Рим.
По плану с утра у нас посещение вилл в Тиволи. Выходим, подходим к входу и первый сюрприз - оказывается у них сегодня какой-то типа санитарный день. Наша Люба переговорив по телефону полностью перепланирует наш день. Поэтому садимся в автобус и едем в Рим на встречу с гидом. Первая ветка Римского метро мне совсем не понравилась - очень старенькая, вагоны исписанные, но благополучно доехали. Вышли из метро и прямо перед нами символ Рима – здоровенный Колизей. Можно много рассуждать в каком городе какой Колизей лучше, но Римский самый большой, и пусть он и разрушен больше всех остальных, но он навсегда останется самым-самым-самым, потому как ОН - РИМСКИЙ Колизей и этим все сказано. Вот только здесь я начинаю осознавать - господи, я наконец-то в Риме, это свершилось, это произошло. Рядом с Колизеем находится Арка Константина, полюбовавшись, вдоволь нафотографировались, кто-то прикупил зонтики от солнца у вездесущих торговцев и двинулись к Римским Форумам. Конечно, нам осталось от некогда величественных сооружений уже незначительные руины и нужно немного напрячь свои мысли и включить воображение, чтобы представить как выглядело все это в древности. Выходим на площадь Венеции. В Риме нет главной площади, но если бы пришлось такую выбирать, то, несомненно, ею могла стать именно пл. Венеции. Здесь сходятся основные городские магистрали. Поэтому к годовщине объединения Италии именно здесь было решено возвести так называемый «Алтарь Отечества-Мемориал Виктора-Эммануила II». Монумент из белого известняка подчинил себе все пространство площади Венеции, доминируя своей громадой над остальными зданиями. Архитекторы попытались следовать классическим формам, но им не удалось гармонично вписать это сооружение в ансамбль более ранних построек. Римляне иногда называют мемориал «свадебным тортом» или «пишущей машинкой». На Алтарь Отечества с пл. Венеции ведет широкая лестница. В центре монумента высится конный памятник Виктору-Эммануилу II. Затем мы подходим к Капитолийскому холму. В центре площади стоит конная статуя Марка Аврелия (также копия). Это одна из немногих дошедших до наших дней античных бронзовых скульптур. От переплавки в Средние века ее спасло забавное заблуждение - полагали, что скульптура изображает Константина, первого римского императора, принявшего христианство. В эпоху Возрождения уцелевший бронзовый Марк Аврелий стал образцом для многих конных памятников в Риме и за его пределами, (оригинал находится в Музеях Капитолия). Небольшими улочками доходим до Пантеона. Храм, посвященный всем богам, уникален вдвойне: кажется чудом и то, что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас не в руинах. Выдающийся памятник древнеримской архитектуры сооружен в 27 г. до н.э. Марком Агриппой. Храм представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м), имеющим наверху круглое отверстие (диаметр 9 м), через которое освещается и проветривается помещение. Толщина стен - 6 м. Нетипичное для римской архитектуры того времени здание должно было явить всему-миру незыблемость Римской империи. Под сводами Пантеона человеку легко ощутить себя в центре вселенной благодаря огромному куполу с круглым отверстием - «оком Пантеона» на вершине свода. Возведение купола такого размера - задача, над решением которой и в последующие века бились величайшие зодчие. Ныне Пантеон является национальным мавзолем. Первым желание быть похороненным в Пантеоне высказал в своем завещании Рафаэль Санти. Вслед за ним сюда поместили прах и других знаменитых личностей, в т. ч. представителей Савойской королевской династии. Со временем название «Пантеон» стало нарицательным и обозначает место погребения достойных граждан Отечества. В Пантеоне много народа, многие сидят на скамьях, просто отдыхают, беседуют. В здании достаточно света и совершенно не ощущается жара. После Пантеона выходим на площадь Колонна, где видим знаменитую античную Колонну Марка Аврелия, она такая же, как и Троянская колонна, со спиралевидным рельефом, рассказывающим о войне с германцами и сарматами. Следуя по улицам и пройдя через торговую галерею, выходим к одной из любимых туристами достопримечательностей Рима – фонтану Треви. Скульптурная композиция изображает Нептуна в окружении подводной свиты. Стоя спиной к фонтану, туристы