По традиции техническое предисловие: Данный рассказ посвящен самостоятельному путешествию по означенным в заголовке регионам Германии (долина Рейна от Майнца до Кёльна, долина Мозеля от Трира до Кобленца) на арендованном автомобиле.
Поехали...
О путешествии на машине мечталось давно. Может быть еще с самых первых автобусных туров с присущей им романтикой уходящей вдаль дороги, проплывающих за окном пейзажей, очаровательных городков и дорожных указателей на незнакомых языках… Или даже еще раньше… Я даже не знаю, откуда растут корни – может быть для меня лично все началось с очень глубокого детства, с рассказов моего отца о том, как они с мамой еще до моего рождения ездили на мотороллере в Крым. Но мои родители были тогда моложе, чем я сейчас, да и времена поменялись – теперь другие дороги манят, о которых в те времена даже и не мечталось. Да и, что скрывать, хочется несколько большего комфорта. Поэтому на длительное мотопутешествие с ночевками в палатке я, наверное, все-таки не решусь. А вот на машине – с удовольствием!
В какой-то момент у меня возникла путешественническая мечта – доехать за рулем своей машины от Москвы до мыса Рока (самая западная точка Европы, в Португалии) и обратно. Ну и, конечно, посмотреть по дороге много чего интересного. Реализация этой мечты пока что в будущем, но к ней сделан еще один шаг.
«В багаже знаний и опыта» у нас имелись многочисленные поездки по Европе, в том числе и полностью самостоятельные. Однако в предыдущих поездках нами активно использовался общественный транспорт – железные дороги и рейсовые автобусы. Была также одна поездка по Финляндии с друзьями на машине – но тогда у меня еще не было собственного «руля», а водительские умения ограничивались занятиями в автошколе – поэтому в тот раз мне довелось попробовать себя лишь в роли штурмана. Основной «технический» опыт, который предполагалось получить в этой поездке – это попробовать передвижение по Европе за рулем автомобиля. Дабы не тратить время на длинные перегоны от дома до страны назначения и обратно, было решено «прыгнуть» на самолете, а на месте взять машину напрокат. Заодно «совместим отпуск с тест-драйвом».
Мой личный опыт автопутешествий за рулем на момент поездки ограничивался 4-х дневным путешествием в Псков-Изборск и несколькими однодневными вылазками по ближайшему Подмосковью. Реальный водительский стаж на момент путешествия – примерно 1,5 года, только по дорогам Европейской части России и только за рулем своей Daewoo Nexia.
В плане же «культурной программы» наш выбор пал на Германию, регион «Романтического Рейна» от Майнца до Кёльна и долину Мозеля от Трира до Кобленца. Место, где концентрация старинных замков и очаровательных маленьких городков воистину огромна; почти с каждым замком, а порой и просто с каким-нибудь живописным мысом или скалой, связана легенда. Причем, как и полагается настоящей легенде, вариантов ее изложения и трактовок, существует великое множество. Взять хотя бы легенду о двух враждующих братьях, связанную с расположенными почти бок о бок замками Штерренберг и Либенштейн. Или легенду о прекрасной Лорелее, провоцирующей кораблекрушения на опасном изгибе Рейна. Мы отыскали как минимум по пять вариантов каждой из них. А заодно открыли для себя творчество воспевшего в стихах эти места Генриха Гейне.
Итак, в аэропорту Дюссельдорфа получаю ключи от новенького Opel Corsa, пробег которого на момент получения нами составлял всего лишь 3208 км. Забегая вперед, скажу, что за 10 дней путешествия мы эту цифру почти удвоили. Дополнительно также взяли GPS-навигатор, имевший просто прекрасное для такого рода устройств название «Never Lost». К слову сказать, навигатор действительно оказался крайне полезен, ибо на некоторых дорожных развязках без него можно было бы нарезать не один лишний круг и потерять впустую кучу времени. Сравнивая его с «Навителом», которым пользуюсь дома, нельзя не отметить гораздо лучшее качество позиционирования на местности (конечно, может быть это связано с погрешностями GPS-приемника в моем телефоне – и «Навител» тут не при чем, но факт остается фактом). Возможность включить в навигаторе русский язык приятно удивила. Конечно, «Never Lost» не всегда знал некоторые достопримечательности – но тут нам на помощь приходила очень полезная для туристов программка OsmAnd+, которую я установил на свой телефон перед поездкой.
