День восемнадцатыйПро котят, кошек и котищВ мире много потрясающих мест. Сидя перед телевизором, мы с открытым ртом внимаем рассказчику, в самых смелых мечтах не пытаясь представить себя одним из участников безумного приключения. Тем сильней, ценней и удивительней ощущения, когда картинка из телевизора становится страничкой твоей жизни.
Одно из интереснейших мест в Таиланде - Ват Па Луанг Та Буа (Wat Pha Luang Ta Bua), более известный как Тигровый храм. Пару десятков лет назад монах по имени Пра Ачан (Чан) получил в дар землю в этих местах. В 1994 году он основал на полученной земле лесной монастырь. В своих интервью Преподобный Чан рассказывает, что ни о каких животных в качестве основного населения монастыря тогда речь не шла. Животные неожиданно стали приходить сами. В их числе был раненый боров. Чан выходил борова, тот ушел обратно в горы, но на этом история с боровом на этом завершилась. Боров вернулся. И мало того, что вернулся, так еще и привел с собой целое стадо. Свинья - она и есть свинья, что с нее взять. Монахи пришли в ужас – животных надо было чем-то кормить. Благо, мир не без добрых людей – нашлись жертвователи и помощники. Если верить монастырской легенде, разнообразные животные появились в монастыре тем же путем, что и неблагодарная свинья. Прослышав, что в монастыре кормят, лечат и любят, они приходили в Ват Па Луанг со всех окрестных лесов и гор.
Упрямые факты говорят, что первый тигренок появился в монастыре в 1999 году. Выходить его монахам не удалось. Но с этого времени местные жители начали приносить в монастырь малышей, чьи матери погибли от рук браконьеров. С тех пор количество тигров в монастыре только росло. Монахи считают, что воспитывают тигрят в духе буддизма – любви и мирного сосуществования с окружающими. Выросшие тигры, в отличие от диких, совершенно не боятся людей. Но они совершенно не приспособлены к жизни в дикой природе – звери не умеют охотиться и не в состоянии сами прокормить себя.
Ват Па Луанг – место, вызывающее жаркие споры и неоднозначные оценки. В 2008 году Международный центр по защите диких животных (CWI) опубликовал доклад, в котором обвинил работников Тигрового храма во всех смертных грехах. В докладе утверждалось, что спасение тигров – всего лишь красивая приманка для доверчивых меценатов. На деле же в храме проживают тигры, купленные на черном рынке. Озабоченные лишь жаждой наживы, работники храма допускают совершенно не обоснованное скрещивание разных видов тигров, жестоко обращаются с животными, а для большей управляемости и послушности кормят тигров транквилизаторами.
Работники, несмотря на весь буддизм, не готовы проглотить необоснованные, с их точки зрения, обвинения. На сайте Тигрового храма они дают ответы на все вопросы и претензии. Тигриные специалисты утверждают, что заторможенность тигров – это не следствие действия наркотика. В диких условиях дневной сон и ночное бодрствование – естественный ритм для животного. Более того, накачанное транквилизаторами животное гораздо более опасно - оно теряет возможность адекватной реакции на окружающих и происходящее. Дезориентированный тигр, по заверениям работников храма, с гораздо большей вероятностью проявит свои дикие инстинкты в первой же встревожившей его ситуации.
Обвинения в том, что тигров специально воспитывают так, чтобы они были способны жить только в неволе и ежедневно пополнять кубышку своих хозяев, специалисты тоже отметают. Следующее поколение, заверяют они, будет по максимуму ограждено от контактов с человеком. Для этого будет организован специальный «Остров тигра». Подрастающих тигрят буду учить охотиться, после чего выпустят в дикую природу.
В любом случае, защитники животных до сих пор не имеют официального подтверждения своих инсинуаций. Храмовым же работникам тоже нечем крыть обвинения в коммерции. Храм, став популярным местом, собирает деньги за посещения с туристов и получает регулярные пожертвования. Кроме того, здесь бесплатно работает большое количество волонтеров, приезжающих со всего мира ради одной только возможности пообщаться с тиграми вживую. Справедливости ради, и расходы на содержание животных монастырь несет немалые.
Для посетителей Тигровый храм предлагает три разновидности программ: эксклюзивную утреннюю, дневную и вечернюю. Эксклюзивность утренней заключается в возможности более чем три часа лично общаться с большими кошками. Максимальное число посетителей начинающейся в 7.30 программы – 15 человек. В связи с малочисленностью группы свой визит к тиграм нужно заранее подтвердить.