бросают правой рукой через левое плечо монетку, а лучше три: чтобы еще раз вернуться в Рим, чтобы исполнились загаданные желания, чтобы породниться с Вечным Городом. Этот ритуал выполняется с такой охотой, что дно фонтана усеяно монетами. Конечно, бросили и мы. Что самое интересное, гиды во всех итальянских городах предупреждали, что бросать нужно только монетки Евросоюза, монетки других стран не принесут искупления грехов или исполнения желаний. Ну что ж, Евросоюза так Евросоюза, ведь разве можно пожалеть денег для исполнения желаний. Фонтан подобно грандиозной театральной декорации занимает почти всю ширину дворца Поли. В этом зда¬нии в XIX в. находился светский салон русской княгини Зинаиды Волконской - меценатки и красавицы, поддерживавшей дружеские отношения с Пушкиным, Вяземским, Гоголем. Княгиня умерла в Риме и похоронена на площади Треви в церкви Санти-Винчен-цо-э-Анастазио, которая находится рядом с площадью фонтана Треви. После фонтана нас ведут к Испанской лестнице. Это одно из самых живописных мест в Риме, место сбора молодежи и туристов (особенно русских и японских). Пл. Испании - нижняя, и получила название благодаря расположенному на ней зданию испанского посольства. В центре ее находится фонтан Лодочка. Доминирует на площади церковь Тринита-деи-Монти. Обращенную к западу грандиозную барочную лестницу из травертина построили в 1726 г. архитекторы Де Санктис и Спекки. Весной ее украшают цветущие азалии; летом здесь проходит праздник моды: по ступеням дефилируют модели, демонстрирующие работы всемирно известных кутюрье; зимой внимание туристов привлекают вертепы - рождественские сцены. Но в любое время года со ступеней лестницы открывается великолепный вид, особенно в часы заката. Недалеко от Испанской площади на Via Condotti находится старинное кафе «Греко», частыми посетителями которого были Гоголь (говорят, что за столиком этого кафе он написал большую часть «Мертвых душ»), Андерсен, Стендаль, Вагнер и многие другие. Столик в этом кафе обойдется недешево, но можно выпить кофе у стойки бара и осмотреть витрины, в которых выставлены автографы, рисунки и личные вещи посещавших кафе знаменитостей. На площади Испании мы и закончили свое путешествие по Риму. Далее мы входим на ближайшую станцию метро и едем в Ватикан. Точнее не в сам Ватикан, а в его музеи. Доехали быстро, очереди нет, вошли в просторный вестибюль с кондиционированным воздухом. Наш гид на схеме показала и рассказала нам о знаменитой Сикстинской капелле, потому что в самой капелле разговаривать не принято. И мы начали свой путь по музеям Ватикана. Что могу сказать обо всем увиденном: восторг и волшебство, нереальность происходящего: перед нами греческие скульптуры, проходим через двор Пинии, в следующем помещении великолепные расписные потолки, красочные гобелены, на одном из которых Иисус следует за нами своим взглядом (как это удалось мастерам - загадка). И наконец-то мы подходим к самому священному и необыкновенному в музеях Ватикана – знаменитой на весь мир Сикстинской капелле. Это частная часовня Папы Сикста IV. Сикст IV был большим ценителем красоты, поэтому для росписи стен и потолка часовни он пригласил Микеланджело. 540 квадратных метров фресок выполнены его рукой. Художник даже леса для себя делал сам. Работал он, не лежа на лесах, как считают многие, а стоя. На роспись капеллы он потратил 4 года, он работал по 18 часов в сутки, почти потерял зрение. Интересно, что это был его первый опыт рисовальщика, до часовни он был только скульптором. Но именно благодаря этому неумению рисовать как надо, он изобрел новое направление в живописи — скульптурное. Этот стиль называют теперь гризайль. Папа был очень нетерпелив, сам лично лазил по лесам, задрав рясу, теребил художника: Скоро ли? Когда закончишь? Маэстро злился, работал все торопливее и проворней, но Папа все подгонял и подгонял. Штукатурка не успевала высохнуть до конца, как Сикст требовал начинать роспись. Почти в самом конце работы часть одной из фресок отвалилась из-за нарушения технологии, о котором предупреждал Микеланджело. Злясь на самого себя, что подчинился чужой глупой воле, Микеланджело сказал, что заново писать и переписывать ничего не будет. Хотели быстро? Получайте. Я закончил, а Вы дорисовывайте, — сказал художник.
