Ох, ну как уж тут не вмешаться. Александров – мой родной город, я тут бОльшую часть жизни прожила. Теперь приезжаю к родителям и по традиции устраиваю фотоохоту.
16 февраля 2008 г. В отличие от Москвы, в Александрове зима…
В Слободе я в университетские времена проходила практику, а потому могу побаловать приезжающих посмотреть на Слободу друзей байками.
Согласно преданию, еще во времена Ивана Грозного был построен в Слободе подземный ход. Выходил он за монастырские стены к реке Серой. Ходят слухи, что позже появился еще один – уже после Грозного, когда в стенах Слободы возник монастырь. Монастырь был женским, а подземный ход вел в соседний монастырь – Лукианову пустынь. Естественно, в мужской)) Сразу вспоминается песенка – «а в это время женщины копали, и продвигались женщины вперед»)) По крайней мере, родная сестра моей прабабушки рассказывала моему отцу, что в детстве они бегали по каким-то ходам, ведущим из монастыря. Потом ходы то ли обрушились, то ли их специально завалили, то ли врут все люди))
Одно время говорили, что знаменитая «либерия» Ивана Грозного запрятана как раз в тех самых ходах, ну или еще где-то в Слободе, но говорили как-то неактивно, по крайней мере глобальных раскопок на сей предмет в Слободе не проводили.
Еще одна легенда связана с полетом холопа Никиты с Распятской колокольни. Мол, сделал себе деревянную машину с крыльями и рулем да и слетел с колокольни на луг у реки. За возмущение общественного спокойствия был обвинен в бесовщине, царь так со всей ответственностью и заявил – «Человек не птица, крыльев не имать». В общем, голову с плеч долой и тело на корм свиньям. По другой легенде, изобретательного холопа посадили на бочку с порохом, привязали и бочку запалили – летай себе, дорогой товарищ.
В ознаменовании очередной годовщины города решили в администрации устроить образцово-показательное празднование дня города, для чего пригласили из Москвы артистов. Гвоздем программы должен был стать полет каскадера с Распятской колокольни. Долго примеривали, куда бы прикрепить трос, дабы народу полет виден был и новоявленный Никитка не пострадал. И по всем расчетам вышло, что единственное место крепления троса – прямо у стены деревянного туалета типа сортир. К двери заведения тотчас же был прикомандирован доблестный милиционер, и мы с сотрудниками музея долго гадали, кого все же он охраняет – заезжего гастролера от прямого попадания или бедных сотрудников – а то зайдут вот так с серьезными намерениями, а тут мужик в костюме космонавта и с крыльями. Прямой наводкой))
После нашествия поляков (а Слобода была захвачена войсками гетмана Сапеги, который вел долгую и безуспешную осаду Троице-Сергиева монастыря и продвигался на Юрьев-Польский и Переславль) Слобода оказалась грудой развалин. Еще полстолетия она оставалась без внимания, а в царствовании Алексея Михайловича здесь был основан Успенский женский монастырь. Начались работы по восстановлению, в результате которых был построен периметр каменных стен.
То ли строили быстро, то ли руки не оттуда росли, но постояв, стены изрядно накренились. Угловые башни так и вовсе повторяют подвиг башни Пизанской. Детишкам экскурсоводы рассказывают о «толстых стенах с бойницами, которые надежно защищали территорию», взрослым же группам иногда добавляют: «но стены кривоватые, что вы хотите – женщины строили»)))
Тем не менее в этих стенах пережидал стрелецкий мятеж молодой Петр I с матерью, проводил здесь с потешным полком проводил учения, а после подавления мятежа сюда была сослана и пострижена здесь в монахини заподозренная в соучастии с организаторами стрелецкого бунта сестра Петра Марфа Алексеевна. В Слободе же до воцарения на престол жила в своего рода ссылке дочь Петра – Елизавета. После отъезда Елизаветы Петровны в Петербург Александрова Слобода окончательно превратилась в провинциальное захолустье – цари-батюшки и царицы-матушки больше ее своим вниманием не баловали.
После революции 1917 года все мало-мальски ценное, а уж тем более действительно ценное, из провинциальных городков стали свозить в Москву. Для этого по уездным городкам были отправлены специальные товарищи, которые занимались отбором ценностей. Иконы 14-15 веков, утварь, царские облачения – все, что удалось сохранить в лихолетье – было из Слободы увезено. Во время практики попалась мне в руки занятная опись – в длиннющем списке вывозимого обнаружились две «бутыли зеленого стекла конца 19 века, 50 литров, с кранами». Что-то терзают меня смутные сомнения, что специальные товарищи передали их в ГИМ, откуда и были откомандированы)))
В советские времена понастроили в городе и окрестностях всяческой оборонки, после чего город закрыли и из Золотого кольца как-то по-тихому убрали. Отсутствие туристов пагубно сказалось на музее, на который практически перестали выделять деньги, а заодно из него довывозили все то, что не успели вывезти. И только после того, как в той самой оборонке развалили все, что можно было развалить, в город опять начали привозить туристов. На территории Слободы вновь открыли Успенский женский монастырь, и еще несколько лет администрация музея и монахини вели необъявленную войну за территории. Но, слава Богу, к соглашению пришли, и внутри каменных стен по-прежнему можно почувствовать, что время остановилось. До сих пор помню приехавшего в Слободу австрийца, со слезами прижимающегося к каменной кладке Троицкого собора – «вы, русские, не понимаете, чем действительно владеете…»
А еще прямо в центре города я сегодня наблюдала вот такое: