А теперь о Сикстинской капелле, немного истории и интересных, надеюсь, фактов. Итак,
строительство Сикстинской капеллы началось в 1473г. по проекту зодчего Баччо Понтелли, под руководством архитектора Джордже де Дольчи и по заказу
папы римского Сикста IV. Длилось строительство 8 лет и, наконец, капелла была освящена 15 августа 1483г. — на праздник Вознесения Богоматери. Вот так капелла выглядит снаружи, фото из инета, ссылка на сайт
http://www.exomapia.ruКак видите, снаружи не особо примечательное строение, без всяких изысков и апофеоза, а вот внутреннее содержание - полная противоположность облику внешнему. Когда входишь, то первое, что поражает - размеры капеллы, совсем не характерные для часовни -
длина 40,93 м, ширина 13,41 м, высота 20,7 м , что в точности соответствует
размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете, удивительно, я раньше об этом никогда не слышала!
А потом просто глаза разбегаются в разные стороны от обилия прекрасных картин великих художников на стенах капеллы! Столько знаменитых фамилий, что невольно ловишь себя на мысли: "А не сон ли это? Неужели правда?..." Стены капеллы расписывали
Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо, на одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. И не знаешь, куда смотреть, в глазах рябит от такого количества фресок, сюжетов, красок, голова кругом...
Тут я ощутила состояние близкое к
синдрому Стендаля, когда большое сосредоточение красивых изображений вызывает реакцию обратную, и ты понимаешь, что чрезмерно много красоты - это уже за гранью твоего восприятия... Голова кружилась, ноги подкашивались, срочно нужно было присесть на скамейку, чтоб хоть как-то перевести дух.
Благо неподалеку было свободное место, я уселась, просто опустила голову и глаза вниз, и через какое-то время это неприятное состояние слабости прошло. Не знаю, случалось ли с кем-то что-то подобное в Сикстинской капелле, если было, напишите, а то может со мной что-то не так???
Выкладываю фото общего вида капеллы, фото снова из инета, ссылка на сайт - mosintour.ru
Затем, сидя на скамейке, я подняла голову вверх, став разглядывать потолок капеллы. Вначале мой взгляд просто скользил по фрескам работы Микельанджело, пока не остановился на
знаменитой фреске "Сотворение Адама" и вот тут-то меня словно током поразило, какая-то неведомая сила прямо-таки приковала мой взгляд, не позволяя его оторвать!
Сотню раз я видела это изображение, начиная со школьных учебников, но НИКОГДА оно не производило такого сильнейшего, магического что ли впечатления, какое произвело в тот момент!
Ошеломляюще! Вот она - настоящая магия искусства!
Это настолько прекрасно, что и через столетия этот шедевр оказывает такое сильное, притягательное действие! Вот эта фреска, что так ошеломила и впечатлила меня...
Изначально потолок Сикстинской капеллы
был украшен фресками Пьеро Маттео д'Эмилией и представлял собой всего лишь
небо, усеянное звездами-блестками, именно такой вид имела капелла в дни папы Сикста IV. Но в дальнейшем, племянник папы Сикста IV и его приемник
папа Юлий II Деллa Роверa поручил обновить роспись потолка-свода капеллы
скульптору Микеланджело, причем в достаточно ультимативной форме -
или расписывать - или сгнить заживо в застенках Замка Святого Ангела, который в те времена был тюрьмой.
Как видите, выбор был небольшим, и Микеланджело вынужден был подчиниться, приняв столь неожиданное поручение папы римского.
Первоначально, по замыслу папы Юлия II,
Микеланджело должен был расписать плафон потолка капеллы
изображением 12 апостолов, украсив орнаментами оставшиеся свободные части, и гениальный скульптор вместе с учениками-помошниками начал работу, но в тот момент, когда роспись уже была частично готова, происходит что-то совсем непонятное -
Микеланджело вдруг неожиданно меняет задумку, уничтожает все, что уже было расписано и начинает заново, но теперь уже без помошников,
совершенно самостоятельно, в одиночку, причем, держа сюжет росписи в строжайшем секрете ото всех, даже от папы Римского. Чтобы не допустить присутствия посторонних, Микеланджело почти не покидал капеллу: он приходил работать рано утром и уходил только поздно ночью!
