Летели через Шарджу. В Домодедово вылет задержался, до стыковочного рейса 15 минут. Толпа туристов бежит, подбегаю к рентгену. Передо мной разувают какого-то араба. Шузы, говорят, сымай. Cымаю, кладу на ленту. Араб на аппаратуре роняет челюсть на ленту... -какие это [вырезано цензурой] шузы, шузы это вот - показывает на тапочки на ленте, а это [sensored] какие-то огромные боты. Ну, что ж поделать, в Москве холодно, а на месте заказана экскурсия в ливневые джунгли, вот и лечу в сплавовских берцах "Англия II".
Прилетели "фунты на рубли" решено покамест не менять, ибо местные рупии заблаговременно закуплены в Москве - на первое время должно хватить. С невысыпона неправильно заполняю миграционную карточку, погранец всё почеркал и заполнил сам, добрый погранец попался. Выходим на улицу - 3 часа ночи на дворе, а дышать нечем -дикая влажность, очень непривычно первое время. Хорошо транспорт с кондиционером.
В машину и сразу в бой, т.е. на экскурсию. Сначала ехали вдоль океана до Путталама(Puttalam), затем свернули в сторону Анурадхапуры.
Итак, при подъезде к городу было запротоколировано искусственное озеро Абхаявапи. Правильно ли записал - не знаю. По-английски записывается как Abhayavapi, по-сингальски අභයවාපි. Сейчас в Шри-Ланкийских школах учат 3 языка: сингальский, тамильский и английский, и надписи во многих местах даются тоже на 3х языках(ибо во время 30-летней гражданской войны на севере учили тамильский и английский, на юге сингальский и английский, по сему не всё старшее поколение знает все 3 языка, а неподготовленному европейцу прочесть что по-сингальски, что по-тамильски, что по-арабски или китайски - одномандатно, шрифты сложные, на первый взгляд знаки похожи один на другой).
Итак, озеро, построил его король Пандукабхая(Pandukabhaya) в 4 веке до нашей эры.
Служило оно как водохранилище и имеет площадь более 950 тыс кв. метров.
Тормознули у буддистского храма Мирисавестья Вихара(Mirisawetiya Vihara). Буддийские храмы, или ступы, или дагобы на Шри-Ланке представляют собой такие вот конструкции, подобные колоколу. Внутрь войти нельзя, ибо внутри никаких помещений нет. Внутри, как правило, замуровано что-нибудь ценное. И чем выше ступа, тем ценнее. Прах какого-нибудь уважаемого монаха, или сокровища какие, ценность может быть не обязательно материальная, но и духовная. Эту ступу во 2 веке нашей эры построил сингальский король Дутугамуну (Dutugamunu), в честь победы над королём Элларом(или Элланом, тамилы и сингалы его по разному пишут) тамильского королевства Чола. В этой ступе, в частности, замурован волшебный скипетр сингальского короля. Изначально дагоба была поменьше, но в результате нескольких перестроек выросла до 59 метров высоту и 43 метров в диаметре.
Рядом же на дереве был обнаружен и запротоколирован земляной варан. Позировать он не особо желал - быстро сбёг в дупло.
Затем заехали в буддистский храм Исурумуния (Isurumuniya), что является частью самого древнего монастырского комплекса Шри-Ланки – Иссирамана.
Входить в храмы тут разрешается только босиком (либо в носках) - из уважения к монахам, ибо монахи ходят босиком. Одноразовых носков я в Москве прикупить не успел, по сему прихватил с собой килограммчик таких, что на выброс, здесь же и утилизировал массово.
Во многих храмах надобно тапочки свои сдавать в своеобразную раздевалку, а вот обратно выкупать.. за небольшой прайс в 25-50 рупий (одна рупия на момент поездки стоила 32 российских копейки).
Справа от входа пруд.
У пруда вырезанные на скале барельефы со слонами 7-ого века. А чуть повыше ниша, в нише куча монеток - попадёшь туда, будет тебе счастье. Попал, жду!
Чуть левее ещё один барельеф. Сидящий мужик с мордой лошади.
В Шри-Ланке большая часть населения исповедует буддизм течения Тхеравада, который сюда завезли 23 века назад. Во время европейских колонизаций Португалией, затем Голландией, затем Англией, буддизм был большее время запрещён и собственных монахов практически перебили, по сему потом пришлось монахов импортировать из Таиланда, Тибета и Бирмы, но восстановили то течение, что и было. Как я понял, в буддизме два основных течения, одно "старое учение", что и распространено на Шри-Ланке, оно постулирует наладку своих мозгов и собственное всяческое совершенствование, дабы поскорее удалиться в нирвану. Второе же, более новое, постулирует спасение всех остальных, наставление, так сказать, на путь истинный, и только потом личный переход в нирвану. Будда, соответственно, не Бог, сие человек, сумевший достичь полного просветления, и им теоретически может стать каждый, другое дело - шансы малы, последний раз такой нашёлся 25 веков назад.
Тем не менее, статуям Будды приносят подношения - до определённого времени еду(в разных храмов в разное время обед заканчивается), а после только чай, ну и цветы.
Тут вот как раз на столе лепестки цветов лежат. Полярик я забыл дома, по сему вместо статуи Будды за стеклом отражаюсь в стекле я сам
.