Однажды прочитавших про живое общение с тиграми девочек было уже не остановить. Нам надо было попасть на утреннюю программу Тигрового храма во что бы то ни стало, ради этого мы готовы были закидывать сайт храма запросами каждый день. Бывалые в своих отзывах сообщали, что добиться ответа от работников храма – дело долгое и нервное. Но нас было не напугать - терпение и труд, помноженные на двух страждущих девочек, дождутся любого подтверждения из любой задницы мира.
Добрые сотрудники отеля были готовы проснуться вместе с нами в неприличную рань. Накормить постояльцев нормальным завтраком должен каждый уважающий себя хотельер, сказали нам сотрудники. Все же тайцы – такие очаровашки.
С указателями к храму с трассы дело обстояло как всегда, то есть никак. Я вспомнила, что по дороге в отель видела невнятную дощечку с криворукой надписью и стрелкой. Проблема заключалась в том, что теперь дощечка оказалась против нашего движения. Естественно, была по этой причине всеми пропущена, хоть мы втроем и вглядывались в каждую ерунду на встречном столбе. «А по-человечьи нельзя?» - в очередной раз то ли возмутился, то ли удивился Кир, пока я разворачивалась – судя по километрам, поворот к храму мы давно проехали.
По причине очередного внепланового крюка к монастырю мы подъехали почти к началу программы. У входа посетителей уже ждали волонтеры, призванные объяснить, что делать нужно и что не нужно. По-русски не разговаривали - волонтеров из России или с просторов бывшего СССР в монастыре пока не случилось.
Действо состояло из нескольких актов. Первым был заявлен «завтрак с монахами». Нас построили вдоль длинного стола под навесом, предварительно проверив на соответствие дресс-коду. Не прошедших контроль отправили переодеваться, ибо всех предупреждали – закрытые плечи и ноги для монахов, неяркие цвета для тигров, руками не размахивать, прыжок на месте – провокация. Выстроившейся группе выдали еду, девочкам велели не касаться монахов, а всем вместе – дружно изображать «вай». Стоять смирно, вид иметь подобающий - скромный и благообразный.
Монахов привезли на автобусе. Я скосила глаза на выстроившуюся шеренгу – в моих «одногруппниках» скромности и благообразия было явно больше, чем во всем высадившемся оранжево-красном десанте. До высохшего от старости и солнца старичка, благословившего нас с Лесей на рассвете в Аютайе, привезенной пузатой лоснящейся публике было далеко. Монахи деловито собирали в сумки еду, не сильно реагируя на наш подобающе-скромный вид и дружно-учтивый «вай». Приставленные к монахам помощники на ходу перекладывали улов из монашеских сумок в большие корзины. Пройдясь вдоль всей нашей шеренги, монахи оперативно загрузились в свой микроавтобус и уехали. Я опять вспомнила рассветного старичка и загрустила. Буддизм на коммерческой основе глубокого благоговения, увы, не внушал.
Тигрята пили молоко из бутылки с соской. Сладко пахли этим самым молоком, как все малыши. Хотелось тискать и целовать в нос по очереди и оптом. Мысль о том, что это далеко не домашний зверек, пришла в голову, только когда детеныш сгреб мою руку с бутылочкой своими лапами. Лапы были совсем не котёнкины. Я попыталась отодвинуть руку. Тигренок посмотрел недовольно и надавил лапой посильнее. Ты, мол, мать, не забывайся. Пришла кормить – корми. А то никаких носов на вас не напасешься.
Леськин питомец, налопавшись молока, сладко дрых у нее на руках, демонстрируя окружающим пушистое полосатое пузо. Вызывал неподдельное умиление и очередное желание целовать в нос. Мой продолжал буянить – отказывался фотографироваться и рычал совсем не по-детски, размахивая недетскими лапами. Опять, мол, забываешься, мать. Я тигр, а не плюшевая кошка. Р-р-р на тебя три раза.
Наевшиеся малыши расползлись по деревянному помосту. Ошалевшие от восторга посетители расползлись следом, и только периодические предупреждения от волонтеров заставляли их принять приличествующий месту вертикальный вид. Тигрят тискали и чмокали в нос даже привыкшие волонтеры, что уж говорить про впавших в экстаз туристов. На террасе были не только малыши. Компанию за завтракам нам составляли и тигры-подростки, и совсем взрослые особи. Но это был совсем не их звездный час – тигрята с легкостью перетянули одеяло восхищения на себя. Тем более, что подросшие тигры должны были стать героями следующего действия – прогулки.