Сикст IV оторопел от такой строптивости и приказал не платить маэстро за выполненную работу. Микеланджело ушел ни с чем, но на потолке до сих пор зияет белое пятно — в память о задиристом характере одного и жадности второго. Через 20 лет уже другой правитель Ватикана вновь пригласил Микеланджело расписывать эту же капеллу. Но на сей раз стены. 350 фигур изобразил на них великий мастер. Причем впервые фигуры святых были изображены в обнаженном виде. Это работа для таверны, — критиковал работу известный художник того времени — Бьяджи. Разразился скандал. Микеланджело же продолжал молча работать. И в картине страшного суда изобразил и самого Бьяджи. Тоже, разумеется, в голом виде. Схулиганил. Бьяджи требовал убрать это безобразие, на что действующий Папа остроумно ответил обиженному: Вы изображены в аду. А на ад мое влияние не распространяется. В Сикстинской капелле говорить не разрешается. В ней стоит полумрак, дабы не выцветали краски. Капелла до сих пор действующая, и в дни праздников здесь идет служба. Красивая металлическая решетка делит ее на две части. Для духовенства и всех остальных. Высоко над головами — резной дубовый балкон, с которого вещает Папа. После такого подробного рассказа о капелле, входим в небольшие двери, начинаем осмотр, трудновато смотреть все время вверх, начинаем осмотр знаменитой стены, находим изображение Бьяджи-такой смешной, опутанный змеей. В Сикстинской капелле проходит и выбор папы. Мы не посетили еще одну сокровищницу Ватикана – пинакотеку. Для ее посещения, конечно, нужно приходить одному, чтобы все по-лучше рассмотреть или с гидом, что еще будет замечательнее. В пинакотеке Ватикана собраны уникальные мировые сокровища - три композиции Рафаэля, а также работы Леонардо да Винчи и моего любимого Караваджо. После Сикстинской капеллы выходим в маленький дворик, усталость дает о себе знать. Во-первых, на улице очень жарко, а Рим открытый город, тени мало, во-вторых в Ватикане очень много народа и было душновато. В маленьком дворике есть большой фонтан с питьевой водой, освященной Ватиканом. Конечно мы все напились от души, наполнили свои бутылки освященной водой и после этого отправились в Собор Св. Петра с гидом. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. После его смерти работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело Буонаротти. А после его смерти архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, папа Урбан VIII освятил новый собор. Мы посмотрели на новый алтарь, на окошечко, через которое можно видеть гробницу святого Петра. Собор Святого Петра на протяжении веков украшали выдающиеся мастера искусств. Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены мозаикой. Здесь находится скульптура "Пьетта" ("Оплакивание Христа") работы Микеланджело. Ему было 24 года, когда он выточил эту композицию. Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына — Христа. Это первая работа великого мастера и единственная, где он поставил свою подпись. Все остальные работы великого скульптора узнавались по манере исполнения. Эту работу молодой Микеланджело подписал из самолюбия. Знатоки скульптуры приписывали это творение популярному в те годы ваятелю. Все ходили и восхищались, но не автором произведения, а другим. Ночью юный скульптор пролез в собор и выбил на мраморе свое бессмертное имя. Сейчас эта небольшая по размеру скульптурная группа находится под пуленепробиваемым стеклом. Такие меры предосторожности приняли после того, как один маньяк бросился на нее с молотком. Смотришь на скульптуру, и не верится, что она не живая, настолько мастерски выполнена каждая деталь, и не верится, что перед нами всего лишь холодный мрамор. Затем мы все выстроились в очередь для того, чтобы прикоснуться к правой ступне бронзовой фигуры Святого Петра. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется. Некоторые пытались и еще фотографироваться при этом, но эту процедуру сразу же прекратил охранник собора. Все-таки Собор не музей, а Храм! Вот и закончилось наше посещение этого величайшего Собора не только католического мира, мне кажется, что в этом Соборе для верующих людей и других религий будет своя неповторимая атмосфера, которой конечно прониклись и мы. Прониклись так, что когда я вышла на площадь Св. Петра перед собором, я уже не чувствовала никакой усталости, а было радостно, светло, легко на душе. Я смотрела на сам Собор, на огромную площадь перед ним, на колонну в середине площади и ощущала в душе счастье, простое счастье человека. А после Рима у нашей группы была еще одна необыкновенная поездка в близлежащий городок Нэми. Этот городок расположен недалеко от Рима на склоне вулкана. В кратере вулкана необыкновенной красоты озеро Альбано. Сам город очень маленький -всего одна улица и знаменит своей земляникой. Она созревает круглый год, благодаря почвам в смеси с вулканической лавой. Около каждого домика выставлена земляника для туристов по 2 евро за небольшой лоточек. Конечно вся наша группа сразу же приступила к ее дегустации – вкусная оказалась земляничка. Мы полюбовались необыкновенными видами озера со смотровой площадки, напились минеральной воды из городского фонтана, а вокруг нас сидели на скамейках у своих жилищ местные жители и с любопытством рассматривали нас, редких в этих местах туристов. Затем мы зашли в магазинчик продегустировать местные земляничные ликеры. Вкусно! После Нэми мы проехали на противоположный берег озера и оказались в городке Кастель Гандольфо. В этом совсем крошечном городке находится летняя папская резиденция. В нее ведет довольно крутая дорога. И вот мы входим в резиденцию, перед нами на площади четырехэтажное скромное розовое здание. Вот здесь летом и живет Папа Римский. Рядом небольшая церковь, в которой Папа проводит службы. Все скромненько, без пафоса и со вкусом. Рядом дома простых жителей, магазинчики, небольшое кафе. Полюбовались и видом на озеро. Посмотрели на противоположный берег, где на склоне притаился городок Нэми. Сказочная поездка. Почти вся наша группа впервые в этих городках и до приезда сюда, мы и не предполагали, что в Италии такие сказочные объекты для туристов. От всей души благодарим нашего гида и высказываем слова огромной благодарности нашему гиду Любе. Под лучами уже вечернего солнца спускаемся с горы к автобусу – нам предстоит переезд до Неаполитанского побережья, а именно до Байи Домиции.
_________________ "Жизнь удалась - это когда в пятницу выходишь вечером из дома поужинать и на всякий случай берешь с собой загранпаспорт...." (Калининградская пословица)
Последний раз редактировалось Балтия 21 сен 2009, 11:46, всего редактировалось 1 раз.
|