Объяснение подобного поведения скульптора-живописца не найдено до сих пор, видимо, у Микеланджело на то были очень веские причины...
Микеланджело заново
начал роспись 10 мая 1508г. и закончил 5 сентября 1512г. - это самые мрачные и самые величественные
4 года его жизни и, пожалуй, это единственный случай в истории, когда скульптора заставили в расцвете сил, а ему на тот момент было лишь
34 года, вдруг оставить тот род искусства, в котором он достиг совершенства и принудили заниматься живописью. И результат его труда превзошел всяческие ожидания - из-под кисти великого скульптора вышел настоящий шедевр живописи, да какой! Он разместил
на потолке капеллы площадъю свыше 600 кв.м. сцены на сюжеты Ветхого Завета от сотворения мира до истории Ноя, изобразив при этом 343 различные фигуры!
Так гениальный скульптор Микеланджело стал великим живописцем!
Кроме того, Микеланджело был еще и поэтом, вот уж поистине,
гениальный человек гениален во всем!!!
Привожу здесь одно его четверостишие, которое, на мой взгляд, очень подходит к теме:
Высокий дух, чей образ отражает
В прекрасных членах тела своего,
Что могут сделать Бог и естество,
Когда их труд свой лучший дар являет.
(Микеланджело Буонарроти)
А теперь фото из инета с изображением потолка Сикстинской капеллы, ссылка на сайт:
http://www.bugaga.ruИ еще несколько фото с изображением отдельных сцен потолочной росписи. Фрески
Разделение воды и земли и
Сотворение светил, ссылка на сайт:
http://www.wm-painting.ruФреска
Сотворение ЕвыФреска
Грехопадение и изгнание из Рая, обратите внимание, какая молода и красива Ева в Раю и как постарела после изгнания, вот она - плата за грех - потеря бессмертия и вечной молодости... Печально...
И еще одна фреска, с которой началась роспись потолка Сикстинской капеллы, именно она была первой, которую написал Микеланджело, фреска
Всемирный потопКо всему выше сказанному добавлю, что после 4-х лет изматывающего труда
Микеланджело частично ослеп и какое-то время мог видеть предметы только с высоко поднятой вверх головой, кроме того, он
заработал себе сильные боли в спине, которые явились последствием неудобной позы при росписи потолка,
стал заметно прихрамывать, а от постоянного вдыхания ядовитых паров из краски, у него появились
проблемы с легкими. Словом, взошел на леса для росписи потолка здоровый молодой мужчина, а через 4 года спустился практически старик, обессилевший и изможденный... Такова цена усеха и признания.
Через 23 года, в 1535г. Микеланджело вновь был призван в Ватикан и по настоянию
папы Павла III Фарнезе начал подготовку к росписи
алтарной стены Сикстинской капеллы, а
с 1537г. приступил к росписи , работа над фреской продолжалась на протяжении
4 лет, когда Микеланджело закончил, ему было уже почти 67 лет. На фреске изображена сцена
Страшного Суда площадью около
200 кв.м., на ней запечатлено
около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется объемной, словно она не написана, а изваяна.
В центре фрески расположен
Иисус Христос, творящий суд и восстанавливающий справедливость, и
Дева Мария, которых окружают фигуры праведников и грешников.
у ног Христа Микеланджело поместил
Св. Варфоломея, который в левой руке держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан.
На коже можно разглядеть искаженное страданием
лицо, которое является автопортретом самого Микеланджело. Именно так он запечатлел невыносимые душевные муки, которые испытывал при создании свого великого творения.