Ну что, в свете последнего разговора актуальна следующая часть рассказа
Варанаси, конечно, один из самых значимых пунктов нашего маршрута. Здесь все проникнуто каким-то невероятным духом религии. И рассвет на Ганге мы тоже встречали не рассвета ради. Просто непременно нужно было посмотреть, как просыпается Богиня. Как снова идет обряд огненной пуджи, не так, как вечером, а с какой-то утренней потягушечкой, с ленцой, но идет. Как моются в Ганге специально для этого собравшиеся со всей Индии паломники. Как медитируют или делают утреннюю гимнастику на ее берегу йоги. Как плещутся гуси возле берега. Как плывут по воде мисочки с цветами и зажжеными свечками. …И как сжигают трупы тех, кто специально приехал в Варанаси умирать, ибо для индуса умереть в этом городе и быть сожженым на пристанях Варанаси – это счастье. И сложно смотреть на все это отстраненно, с любопытством туриста, все равно рано или поздно атмосфера забирает тебя целиком, и вот ты уже тоскуешь оттого, что идешь между огромными штабелями дров, приготовленных для сожжения покойников. Это тяжело, поверьте мне.
Но пока мы только едем по утреннему городу. Несмотря на предрассветный час, пять утра, на улицах очень оживленно, такое впечатление, что город вообще не ложился спать. Гудят машины, бредут пешеходы, торгуют лавочки, клянчат нищие.
И лодки уже поджидают туристов и паломников
На вчерашней набережной последователи Шивы пытаются то ли воздать ему молитву, то ли сшибить деньгу с туристов (прошу прощения за качество, но наводить на них объектив очень стремно).
Некоторые, правда, еще сладко спят в своих
кроватках пледах
Но это единицы, в основном набережная уже заполняется людьми, занятыми каждый своим делом.
Мы загружаемся в лодки и отплываем от берега.
Если смотреть лицом на Варанаси, то плывем сначала влево. Виджей купил на всех мисочки с цветами и свечками, чтобы мы могли опустить их на воду и обратиться к Ганге со своими желаниями.
Проплываем место вчерашней молитвы
Тем временем встает солнце
А народ уже вовсю купается в Ганге (живой, обратите внимание, народ)
Или медитирует
На воде тоже оживленное движение
А тут прямо целая прачечная
Продвигаемся дальше вдоль берега
И доплываем до места, где сжигают своих усопших представители четвертой, низшей, касты.
Я уже упоминала об электрических печах, это как раз одна их них (насколько я поняла, та, которая огорожена металлическими листами). А справа сложены дрова, которые жертвуют более богатые касты. В нашем присутствии там никого не жгли, а вот когда мы поплыли в противоположном направлении и приплыли к месту, где сжигают более высокие касты, то увидели ритуальные костры и, как минимум, два трупа, завернутые в саван, которые лежали и ждали своей очереди: один, в белом саване, лежал прямо на земле, другой, в золотом, на носилках на лестнице. Честно говоря, ужасно угнетающее зрелище. Просто какая-то помойка, дрова, мусор, коровы, туристы, и тут же провожают в последний путь. Брррр!!! Нет, я понимаю, что для них это большое счастье (священная Ганга, священные коровы, правильное сожжение), но с нашей точки зрения – это ужас-ужас. Вот, полюбуйтесь.
Сразу за этим местом, буквально в паре метров, мы высаживаемся на берег и идем вглубь города, по жутким мрачным улицам, пропитанным смертью (да, пусть такой всей из себя правильной, с точки зрения индусов, но все равно смертью, для меня там была тяжелая энергетика, единственная столь отрицательная эмоция за всю поездку). Одни дрова чего стоят.
Здесь тоже все напоминает о Шиве.
И лингамы по дороге
И вот такое странное угощение, которое ему несут верующие: жидкий йогурт, посыпанный марихуаной и с кактусом наверху.
И вот это вот нечто
Иногда, конечно, взгляд оборачивается на что-то более жизнеутверждающее. На вот такую обезьяну, например, там, наверху.
Или на приоткрывшуюся дверь в квартиру (или как это жилище можно назвать, почти ничего на фотографии не видно, но нищета, конечно).
Или на очередную корову, примеривавшую на свое копыто башмак из пенопласта
Шли мы этими трущобами к храму Шивы, о котором рассказывает статья с сайта Ом-тура, про дырочку заранее прочитать не удосужились, поэтому просто ушли, несолоно хлебавши, ибо нас туда не пустили (хотя Виджей говорил, что до этого пускали, но небольшими партиями и с паспортами, паспорта у нас у всех были, он предупредил заранее). Честно говоря, может, и к лучшему. Входить туда надо было только босиком, а через ворота я видела, что там воды чуть ли не по щиколотку (они же лингам поливают постоянно и, видимо, вода разливается по всему храму). По этой воде все бредут, меся грязь ногами, в общем, что-то как-то туда не слишком потянуло, может, конечно, это просто синдром лисы без винограда. Говорят, что там все из серебра, очень богатый храм, и что именно поэтому чужих туда не пускают. Не очень убедительно, конечно, но да Бог с ними. Серебряный лингам, к слову, мы потом видели в другом храме, но там нельзя было фотографировать, и я уже не помню, где именно и в связи с чем это было (но тоже в Варанаси, во второй половине дня, когда гуляли по городу). А сейчас мы выбираемся на просторы более светлых улиц и попадаем на перекресток с конюшней.
Собственно, эта пара фотографий с лошадьми – последнее, что я сфотографировала в этой вылазке. Пора в отель, ЗАВТРАКАТЬ.