Лена, я же не цензор в конце концов. И не мне решать судьбу рассказа.
Просто живое впечатление всегда больше трогает, чем история сама по себе.
Лена написала мне следующее:
Аахен.
Аахен – самый западный город Германии, он находится на границе с Бельгией.Название города идет от лат. Aquae Granni – Купальня Гранна, так называлось римское поселение 1 в. н.э., известное своими термами и культом Аполлона (в кельтском языке Гранн). В первый раз термальные источники упоминаются при Александре Севере. Кстати сказать, столицей Карла Великого Аахен стал потому, что в его окрестностях били горячие источники, поэтому Карл предпочитал отдыхать от своих походов именно здесь. Источники бьют до сих пор, а из «личного курорта Карла Великого» Аахен превратился в передовой медицинский центр с самой общирной клиникой в Германии. Среди многочисленных архитектурных памятников Аахена особое место занимают остатки пфальца (родового поместья) императора Карла Великого с величайшим из дошедших до нашего времени памятников архитектуры Каролингов – придворной капеллой, заложенной в 798 г. На первых порах у франкских королей не было постоянного местопребывания: монарх со своим двором кочевал из одного поместья в другое. И лишь Карл Великий, ставший в 768 г. правителем объединенного Франкского государства, основал некое подобие столицы. Ею стал германский городок Ахен, в котором располагалось любимое поместье отца Карла Великого – короля франков Пипина Короткого. Пепин Короткий построил на месте римского храма небольшую королевскую часовню. За время своего долгого и блестящего правления Карлу Великому удалось объединить под своим скипетром почти все христианские народы Франции, Германии и Италии, и папа римский Лев III в 800 г. короновал его в качестве императора Священной Римской империи. Карл Великий развернул в Ахене обширное строительство, которое призвано было наглядно продемонстрировать могущество Священной Римской империи - он намеревался устроить в своей ахенской резиденции "новый Рим". В 794-800 гг. по настоянию Карла Великого здесь возводится необычный собор, имеющий в плане форму восьмиугольника - (октагона). Число 8 было выбрано не случайно - на восьмой день после распятия воскрес Христос, да и бывший императорский собор в Равенне также был восьмиугольным. Кратны 8-и многие числа, характеризующие архитектурные элементы собора: нижняя его часть имеет 16 углов, общая ширина и высота 32 м, верхняя часть собора опирается на 32 цветные колонны, доставленные из Рима. Эти колонны символизируют преемственность императорской власти Карла Великого - непосредственно от римской империи. Иерусалим, Рим, Аахен - таково смещение Града Божьего на земле. Восьмиугольный внутренний зал окружен кольцевой галереей, окаймленной бронзовым ограждением. Капелла отличается массивными сводами, ее украшают многочисленные перевезенные из Равенны мраморные колонны и облицовочные материалы из разрушенного дворца готского короля Теодориха. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. В 805 г. капелла была освящена как кафедральный собор. Идейным прообразом для нее послужили дворцовые сооружения в Латеране и Константинополе, объединявшие светские и культовые постройки. Подобно им, в Ахене в одном сооружении также было соединено два центра – тронный зал и собственно дворцовая капелла. Таким образом, капелла в Ахене несла в себе идею государственности, дотоле чуждую культовым постройкам Европы. Ахенский кафедральный собор служил местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий, был трибуной, с которой император обращался к подданным – в его атрии (внутреннем дворе, примыкавшем к собору с запада) могло поместится до семи тысяч человек. О том, как выглядел исчезнувший тронный зал, можно судить лишь на основании археологических данных. А вот капелла, несмотря на позднейшие перестройки, в основном сохранила первоначальный облик. Вдохновляющим примером для нее несомненно послужила византийская церковь Сан Витале в Равенне, а строителем капеллы хроники называют зодчего Одо из Меца.
