поводу того, что в Сирии молодой российский офицер вызвал огонь на себя,.. а дома осталась беременная жена. Ах, герой! Ну и кто вспомнит про этого героя через пару месяцев?!! А семья осталась без отца, и мать, наверное, без сына. То есть те люди, которым он на самом деле был нужен. Он о них подумал, герой?! Человек должен жить! Любой ценой! Полотна, золото, шедевры – это все ничто рядом с жизнью дорогого человека (а каждый почти кому-то дорог)… В общем, тронул спектакль, хоть и не рассказал ничего нового, но заставил думать. Особенно актриса (актер не так убедителен), игравшая главную роль. Спасибо пригласившей меня на эту премьеру подруге.
|