НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Территория любителей путешествий
ПРАВИЛА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ОТЕЛИ и АВИАБИЛЕТЫ
Текущее время: 02 апр 2020, 18:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 29 окт 2013, 21:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С. Маршак


Честно признаюсь: за этот отчет мне приниматься страшно. И не из-за того, что не хочется, а из-за его объемности, а самое главное – из-за ответственности. Ведь про литературный Петербург писано – переписано, и что-то новое вряд ли можно сказать, ну, по крайней мере, на моем уровне абсолютно нелитературоведческого человека. Но я клятвенно обещала Галине (Галина К), а своих обещаний я стараюсь не нарушать.

В основном, конечно, я брожу по пушкинским местам, но есть фото и других литературных домов. Предупреждаю: отчет затянется надолго. У меня даже пока не все фотографии в наличии (хотя собираю их уже второй год), ведь Питер хотя городок и маленький, но все-таки большой, а писатели не очень-то думали о благодарных потомках и селились, где хотели, бывало и на отшибе. Иной раз из-за одного адреса около часа бродишь (или в пробках стоишь).

Мне врезалось в память когда-то давно услышанное сравнение Петербурга с каменной книгой, страницы которой создавали великие поэты и писатели. Попытаюсь перевернуть хотя бы несколько страниц .

Итак, начнем, благословясь

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Этот рекламный блок показывается только незарегистрированным пользователям. Войти или Зарегистрироваться
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 29 окт 2013, 21:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Выйдя на ст.м. «Адмиралтейская, направимся к Исаакиевской площади по Малой Морской. Когда-то при Петре здесь была Морская слобода, и люди здесь жили незнатные: работники Адмиралтейских верфей да младшие флотские чины. Но уже в первой половине 19 века Малая Морская стала одной из самых фешенебельных улиц, на которой жили сановники, банкиры, приближенные царского двора. Одним из домов владела княгиня Наталья Петровна Голицына, известная в Петербурге личность. Мы ее знаем, как Пиковую Даму.


ул. Малая Морская д.10


Изображение


Изображение



Сразу после выхода пушкинской повести в петербургском обществе двух мнений не было: прообразом старой графини была никто иная, как Голицына. Да и сам Пушкин это подтверждал: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной».

Родословная Натальи Петровны овеяна легендами. Согласно официальным документам, ее отцом был старший сын денщика Петра I Петра Чернышева, а Петр Чернышев (если прислушаться к мифам того времени) слыл сыном самого Петра I. Т.е. княгиня Голицына (возможно) была правнучкой Петра Великого. По крайней мере, она и сама всячески намекала на свое легендарное происхождение, а когда принимала у себя в гостях императора или членов его семьи, то стол был сервирован серебром, якобы подаренным кому-то из ее предков Петром I.

В молодости Наталья Петровна славилась красотой. Подолгу жила за границей с отцом-дипломатом, была принимаема многими монархами и даже была постоянной партнершей по игре в карты Марии-Антуанетты. Познакомилась во Франции со знаменитым графом Сен-Жерменом, с которым они стали добрыми друзьями. И когда (уже много позже) внук Голицыной проигрался в карты и бросился к бабке за помощью, она обратилась к Сен-Жермену, который и открыл ей тайну трех карт. Правда (согласно еще одной легенде) граф сделал это не бескорыстно, а в обмен на ночь, проведенную с графиней. Так это или нет, никто уже сказать не может, но внук графини отыгрался-таки. История стала известна в обществе и послужила Пушкину толчком к созданию его «Пиковой Дамы».

Наталья Петровна умерла в 97 лет, через несколько месяцев после обессмертившего ее поэта, а ее дом так и носит название «Дома Пиковой Дамы».

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 29 окт 2013, 22:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2007, 11:14
Сообщения: 3802
Предвкушаю удовольствие...

_________________
"Чтобы жить и радоваться нужны две вещи: во-первых, жить, во-вторых, радоваться."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 30 окт 2013, 17:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Галина, я начала отчет только благодаря Вам, а сейчас компоную собранный материал и получаю от процесса огромное удовольствие, так что примите моё спасибо!

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 30 окт 2013, 17:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Недалеко от дома Пиковой Дамы на противоположной стороне улицы находится дом, являющийся последним постоянным прибежищем в Петербурге Гоголя (М.Морская, 17). Дом неказистый, глубоко ушедший в землю, да и адрес у него был другим: в те времена Малая Морская заканчивалась в районе Гороховой, а эта часть улицы именовалась Почтамптской.


Изображение


Гоголь снимал квартирку в две комнаты на третьем этаже во флигеле; Пушкин эту квартирку именовал «чердаком». Именно здесь родились «Невский проспект» и «Ревизор», «Портрет» и «Нос», «Шинель» и первые главы «Мертвых душ». Особым событием в петербургской литературной жизни стал «Ревизор», тут же разошедшийся на пословицы и поговорки. Николай I, будучи очень даже начитанным товарищем, не пропустил и эту комедию, после чего грустно заметил: «Всем досталось, а мне больше всего». И когда император совершал объезд российских провинций и его (по легенде) пригласили посетить местные учреждения, он, якобы, ответил:» В этом нет необходимости, я читал Гоголя».

Уже много позже, в советские времена, когда проходило торжественное заседание литературной общественности по случаю 100-летия со дня смерти Гоголя, один из ораторов адресовал к писателям призыв выдвинуть из своих рядов новых Гоголей и Щедриных. Буквально на следующий день Москву, а затем и Ленинград облетела эпиграмма Ю.Благова:

Мы за смех, но нам нужны
Подобрее Щедрины
И такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали.

Но это я отвлеклась, вернемся к дому. Именно в этом доме Гоголь поселил журналиста Тряпичкина, которому Хлестаков адресовал письмо о своем пребывании в уездном городе. Помните? «Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса…»

Лично я внешность Гоголя всегда представляла по известному портрету Моллера: унылый нос, приглаженные волосы, губы вроде как и улыбаются, а глаза грустные.


Изображение


Но вот друг Гоголя Александр Иванов видел его совсем другим, каким и изобразил его на своей картине «Явление Христа народу» в облике Ближайшего. Посмотрите, сколько экспрессии; мощная энергетика Гоголя чувствуется даже на изображении.

Изображение

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 31 окт 2013, 18:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Чуть не упустила еще один знаменитый дом (М.Морская 13). Он тоже имеет отношение, пусть и косвенное, к литературе. Бывший доходный дом Гиллерме (Гильерме), построенный в 1773 году и с тех пор неоднократно надстраивавшийся, известен главным образом тем, что в нем была последняя квартира автора оперы «Пиковая Дама» П.И.Чайковского. Точнее, квартиру снимал его брат Модест, а П.И. приехал позднее и поселился вместе с ним в угловой квартире с балконом на верхнем этаже.


Изображение


Посмотрите, какой декор


Изображение


Здесь Чайковский и умер. О его смерти тоже ходили легенды: по одной из них, П.И. выпил в ресторане Лейнера стакан некипяченой воды и получил холеру, По другой легенде Чайковский покончил жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Серж Дягилев, тогда еще не великий импресарио, а скромный провинциал, беззаветно влюбленный в музыку Чайковского, в своих воспоминаниях опровергает обе версии, На похоронах Казанский собор не мог вместить всех желающих попрощаться с П.И. Все расходы на погребение оплатил император Александр III.

Кроме того, этот дом знаменит своим рестораном. С 1830 года там существовал «Венский трактир»; класса он был невысокого и публика там собиралась весьма разношерстная. В начале 20 века ресторан был выкуплен бывшими официантами Иваном Соколовым и Максимом Уткиным, которые поставили дело на широкую ногу. С 1903 фешенебельный ресторан «Вена» с прекрасной кухней стал излюбленным заведением делового и интеллигентного Петербурга. Среди постоянных посетителей были Куприн и Л.Андреев, Горький и А.Н.Толстой, Тэффи и Шаляпин и пр. и пр. После революции ресторан был закрыт, но с декабря 1993 г. существует под прежним названием. Кроме того, здесь имеется и мини-отельчик «Старая Вена», каждый номер которого посвящен одному из бывших знаменитых посетителей: есть номера «Куприн», «Тэффи», «Маяковский», «Саша Черный» и др.

Кроме того, долгое время в этом доме жили цирковые артисты Павел и Валентина Жеймо с детьми. С ними же жила и их племянница Янина.

Отдельная мемориальная доска посвящена Галине Улановой, также здесь проживавшей.

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2013, 10:33 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 сен 2007, 15:15
Сообщения: 5229
amko89, спасибо за труды, очень интересно. Буду ждать продолжения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2013, 18:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Lucky, спасибо за теплые слова!

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2013, 18:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Дом 21 по Малой Морской знаменит тем, что именно здесь было первое и основное пристанище членов общества «Арзамас».


Изображение


В 1811 году министр народного просвещения и президент Академии наук адмирал А.С.Шишков выступил с инициативой создания общества по защите русского языка. Таковое было создано и названо «Беседа любителей русского слова». Члены «Беседы» яростно выступали против засилья иностранных слов и в своем запале дошли до того, что призывали вообще запретить все иностранные слова. Какие калоши? Только мокроступы! И носить нужно не очки, а гляделки! И студенты должны сидеть не в аудиториях, а в слушалищах! А впрочем, вовсе и не студенты, а слушатели!