Задуманный Карлом Великим октагон оставался неизменным ядром всех последующих перестроек и реконструкций собора. Так, в 1350 г. к собору достраивается стройная башня, в 1355-1414 г.г. - готические хоры с мощными контрфорсами, а в 14-15вв. - многочисленные капеллы. После разрушительных пожаров над октагоном возводится новый барочный высокий ребристый купол диаметром 14 м, увенчанным фонарем (1669 г.), а в 1884 г. башня приобретает готический восьмиугольный шпиль с боковыми остроугольными башенками. Собор был внесен ЮНЕСКО в Перечень памятников культуры мирового значения (один из первых среди 12-ти наиболее выдающихся сооружений мира и первый в Германии!). Бронзовые двери главного портала, известные под названием "Волчьи ворота", изготовлены около 800 г. Ручки дверей отлиты в виде львиных голов. Сейчас массивные ворота закрыты, и поэтому войдём в собор через боковой вход. Пройдя мимо бронзовой фигуры римской волчицы, мы попадаем внутрь октагона. Мраморные массивные пилястры с высокими арками, за которыми скрываются входы в боковые капеллы, двухярусные залы, прекрасные витражи хоров и торжественная простота его линий никого не могут оставить равнодушным. Свет в капеллу проникает через невысокие полукруглые окна, расположенные под самым куполом. Своды и стены капеллы покрывают великолепные мозаики, выполненные на золотом фоне. Большинство украшающих сегодня купол капеллы мозаик относится, в основном, уже к 1870-м годам.
В центре собора на 27-метровой цепи подвешен восьмиугольный светильник, подаренный императором Фридрихом Барбароссой в 1165 г. по случаю канонизации Карла Великого. Форма и филигранные украшения этого светильника чрезвычайно символичны: это и восьмигранная корона, и крепостные стены и башни Иерусалима. Во время французской революции серебряные рельефы, украшавшие этот светильник, были переплавлены на монеты. После полумрака капеллы хор собора поражает обилием света. Тринадцать огромных стрельчатых окон высотой в 25 метров заливают пространство хора всеми цветами радуги: в окна вставлены многоцветные витражи (существующие сегодня витражи - поздние, они относятся уже к XX веку). На хорах находится ещё один королевский подарок. Император Оттон III даровал собору позолоченную и покрытую многочисленными рельефами переднюю часть главного алтаря..Мог ли предположить молодой монарх, что вскоре этот собор станет его усыпальницей? Его преемник Генрих II (III?) в честь своей коронации предоставил собору средства для возведения великолепной бронзовой, щедро позолоченной и инкрустированной слоновой костью кафедры. Скульптурное убранство собора небогато, и в нем особенно выделяются скульптуры апостолов. В глубине собора установлен саркофаг, где покоятся останки Карла Великого (Karlsschrein). Саргафаг (1215) украшен многочисленными посеребрёнными рельефами и драгоценными камнями. Карл Великий скончался в 814 г. и похоронен в Ахенской соборе. Череп Карла Великого был вмонтирован в золотой бюст императора, который хранится в сокровищнице собора. В середине капеллы лежит камень с надписью "Carolo Magno". Однако не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000г. был раскрыт по повелению императора Оттона III; несмотря на все раскопки, для нас до сих пор остается неизвестным первоначальное погребение Карла Великого. По словам летописи монастыря Новалезе, составленной еще в 1048 г., император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короною на голове и скипетром в руках. В 1165 г. при канонизации К. В. император Фридрих I Барбаросса велел снова раскрыть импер. могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый еще до сих пор богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 г. переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы, который мы сейчас и видим. Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 г. в Вену.
