Первая остановка.
Новая Басманная 14. Дом текстильного фабриканта Н.Д.Стахеева. Архитектор Бугровский, 1904 г. Неогрек.
Стиль неогрек по сути археологичен - он отсылает зрителя к реально существующим постройкам. В данном случае - к храму Эрихтейон на афинском Акрополе.
Выбор Стахеевым для своего дома стиля неогрек не игра случая. Он был знатоком античности, спонсировал раскопки и восстановление крепости Алустон в Алуште и создание музеев в Херсонесе.
Античных деталей здесь море: и ионические колонны, и пальметы на крыше, и перголы под окошками (решетки в виде буквы "Ж"). В Древней Греции перголы отгораживали сады, и их использование вызывает ассоциации с простором, прохладой и отдохновением. А вот обелиски из другой оперы. Изначально появившиеся в Египте как стилизованное изображение солнечного луча, они прижились в Риме, но не в Греции.
Кстати, Стахеев - прототип Кисы Воробьянинова. Он действительно запрятал в этом самом доме некие сокровища. Когда революция затянулась, барин вернулся-таки из Парижа, чтоб добро не пропадало, и с помощью бывшего управляющего часть богатств вынес. Далеко им уйти, к несчастью, не удалось. Попались на глаза патрулю ЧК. Но Стахеев и тут выкрутился - договорился с Дзержинским, что в обмен на лояльность властей и пожизненную пенсию отдаст советской власти и оставшиеся сокровища. Обе заинтересованные стороны обещание сдержали, Ильф и Петров написали "12 стульев", а в особняке и до сих пор Дом детей железнодорожников.
В решетке ограды излюбленный греческий орнамент - меандр.
Даже фонарь перед домом выполнен в виде греческой богини.