Первым против «шишковистов» выступил Карамзин, и вскоре вокруг него образовалась группа писателей, выступавших за естественное развитие русского языка. Так было создано общество «Арзамас», и базой своей оно выбрало собственный дом одного из своих членов, С.С.Уварова (будущего министра народного просвещения). В числе участников «Арзамаса» были граф Блудов, Жуковский, Вяземский, В.Л.Пушкин, ну и, разумеется» А.С. Пушкин (будучи еще лицеистом). Общество просуществовало недолго и в 1819 году распалось, но след в творчестве Пушкина оставило. Помните, из "Евгения Онегина"?

Она казалась верный снимок
Du comme il faut ... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести)...

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2013, 18:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Рядом с Малой Морский, на Большой Морской в доме № 14 была последняя квартира Грибоедова.


Изображение


Вообше, Грибоедов в Питере сменил около 10 адресов, нигде долго не задерживался. Впервые он сюда приехал в 1815 году и вел образ жизни, свойственный «золотой молодежи» того времени. Балы, театры, кутежи… Непонятно, когда он успел написать свою блестящую комедию «Горе от ума». О ее появлении тоже сохранилась легенда: однажды Грибоедов, влюбленный в одну даму, чтобы завоевать ее сердце, пообещал ей написать пьесу, которая будет затмевать все, что было когда-либо написано. Но, поскольку «вечная любовь живет едва ли три недели», про пьесу было забыто. И вот однажды во сне ему явилась бывшая возлюбленная с напоминанием об обещании. Пришлось снова пообещать. Проснувшись, Грибоедов начал писать. Результат знают все.

Грибоедов дружил с графом Завадовским, который без взаимности был влюблен в балерину Авдотью Истомину. И однажды в голову Грибоедову пришла идея привезти Истомину на квартиру к Завадовскому. Балерина провела там двое суток. Взбешенный любовник Истоминой кавалергард Василий Шереметев вызвал Завадовского на дуэль, да не простую, а четверную. По условиям четверной дуэли, если один из дуэлянтов будет убит, то стреляются их секунданты. Секундантом Завадовского был Грибоедов, а у Шереметева – корнет уланского полка Якубович.

Шереметев был убит. Расследование дела о дуэли не позволило стреляться секундантам, По крайней мере, сразу. Но через какое-то время они все-таки встретились. К этому времени страсти уже улеглись и никто не желал ничьей смерти. Якубович целился в ногу, но отстрелил Грибоедову мизинец, а Грибоедов вообще выстрелил в воздух. Мать Грибоедова, перепуганная до смерти, обратилась к влиятельным родственникам и добилась перевода сына в Персию.
Сын по пути в Персию успел жениться на Нине Чавчавадзе и, через несколько дней после венчания, уехал, чтобы не вернуться.

Не знаю, как нынешних школьников, но нас в школе учили , что Грибоедов стал «жертвой невежества и вероломства», но не все так однозначно. Русский посол вел себя очень надменно, не считался с традициями персов: не отвечал подарками на дары, не снял обувь, входя в шахский дворец, не препятствовал членам русской миссии пьянствовать и устраивать драки. В довершение всего, в русском посольстве укрылись евнух шахского гарема и несколько наложниц, и Грибоедов отказался их выдать. Персы это сочли за огромное оскорбление и взяли посольство штурмом. Труп Грибоедова впоследствии опознали только по отстреленному мизинцу.

У меня до сих пор сохранились в памяти слова, которые Нина Чавчавадзе приказала высечь на надгробной плите своего мужа: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2013, 09:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Угловой дом № 26 по Б.Морской (№ 14 по Гороховой) существует с начала 18 века, правда, неоднократно перестраивался и надстраивался. С декабря 1832 здесь у владельца дома купца Петра Алексеевича Жадимировского снимал квартиру Пушкин.

Большая Морская. Угловой дом справа - дом Жадимировского, следом за ним - дом Фаберже (я еще скажу пару слов про него)


Изображение


Дом № 26


Изображение


Квартирка была скромна, в договоре было сказано: «…из 12 комнат и принадлежащей кухни, и при оном службы: сарай для экипажей, конюшни на 4 стойла, небольшой сарай для дров, ледник и чердак для вешания белья». Квартира была на 3-м этаже (в те времена цокольный этаж в расчет не принимался) и это обстоятельство значительно удешевляло жилье; лифтов-то не было. Именно в этом доме Пушкин работал над повестью «Островский» (в окончательном варианте – «Дубровский»), здесь же начал писать и «Капитанскую дочку»..

В семье уже появилась дочь Маша, расходов становилось все больше, и в мае 1833 г Пушкин перевозит семью на дачу, а в июле оставляет квартиру на Б.Морской. Жадимировский сдать эту квартиру не смог и выставил поэту иск на сумму 1064 рубля 33,5 копейки. Только после смерти Пушкина, когда Николай I повелел взять имущество семьи поэта под опеку и оплатить все долги, прекратилась судебная тяжба. Кстати, тогда же был оплачен счет модного магазина Зои Мальпар (находившегося в этом же доме) за приобретенные Натальей Николаевной головные уборы, счет "Большго Английского магазина Николаса и Плинке" (Б.Морская 7), где Пушкин имел неограниченный кредит...


Б.Морская 7


Изображение


и счет книжного магазина Диксона (Б.Морская 24). 24 дом известен тем, что в конце 19 века его выкупил придворный ювелир Карл Фаберже. После перестройки, на 1 этаже он открыл свой магазин, на остальных этажах и в дворовых корпусах были мастерские, а на самом верху - 15-комнатные апартаменты семьи хозяина. В советские времена традицию не стали прерывать, здесь располагался магазин "Яхонт" (у меня к нему особо нежное отношение - здесь мне папа купил в подарок первое в моей жизни золотое кольцо).


Изображение


Напротив 26 дома (по Гороховой) располагался мебельный магазин Гамбса, которому Пушкин задолжал около 2 тыс.руб.

Б.Морская 23

Изображение


Недалеко находилась и контора нотариуса Кабацкого, который не раз заверял заемные письма поэта.

Бедный Пушкин постоянно нуждался в деньгах: в «Летописях Государственного Литературного музея» в архиве опеки Пушкина перечислены все долги, а их набралось около 120 тысяч. Астрономическая сумма по тем временам. Для сравнения: в 1835 году ординарные профессора столичных университетов получали 5000 руб. жалования и 500 руб. квартирных (за исполнение обязанностей декана выплачивалось еще 500 руб). Это в год.

Цены: в январе 1837 г. пуд ржаной муки продавался по средней цене 75 коп., гречневой крупы – 94 коп., свежего мяса – 4 руб. 80 коп., соленого мяса – 5 руб. 20 коп., масла коровьего – 12 руб. 95 коп.; пуд кофе (в 1833 г.) стоил 54 руб.

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 09:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
С Большой Морской выйдем на Исаакиевскую площадь. В конце 18 века здесь стоял трехэтажный особнячок, который приобрела для своего фаворита Платона Зубова Екатерина II (Исаакиевская пл. д.5).


Изображение


Изображение


Изображение


В начале 19 века особняк был куплен губернатором Финляндии (впоследствии - министром внутренних дел) Арсением Андреевичем Закревским. Репутация у Закревского была очень определенная: в Питере его прозвали Чурбан-пашой. Впоследствии он занял пост московского генерал-губернатора, что дало повод шутить, что при Закревском «Москва стала не только святой, но и великомученицей».

Закревский женился на молоденькой дочери графа Федора Андреевича Толстого – Аграфене Федоровне. В пушкинском Петербурге она считалась одной из самых ярких светских львиц. Юрий Лотман сказал о Закревской, что для современников она «…являлась идеалом романтической женщины, поставившей себя вне условностей поведения и вне морали». Причем нужно иметь в виду, что пушкинское время называют «золотым веком» светского этикета, «когда все было точно определено: и как кланяться, и кому в особенности, и как разговаривать, и даже как влюбляться».

В конце 18 – начале 19 в.в. даже издавались руководства по этикету, в которых содержатся конкретные рекомендации, как, например, вести себя на балу, когда следует делать визиты, что дарить на свадьбу, именины и т.д. Причем правила охватывали не только внешнюю, светскую сторону жизни, но и повседневнюю, домашнюю. Так, например, в хозяйке дома высоко ценилось умение разливать чай, не допустив ни малейшей оплошности, а если вдруг ошибется, например, в очередности подачи чашек – значит, плохая хозяйка.

Контролировались и эмоции Из воспоминаний внучатой племянницы князя Феликса Юсупова-старшего:

Цитата:
Интерьер дворца Юсупова запомнился мне, но вначале его размеры меня подавляли, и большие обеды, на которых я была обязана присутствовать, были для меня пыткой. Дети были смешаны с родителями вокруг огромного обеденного стола. Дедушка Феликс, мой крестный, сидел на почетном месте; его орлиный глаз наблюдал за нами, за каждым особо. Со всеми орденами, украшающими его широкую грудь, он сиял как бог гнева. "Хлеб не кусают, берут по маленьким кусочкам". Его громовой голос ужасал маленькую виновницу, уже доблестно управляющуюся с батареей ножей и вилок. Слуги орудовали тарелками, другие передавали блюда, взгляды поворачивались сердито в сторону виновницы, с большим трудом сдерживающей желание заплакать. Но нет, надо было улыбаться



Но Аграфена Федоровна не признавала жестких рамок. Ее скандальное поведение привлекло внимание шефа жандармов Л.В.Дубельта. Строки из его дневника дают очень конкретную характеристику Закревской. В обществе ее называли «Медной Венерой», а затем, с легкой руки Пушкина – «Клеопатрою Невы». Все современники были уверены, что прототипом Клеопатры из «Египетских ночей» и Нины Воронской из «Евгения Онегина» была именно Аграфена Федоровна. Кроме того, ей поэт посвятил и четыре стихотворения («Наперсник», «Когда твои младые лета» , «Счастлив, кто избран своенравно» и «Портрет»).

