14.06.2014. Фрисландия: Харлинген - Франекер - Леуварден.На эти выходные мы с мамой расстаёмся: она остаётся в Амстердаме, а я уезжаю на север в провинции Фрисландия и Гронинген. Ехать что до Леувардена, что до Гронингена больше трёх часов, а вот между ними поезд идёт меньше часа, поэтому представляется разумным смотреть их совокупно.
Конечно, пост фактум выяснилось, что можно было сделать совсем интересно: начать с Гронингена, оттуда перебраться в Леуварден, а уже оттуда на автобусе, который идёт по дамбе Асфлётдайк, построенной в тридцатые годы в рамках проекта Зёйдерзее, доехать до Алкмаара, откуда до Амстердама практически рукой подать. Но хорошая мысля, она известно когда приходит. Так что придётся дамбе подождать.
А в реальности я встала очень-очень рано и в шесть с копейками уже сидела в поезде на Леуварден. Их не очень много прямых, в основном надо пересаживаться в Зволле. Мой поезд был не только ранний, но и прямой, что хорошо. Не люблю я пересаживаться. Первую половину пути со мной в вагоне ехала развесёлая компания чёрных тётушек, которые смеялись и щебетали, как стая пёстрых попугайчиков, но делали это так заразительно, что даже разозлиться было сложно, хотя уровень шума и выходил за пределы приятного. Потом они вышли, и стало даже как-то грустновато.
Отель я заказала прямо напротив вокзала, но меня там в такую рань никто не ждал, поэтому, увидев на соседнем пути поезд на Харлинген, я с большой радостью в него запрыгнула. На подъезде к Леувардену прозвучало объявление, что при пересадке нужно приложиться к валидатору Национальных Железных дорог, чтобы закончить эту часть пути, а потом снова зачекиниться у валидатора компании "Аррива", потому что дальнейший участок пути обслуживает именно она. Стоят они рядом, главное было услышать объявление.
Харлинген стоит на море, железная дорога подходит к самому порту, где и кончается. Прямо с перрона выходишь к кораблям. Отсюда идут паромы на Западно-Фризские острова. У меня была безумная мысль прокатиться, но тогда на сам Леуварден времени бы уже не осталось. Ограничилась самим Харлингеном. Сначала погода была совсем мрачная, но с каждой минутой туман рассеивался, а облака из серых превращались в белые, а потом и вовсе разошлись.
Белая башня - бывший маяк, а теперь отель.
Пафосный ресторан занимает бывшее здание суда (‘t Havenmantsje). Не стоит жизнь на месте - индустрия досуга и туризма прибрала к рукам всё самое интересное.
Часть Северного моря, омывающая берега Фрисландии, называется Ваддензее или Ваттовое море, а это белое конструктивистское сооружение - Ваттовый павильон (Waddenpaviljoen).
Памятник спасителю Голландии. Легенда о мальчике, засунувшем в дырку в дамбе палец, чтобы остановить течь, одна из любимейших в Голландии, памятники безымянному герою попадаются в разных городах.
Ещё одна скульптура - Тоббедансер. Мастера этой профессии занимались окрашиванием тканей. Топча их ногами в больших ёмкостях, они добивались равномерной окраски. Кстати название тоббедансер как раз и означает "танцующий в ванне".