Осматриваемся в машине. Управление у «Корсика» более-менее схоже с Нексией – разве что не сразу разобрался, как задний дворник включить – потому что у меня на седане его просто нет. Впоследствии, уже во время движения случайно обнаружил наличие кучи дополнительных функций, о которых до этого только читал. Например, пошел дождь – и дворники вдруг сами включились; паркуюсь задним ходом – при приближении препятствия вдруг раздаются предупреждающие короткие гудки. Фары опять же сами как-то определяли, когда им нужно включиться. А вот случайно включенный во время движения круиз-контроль сбил с толку – создалось ощущение, что я теряю контроль над процессом движения, от чего мне лично было не по себе. Поэтому выключил его от греха подальше. Очень порадовала маневренность машинки: такие повороты и развороты в ограниченном пространстве, что я делал на «Корсике», на Нексии у меня бы не получились. А учитывая особенности местности, по которой мы путешествовали, эта характеристика автомобиля была крайне важной. Ну и еще я понял, что когда люди говорят про усилитель руля «можно одним пальчиком повернуть» - это не метафора. У меня на Нексии усилитель тоже вроде как есть – и я даже не жалуюсь. Но «одним пальчиком» руль все-таки не повернешь. А на «Корсике» я ради интереса действительно попробовал «одним пальчиком» – получилось.
Про разницу в качестве дорог и особенно культуре вождения между Германией и Россией, наверное, можно просто не говорить – она и так очевидна. В общем, по дороге от аэропорта до отеля в Кёльне я еще чувствовал себя неуверенно – но это скорее психологически. А потом окончательно освоился и подружился с «Корсиком». Проблема по большому счету была только одна: по возвращению домой очень тяжело было обратно привыкнуть к Нексии, Ленинградке, пробкам и хамству на дорогах.
Не обошлось, конечно, и без приключений. Вообще долины Рейна и, особенно, Мозеля совершенно неожиданно напомнили нам… норвежские фьорды. Такие же крутые берега, порой кажущиеся совершенно неприступными. Честно говоря, я полагал Германию за исключением предгорий Альп равнинной страной. Поэтому узкие и очень крутые дороги-серпантины, по которым немцы умудряются ездить со скоростями до 100 км/ч, стали сюрпризом. Не знаю уж, какими словами они отзывались про ползущий перед ними со скоростью максимум 30 км/ч «Корсик», который на такой дороге еще и не обгонишь, но впервые в жизни попав в такие дорожные условия, я как-то боялся устраивать гонки по серпантинам. При первой же возможности старался сдать куда-нибудь вбок и пропустить собравшийся за мной «паровозик» из машин. Впрочем, со временем опыт набирается, и под конец путешествия «паровозиков» на серпантинах я уже не собирал.