Изображение


Пушкина с Закревской связывали романтические отношения, которых он совершенно не скрывал от своих друзей. По словам Вяземского "Пушкин... целое лето кружился в вихре петербургской жизни, воспевал Закревскую". Из воспоминаний племянницы Закревской: "Она была бесспорно умная, острая женщина, немного легкая на слово, но это не мешало тому, чтобы Пушкин любил болтать с нею, читал ей свои произведения и считал ее другом". И пусть роман быстро сошел на нет, но остались изумительные строки:

С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О жены Севера, меж вами
Она является порой
И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил.

Именно ей перед своей последней дуэлью Пушкин шепнул: «Возможно, вы меня больше никогда не увидите».. И именно она, одетая в траур, стояла всю ночь рядом с гробом поэта в Конюшенной церкви. «Мало того что она, сидя около гроба, не переставала обливаться горючими слезами, -- писала потом об этом ее племянница, -- нет, она еще знакомила ночевавших вместе с нею в склепе барынь с особенными интимными чертами характера дорогого ей человека».

Особняк на Исаакиевской впоследствии, поменяв несколько владельцев, возвратился к семье Зубовых. Наиболее знаменит последний владелец, граф Валентин Платонович Зубов. В 1912 году он основал в собственном доме Санкт-Петербургский Институт истории искусств. Более подробно о нем я расскажу, когда перейду к Серебряному веку.

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 05 ноя 2013, 14:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 авг 2009, 09:50
Сообщения: 9399
Откуда: Москва
Марина, наслаждаюсь видами и историями. Спасибо!

_________________
Правду говорить легко и приятно. (М.Булгаков)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 05 ноя 2013, 18:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Танечка, спасибо за внимание!

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 05 ноя 2013, 19:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Старейший дом на Исаакиевской площади – дом Мятлевых (Исаак.пл. 9). Построен он был в 1760 г. для богатейшего царедворца Льва Александровича Нарышкина. Архитектор неизвестен: то ли Антонио Ринальди, то ли Жан-Батист Валлен-Деламот. После небольшой перестройки в 1810 году сохранился в неизменном виде. Здесь, в доме у Нарышкина, останавливались Дени Дидро и Жермена де Сталь.


Изображение


Изображение


Про богатство Нарышкина слагали легенды. Его дача недалеко от Петергофа носила официальное название «Левенталь», но более была известна, как «Га-га». Причем Лев Александрович был не только богат, но и щедр: ворота парка при даче были открыты для широкой публики, а объявление у входа приглашало «… всех городских жителей воспользоваться свежим воздухом и прогулкою в саду, для рассыпания мыслей и соблюдения здоровья».

Сын его, Александр Львович, директор императорских театров, был еще более расточителен, чем отец, и, как следствие, постоянно нуждался в деньгах и залезал в долги. По одной из легенд, на один из обедов А.Л.Нарышкин пригласил и императора Александра I. Обед был великолепен, и Александр поинтересовался, во что же обошлась такая роскошь? Хозяин махнул рукой: да в сущую безделицу, 35 рублей. И, видя изумление императора, пояснил: именно в эту сумму обошлась мне гербовая бумага подписанных векселей. Через некоторое время Александр прислал Нарышкину книгу, в которую были вплетены 100 тыс.руб. Нарышкин не растерялся: выразив глубочайшую благодарность, пожелал иметь продолжение этого интереснейшего сочинения. Делать нечего, Александр прислал еще один том, но повелел передать, что издание окончено.

А.Л.Нарышкин также имел дачу, и по той же Стрельнинской дороге, как и у отца, под азванием "Ба-ба". Жермена де Сталь, гостившая на этой даче в 1812 году, писала, что если у хозяина только 20 человек гостей, то он чувствует себя «в философском уединении».

А.Л.Нарышкин

Изображение

Когда кто-то похвалил сына Нарышкина за захват и защиту редута от французов по время Отечественной войны, отец прослезился: это наша фамильная черта, что займем, то уж никак не отдадим. И только на смертном одре признался: первый раз я отдаю долг – природе.

От Нарышкиных дом на Исаакиевской перешел к не менее известному роду Мятлевых. Иван Петрович Мятлев был крестным сыном самой Екатерины II. Государственный деятель и поэт, он тесно дружил с Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Лермонтовым, и, разумеется, они не раз бывали в его доме. И не только они: на вечерах у Мятлевых запросто могли сойтись императорское семейство и артисты театров, литераторы и представители дипломатического корпуса.


