Было уже время обеда, мы проголодались и отправились перекусить и попробовать местную кухню в кафе "Спутник". На пробу заказали не экстремальные блюда из калмыцкой кухни. На горячее взяли берги – калмыцкие пельмени, на сладкое типа пончиков называются борцики (борцоки). И калмыцкий чай с молоком и сливочным маслом, который называется джомба. Ну что вам сказать, если честно, то чай интересный, но на любителя, я пила его не впервой, но осилила половину пиалы. Племянник с супругой очень советовали попробовать дотур - мелко нарезанные внутренности барана, запеченные в земле, но мы не рискнули.
Буддизм калмыки исповедуют с 16 века. Они считают, что это мировоззрение помогло их народу пережить все тяготы и превратности нелёгкой кочевой судьбы.
После вкусного обеда посетили мы главную достопримечательность - главный буддистский хурул (храм) Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» построенный в 2005 году. Высота здания составляет 56 метров, но учитывая, что оно находится на насыпном холме, визуально кажется, что оно еще выше. Меня заинтерисовала форма крыши, я спросила у гида, оказалось, что версий происхождения такой формы крыш много, по одной из них считается, что нечистая сила может двигаться только по прямой линии. Соответственно по такой крыше она не проберётся внутрь хурула.
По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Ограда имеет четыре входа - с каждой стороны света, сам же храм имеет два входа с юга (парадный) и севера (служебный). Посетитель может войти на территорию центрального хурула через любой вход, однако главными являются южные ворота, через которые по калмыцким обычаям принято входить в храм. Вот центральный вход в хурул, там написана мантра "Ом мани падме хум". Что же означает эта мантра, в большинстве даже не знают сами местные жители и гиды (по крайней мере, те, у кого я спрашивала), в основном отвечают пожелания добра.
Пред центральной лестницей, ведущей в храм – статуя Белого Старца - Цаган Эбуген с посохом в руках. Он – хозяин всей земли, покровитель плодородия и долголетия. Атрибуты этого покровителя: персиковое дерево, олень, посох и книга судеб.
Считается, что Белый старец родился стариком, так как его мать отказалась дать напиться известным странникам-волшебникам, а потому они в отместку запечатали ее чрево на сто лет. А вот о чем рассказано в одной из буддийских сутр: Будда во время прогулки со своими учениками встретил седобородого старца в белых одеждах, окруженного милыми животными. Поговорив с ним, Будда решил, что перед ним не просто мудрец, а могущественный мудрец. Поэтому ученикам было наказано чтить белого старца и учиться у него любить ближних своих.
Между двумя частями лестницы низвергается водопад, состоящий из семи чаш-ступеней – символ жизни.
А наверху фонтана, в золотой чаше, живет бог богатства, которого зовут Кубера.
Сам вход в хурул охраняют два бело-зеленых льва - стража.
По периметру хурул окружают 17 пагод (это такие беседки), в каждой из которых восседает воплощенный в позолоченном камне великий деятель буддийского учения.
Под каждой фигурой находится разъяснительная табличка с рассказом о том, как зовут этого учителя, как он жил и что сделал.
Рядом с пагодами установлены ярко красные молитвенные барабаны, их еще называют кюрде. Перед тем, как войти в сам храм нужно обойти все барабаны и покрутить их, естественно тоже по часовой стрелке. Внутри барабанов находится молитва и чем сильнее ты крутишь барабан, тем больше молитв как бы читается. Кстати, при этом тоже можно загадать важное для себя желание. А еще во время прокрутки барабана звенит колокольчик и у каждого кюрде он свой, обладающий особенным звоном.
На близлежащих деревцах развеваются традиционные ленты и флажки — символ надежды на счастье.
Вход в хурул открыт всем, но посещая его, нужно соблюдать определённые правила:
Фотосъёмка в хуруле запрещена
.
В буддийских храмах нужно обязательно снимать обувь.
Одно из главных - никогда не поворачивайтесь к Будде спиной.
Если вы не исповедуете буддизм, вам нельзя заходить в алтарную часть.
Войдя в хурул, надо поклониться три раза, в знак уважения Будды.
Вокруг храма нужно обойти три раза и обязательно по часовой стрелке.
Хурул состоит из 7 уровней.
На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал.
Второй уровень — это молельный зал (дуган). В нем находится самая большая в России и в Европе статуя Будды (девятиметровая), выполненная из металла и покрытая тонким слоем золота. Внутри статуи заложены священные для буддистов предметы - мантры, молитвы, благовония и земля со всех уголков республики, пригоршни калмыцкой земли, а также драгоценности и растущие на территории Калмыкии растения и злаки.
На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация.
Четвертый уровень — резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал.
На пятом уровне — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.
На шестом уровне находятся хозяйственные помещения.
На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.
Внутреннее убранство хурула поражает еще больше, чем внешний вид здания. Войдя в хурул, можно обнаружить своеобразный гардероб, где верующие оставляют верхнюю одежду и обувь, а также небольшую сувенирную лавку, в которой можно приобрести различные украшения и благовония.
Храм возведен в рекордно короткие строки, но его оформление еще не закончено, сейчас ведется самая тонкая работа – роспись стен.
Главный зал где установлена статуя Будды произвел на меня неизгладимое впечатление. Все полы застелены коврами, стены и потолки открашены в яркие сочные цвета: красный, жёлтый, оранжевый, много позолоченных вещей и деталей. Внутри воздух наполнен ароматом благовоний, что в совокупности с негромко играющей религиозной музыкой позволяет немного расслабиться, отдохнуть от внешней суеты. Таких росписей я никогда не видела. Посещая города и страны, я всегда делила все места на «мое» или «не мое». Почему-то в храме ощутила, что это место мое… Да, гид попросила нас всех присесть на маленькие скамеечки, но сказала, чтобы мы не вытягивали ноги, оказывается, это признак крайнего неуважения.
Фото двухлетней давности, естественно пиратское, не передает суперкрасоты, зато наше....