Еще одним незабываемым эпизодом была попытка штурма на машине неприступной скалы, на которой так заманчиво возвышался замок. Представьте себе городок. Старинный очаровательный городок с фахверковыми домишками и узенькими улочками. Улочки ведут от набережной круто вверх – на «заштрихованные» виноградниками склоны скалы. И на этой самой скале над городом возвышается замок, который мы очень хотели посетить. Первая попытка поехать «куда-то в том направлении» не принесла успеха – мы чуть было не «штурманули» соседний холм, где кроме виноградников с Рислингом ничего интересного не наблюдалось. Ладно, мы умные – попробуем подъехать с другой стороны: поднимаемся по серпантину наверх от долины реки – и через некоторое время понимаем, что дорога ведет в сторону, совершенно противоположную замку. Еще некоторое время пришлось потратить на то, чтобы найти место, чтобы развернуться. Пробуем еще раз пробить маршрут по OsmAnd-у. Ага, вот есть дорожка – вновь спускаемся вниз в город и пробуем поехать по одной из его улочек. Улочка сильно петляет и сужается – две машины уже не разъедутся. И, что, в общем, не удивительно, начался довольно крутой и затяжной подъем. На знаке было написано 20%, но по субъективным ощущениям – гораздо больше. Ну, «Корсик», не подведи! Поначалу он даже вполне резво взбирался в горку. Про себя замечаю, что моя Нексия давно бы уже «сдулась» и подняла бы лапки вверх. Однако в самом конце этого самого подъема у машинки не хватило сил, и она заглохла на самом крутом участке. А чтобы совсем уж осознать весь кошмар ситуации: навстречу едет машина, и снизу за мной тоже пристраивается машина. Увидев столь безвыходную ситуацию, водитель встречной машины выходит и дружелюбно осведомляется, не нужна ли мне помощь. У меня полнейший стресс, но знание английского языка все-таки не отказывает, и я прошу водителя встречной машины отъехать. Впервые после автошколы стартовал в горку с «ручника». Салон наполнился запахом горелой резины – но «Корсик» все-таки смог вытянуть. Остановился на какой-то парковке сразу за подъемом, вышел из машины, беспорядочно хожу кругами, пытаясь успокоиться. Не тут-то было! Немцы – дружелюбный народ. И всегда стремятся прийти на помощь. А может быть просто обратили внимание на незнакомую машину (да еще с пассажирами, не говорящими по-немецки), заехавшую, как оказалось, в тупик, где ничего кроме частных домов, и нет. Подъезжает машина, откуда выглядывает паренек и спрашивает, не заблудились ли мы… Говорю, что мы ищем дорогу к замку – и показываю наверх. Паренек отвечает, что сейчас нам её покажет: «следуйте за мной»… И направляется вниз по той улочке, откуда мы только что приехали. О! Нет!!!
Ладно, вниз – не вверх, спускаемся без приключений. Потом выезжаем на дорогу, по которой до этого успели проехать уже раза 4 и вроде как думали, что видели там все – и вдруг наш проводник сворачивает на неприметную тропинку – ответвление от дорожки, ведущую круто вверх – еще круче, чем та улочка, на которой мы только что заглохли. Причем, он, видимо, считает эту дорожку вполне проезжей на автомобиле. Не-е-е-е-ет!!!
Но «потерять лицо» страшно – следуем за ним. Он останавливается в «кармане», пропускает нас вперед и говорит, что нам по этой дороге во-о-он туда вверх. Дальше продолжаем путь уже самостоятельно. Но на первом же обороте серпантина здравый смысл берет верх: если на той улочке при неблагоприятном развитии ситуации все могло кончиться максимум «близким контактом» со стеной ближайшего дома и царапинами на машине, то тут можно и улететь с обрыва так, что о последствиях лучше вообще не думать. Убеждаемся, что показавший нам дорогу паренек уехал и у него точно не создастся впечатление, что туристы опять не могут дорогу найти, хотя им явно ее показали. Аккуратно разворачиваюсь, спускаюсь вниз - как раз там, где тропинка ответвляется от дороги есть небольшая площадка, где можно припарковаться – вот там «Корсик» и остался нас ждать, а на штурм замка мы отправились уже пешком. Самое обидное в этой истории было то, что в замок оказался в частной собственности, наглухо закрыт и не доступен для посещения обычным туристам.
На этом, наверное, «автомобильную» часть рассказа можно завершить. Дальше, надеюсь, более подробно рассказать о посещенных местах.