Дом Мятлевых в 1-й половине 19 века (К-Ф.Сабат)


Изображение


Пушкин посвятил Мятлеву стихотворение «Сват Иван…», которое он написал «под Мятлева». Лермонтов тоже упоминал его:

Люблю я парадоксы ваши,
И ха-ха-ха, и хи-хи-хи,
Смирновой штучку, фарсу Саши
И Ишки Мятлева стихи…



По-моему, единственное сохранившееся изображение Мятлева


Изображение


Как поэт, Мятлев был широко известен среди современников, но сейчас абсолютно забыт. И строку одного из самых его известных стихотворений (немного перефразированную) приписывают абсолютно другому поэту.

У Мятлева:

Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой…


И у Северянина:

…Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2013, 18:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Мимо Исаакиевского собора с его печальными ангелами…


Изображение


Изображение


Мимо памятника Петру I


Изображение


Выходим на Английскую набережную. Здесь каждый дом с историей, и первый на пути – дом Лавалей (Англ.наб. 4). Почти с самого основания Петербурга, с 1710 года этот участок принадлежал А.Д.Меншикову, который и построил первый каменный дом. После ссылки князя владельцы постоянно менялись: это и барон Остерман, и генерал-полицмейстер В.Ф.Салтыков (а впоследствии его сын Сергей Салтыков), и рижский генерал-губернатор Муравьев, и бароны Строгановы. Но вот Строгановы, купив особняк, по какой-то причине жить там не стали, а продали его Александре Григорьевне Лаваль, чье имя дом сейчас и носит.


Изображение


Александра Григорьевна, урожденная Козицкая, была дочерью статс-секретаря Екатерины II. И так получилось, что влюбился в нее французский эмигрант Жан-Шарль-Франсуа де Лаваль, служивший скромным учителем в Морском кадетском корпусе, и она его полюбила тоже. Обратившись к родителям Сашеньки, Лаваль получил суровый отказ, и тогда дочь обратилась не к кому-нибудь, а к самому императору Павлу I. Царь, как рассказывает легенда, велел выяснить, на каком основании был отвергнут жених. «Француз чужой веры, никто его не знает, и чин у него больно мал», – будто бы заявила мать невесты. И Павел, говорят, ответил: «Во-первых, он христианин, во-вторых, я его знаю, в-третьих, для Козицкой у него чин достаточный, и поэтому обвенчать». Вслед было послано повеление: «обвенчать через полчаса!»

Родители приказание Павла, пусть и без особой радости, выполнили, и лишать Сашеньку приданого не стали. Через некоторое время Александра Григорьевна ссудила 300 тысячами короля-эмигранта Людовика XVIII, после чего Лаваль получил графское достоинство.

У Александры Григорьевны и Ивана Степановича (как стали называть Лаваля) родилась дочь Екатерина, будущая княгиня Трубецкая.

… Приснилась юность ей.
Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы,
Изящно убран пышный зал,
Огнями весь горит…

(Некрасов «Русские женщины»)

Дом Лавалей славился своим гостеприимством. Их литературно-музыкальный салон был гремел на весь Петербург и, разумеется, бывал у них и Пушкин. Здесь он читал оду «Вольность» и «Бориса Годунова», здесь же Вяземский читал собравшимся гостям и неопубликованные части «Евгения Онегина». Кстати, в сцене бала в "Евгении Онегине" описан бал в особняке Лавалей.

А 16 декабря 1840 года в доме Лавалей состоялся разговор между М.Ю.Лермонтовым и сыном французского посла Эрнестом де Барантом, результатом которого (разговора то есть) была дуэль, после чего Лермонтов был выслан из Петербурга.

Блеск этого дома угас после смерти его хозяйки. Но ведь дома, как люди – они живые, и у каждого есть своя душа. И мне кажется, этот дом до сих пор вспоминает свою милую Сашеньку.

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2013, 20:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 июл 2012, 14:15
Сообщения: 1
Обожаю Питер. Едем в декабре. Предвкушаю и не могу дождаться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2013, 16:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Обожаю Питер. Едем в декабре. Предвкушаю и не могу дождаться.

Счастливого путешествия!

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2013, 17:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Пройдем вдоль по набережной. Вот этот дом (№ 10) тоже сменил несколько хозяев. В пушкинские времена им владел граф Александр Иванович Остерман-Толстой. Граф был не беден и очень гостеприимен.


Изображение


Цитата:
Дом Остермана-Толстого действительно считался в XIX веке одним из самых богатых в Санкт-Петербурге. Каждая его комната была настоящим произведением искусства. Вместе с тем, здесь находились помещения, говорившие о любви графа в различным шуткам и мистификациям. Одна из комнат была облицована распиленными брёвнами так, что походила на русскую избу. В столовой на подставках сидели живые орлы. Во время обедов за спинами гостей стояли дрессированные медведи с алебардами. Окна особняка были цельные, из богемского стекла, стоившие по 700 рублей каждое. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» так описал это:

Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.


Дом этот знаменит дважды. Во-первых, именно здесь состоялся первый «взрослый» бал Наташи Ростовой. А во-вторых, здесь на балу у Воронцовых-Дашковых был Пушкин с Натальей Николаевной. Присутствовал и Дантес. А четыре дня спустя была Черная речка…

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2013, 12:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Дом № 32 по Английской наб. – Коллегия иностранных дел.


Изображение


10 июня 1817 года министр народного просвещения А.Н.Голицын известил управляющего МВД К.В.Нессельроде, что государь император изволил определить вчерашних лицеистов Лицей А.М.Горчакова, С.Г.Ломоносова, Н.А.Корсакова, П.Ф.Гревеница, В.К.Кюхельбекера и А.С.Пушкина в Коллегию иностранных дел.. Александр Пушкин получил первое назначение на должность переводчика с денежным содержанием семьсот рублей в год. И, поскольку Пушкин был выпущен из лицея «по второму разряду», то и чин он получил только коллежского секретаря, а не титулярного советника. Дальше начинаются загадки.

Согласно официальной биографии Пушкина, в коллегии он не работал ни дня, полностью отдавшись творчеству. После того, как Петербург наводнили его эпиграммы на Аракчеева, поэт был сослан на юг России. Конфликт с графом Воронцовым привел к ссылке Пушкина в Михайловские и увольнению его в 1824 году с гос.службы «без пожалования следующим чином». Вновь на службу он был принят в 1831 году в ту же коллегию иностранных дел в чине титулярного советника с целью получить доступ к архивам. Это канва.

Что было на самом деле – сейчас сказать очень трудно. Жизнь Пушкина до такой степени обросла мифами, что и сам он в какой-то степени стал мифом. Версий событий – масса и остановиться на какой-то одной для непрофессионального пушкиниста очень сложно. Даже точно не установлено, кто же был автором эпиграмм на Аракчеева: Пушкин или Рылеев. Выдвигаются версии, что Пушкин на юг России был не сослан, а направлен МИДом.

В 2010 году в архивах Исторического музея был найден неизвестный автограф Пушкина – подпись в подорожной тетради. В этой тетради неизвестный станционный смотритель 27 июля 1830 года сделал запись: "До Казани Коллежскому Асессору Александру Пушкину с будущим 2 лошади, 829 верст. 3 р. 16 коп". В последней графе стоит подпись: "Подорожную получил коллежский асессор Александр Пушкин". Почему асессор? Загадка.

20 июля 1831 года Пушкин написал Николаю I прошение о зачислении его на гос.службу. В те времена бюрократическая машина имперской канцелярии работала ничуть не быстрее, чем сейчас. Но уже 21 июля царь приказал Бенкендорфу принять Пушкина на службу, на 23 июля Нессельроде уже получил от Бенкендорфа письмо о Высочайшем повелении определить в Государственную Коллегию Иностранных Дел "известнейшего нашего поэта, Титулярного Советника Пушкина, с дозволением отыскать в архивах материалов для сочинения истории Петра I". Так какой же чин был у поэта?

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2013, 08:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
С Английской набережной перейдем на идущую параллельно ей Галерную. Раньше это была одна из самых аристократических улиц. На ней не было ни мастерских, ни магазинов, ни ресторанов: владельцам здешних домов и так доставляли все необходимое. На Галерной имели свои особняки сразу несколько Великих Князей Романовых, в конце ее был дворец князей Бобринских (сын Екатерины II), селились Юсуповы и другие семьи первого светского круга и Императорской свиты.

В петровское время участок дома 53 по Галерной (№ 52 по Англ.наб.) принадлежал А.М.Головину, но позже, сменив ряд владельцев, был продан О.А.Жеребцовой. Именно здесь происходили сборы заговорщиков и решались политические вопросы. Но впоследствии, когда Жеребцова покинула Россию, свой особняк она продала Я.А.Потемкину, от которого дом перешел его теще, тайной советнице Брискорн. Не могу не рассказать о Брискорнах.

Родоначальником их в СПб был придворный аптекарь Максим Брискорн, про которого говорили, что число его детей может соперничать только с числом склянок в его аптеке. Один из его сыновей, Федор Максимович, воспитывался вместе с побочным сыном Павла I, Семеном Великим, и дослужился до сенатора. В начале 19 века у Ф.М.Брискорна началась тяжба с вдовой Струковой по поводу участка по Англ.наб.52/Галерной 53. Тяжба никак не заканчивалась и, чтобы разрешить, наконец, вопрос, Федор Максимович женился на этой вдове. Она-то и выстроила 4-этажный доходный дом по Галерной 53. В октябре 1831 года одну из квартир в этом доме снял Пушкин со своей молодой женой. Это была их первая семейная квартира в СПб.


Изображение


Период жизни в этом доме был одним из самых счастливых. Друзья Пушкина радовались за него, наблюдая мир и согласие. Счастливая аура (по легендам) окружает дом до сих пор. По рассказам жильцов, даже во время блокады никто из обитателей этого дома не погиб при артобстрелах и не умер от голода.

С 2007 года здесь работает отель «Счастливый Пушкин». С моей точки зрения, это название ужасно, но владельцы отеля, видимо, считают по другому.


Изображение

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2013, 17:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Чуть дальше по Галерной 60 располагается дворец Бобринских. Точнее, на Галерную выходит один из фасадов. Но лучший вид - с набережной Адмиралтейского канала


Изображение


Алексей Григорьевич Бобринский был сыном Екатерины II и Григория Орлова. Когда на трон вступил Павел, то через несколько дней на одном из своих приемов он во всеуслышание признал Бобринского своим сводным братом, а еще через какое-то время пожаловал его «графским Российской империи достоинством». Бобринский ценил такое к себе отношение. Когда Мария Федоровна обратилась к нему с просьбой продать его дом на Мойке для размещения там воспитательного учреждения, граф просто подарил дом императрице. В ответ Мария Федоровна подарила Алексею Григорьевичу дворец на Галерной, который только что выстроил для себя сенатор И.П.Мятлев.

Бобринский был женат на урожденной баронессе Унгерн-Штернберг, Анне Владимировне, которая приказала расширить дворец, великолепно его отделала и основала литературный салон, частым гостем которого был Пушкин. Хоть Анна Владимировна и не имела придворного звания, но, как отмечают современники, "шла в уровень со статс-дамами". Николай I называл ее Ma Tante, поскольку приходился ей как-никак племянником. Графиня всегда была добра к Пушкину и не раз его выручала на дворцовых приемах, когда он допусках какие-либо промахи в отношении этикета.

Ее невестка, Софья Александровна (урожденная Самойлова, племянница Потемкина) продолжила традицию свекрови по поддержанию у себя литературного салона. По словам Вяземского, ее салон посещали «немногие, но избранные молодые люди, дипломаты, выдающиеся путешественники, государственные люди». Разумеется, был среди них и Пушкин. Но принимать у себя поэта и быть его другом – это разные вещи. Софье Александровне ближе по духу был все же Геккерен.Ей он откровенно рассказывал о том, как у его приемного сына складывались отношения с Н.Н.Пушкиной.И после дуэли Софья Александровна оказадась среди защитников Дантеса. Судя по переписке с императрицей Александрой Федоровной, Дантес был для них «милый Жорж».

В годы Первой Мировой хозяева разместили во дворце госпиталь, а в 1919 году эмигрировали во Францию. До сих пор ходит легенда, что перед отъездом Бобринские спрятали где-то во дворце несметные сокровища. Будучи уже эмигрантами, они предлагали Советским властям раскрыть тайну в обмен на половину драгоценностей, но по какой-то причине сделка не состоялась. Так что, возможно, клад Бобринских ждет своего часа.

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 05 дек 2013, 21:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2009, 14:20
Сообщения: 3074
Откуда: Калининград
Галина К писал(а):
Предвкушаю удовольствие...


Ой, а я только увидела...Начинаю читать...

Мариночка, от меня уже благодарность за отчет.

_________________
"Жизнь удалась - это когда в пятницу выходишь вечером из дома поужинать и на всякий случай берешь с собой загранпаспорт...." (Калининградская пословица)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 06 янв 2014, 10:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Ирина, спасибо! Я не забросила отчет, просто на работе пока такой сумасшедший дом, что даже вздохнуть некогда.

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой век литературного Петербурга
СообщениеДобавлено: 06 янв 2014, 10:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 16:07
Сообщения: 2025
Вернемся к Исаакию и по Синему мосту выйдем на Мойку.


Изображение


На углу Вознесенского проспекта в доме 70 (дом Гавриловой или Гаврилиной) снимал квартиру Нестор Кукольник.


Изображение


Изображение


Судя по портрету его друга, Карла Брюллова, внешность у Кукольника была, как говорили в те времена, «байроническая».


Изображение


Очень неоднозначным человеком был Нестор Васильевич. В свое время его выпустили из гимназии князя Безбородко «без аттестата», т.к. он был одним из обвиняемых в деле о вольнодумстве. Скорее всего, этот факт так повлиял на Кукольника, что в дальнейшем вся литературная Россия посмеивалась над его верноподданническими чувствами. Кукольнику приписываются слова: «Если Николай Павлович повелит мне быть акушером, я завтра же буду акушером».

Но, несмотря на такие высказывания, Кукольника можно назвать одним из основоположников жанра российского авантюрно-исторического романа, каковыми зачитывались все его современники. Ну, или почти все. Пушкин относился к Кукольнику с иронией; известен его отзыв: «В Кукольнике говорит жар не поэзии, а лихорадки». Но и Кукольник терпеть не мог поэта, в своих произведениях изображал его в самом неприглядном виде и признавался: «Он был злейший мой враг».

_________________
Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился (Грейс Хоппер)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  


Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB Смайлики: Copyright © Aiwan. Kolobok smiles