В соборе находится одна из наиболее почитаемых христианских святынь Marienschrein - ларь с частями исподнего платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, из пелен Младенца Христа, из пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезенные с Востока при К. В., показываются теперь каждые 7 лет (напр. в 1881, 1888) с 10 до 24 июля на обозрение многочисленных паломников со всего света. В 1349 г. император Карл IV - "дипломат и политик высшего масштаба", спешил на свою коронацию, которая должна была состояться в Аахенском соборе Карла Великого. Это событие знаменитый император, основатель первого европейского университета в Праге и автор легендарной "золотой буллы" - императорской конституции, решил совместить с домским крестным ходом. Крестный ход издавна проходит один раз в семь лет и всегда собирает множество верующих. В Кёльне Карлу IV сообщили, что проехать дальше невозможно: дороги, ведущие к Аахену, забиты паломниками, желающими принять участие в крестном ходе, посетить знаменитый Домский собор, увидеть его святыни. Императору пришлось отложить на несколько недель коронацию и дожидаться, пока не схлынет поток паломников. Напротив и несколько выше хоров, на первом ярусе собора установлен беломраморный трон Карла Великого. К нему, как и к трону царя Соломона, ведут шесть ступеней. Восседая на этом троне между Богом и людьми, император имел возможность первым наблюдать восход солнца. В соборе, согласно традиции, на протяжение более чем 600 лет были коронованы 36 немецких королей. Существовало поверье - кто сядет на королевский трон в Аахене, тому быть императором. И в этом ещё одна причина необычайной притягательной силы этого собора. В музее-сокровищнице при соборе стоит литая средневековая Мадонна необыкновенной красоты. Среди драгоценностей собора выделяется крест Лотаря, изготовленный в конце 10 века из сардоникса и украшенный камеей Августа, филигранным золотом и великолепными драгоценными камнями. Кроме того в ризнице хранятся многие т. н. малые реликвии и сосуды искусной работы.
В последнее время основанное в 1849 г. Общество Карла Великого поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось, особенно благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Восьмиугольники снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые были в 1794 г. похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру. Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всем прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 г. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 г.) и Фердинандом I (1531 г.) были помазаны 35 герм. королей и 14 королев, 18 ноября 1873 г. был освящен новый алтарь.
В средние века Аахен насчитывал более 100 тыс. жителей; он носил название "вольного города св. римского престола". Здесь, как уже упомянуто было, короновались императоры, происходили имп. сеймы (17). Перенесение акта коронования во Франкфурт, религиозные распри XVI и XVII столетий, сильный пожар 1656 г. сильно повлияли на упадок города. Во время войны франц. революции Аахен в 1793 г. был занят французами и по мирным договорам в Кампоформио и Люневилле даже совершенно перешел к Франции, при чем сделался главн. городом Роерского департамента. В 1815 г. город перешел к Пруссии.
Гербом Аахена служит черный орел с высунутым красным языком на золотом поле. В Аахене 200 с лишним тысяч жителей, технический университет и большая фабрика конфет и пряников. В Аахене находятся серосодержащие соляные теплые минеральные источники 37-77°С (самые горячие в Западной Европе), которые особенно помогают при ревматизме, подагре, нервных и кожных заболеваниях.
Из других церквей Аахена замечательны церкви св. Петра и Марии. Церковь Св.Марии считается одной из самых красивых церковных построек новейшего времени. Кроме того, в Аахене находится евангелическая церковь и новая красивая синагога в мавританском стиле. Площадь рынка украшает городская ратуша в готич. стиле, начатая постройкой в 1353 г. Фасад прекрасного здания украшают 50 скульптур, изображающих немецких королей и императоров Находящаяся с правой стороны от нее башня Грануса напоминает еще о римской эпохе. Внутри ратуши находится зала, в которой короновалось 85 герм. императоров и 11 императриц. В последнее время она также была реставрирована, и стены ее покрыты фресками, представляющими сцены из жизни Карла Великого, работы Альфреда Ретеля и Иозефа Керена. (Вследствие пожара 29 июня 1888 г. ратуша значительно пострадала, особенно 2 боковые башни). Перед ратушей наход. фонтан с бронзовой статуей К. В., воздвигнутой в 1620 г. Из других общественных зданий следует еще упомянуть: так наз. Новый Редут с концертной залой и пристроенным к нему новым кургаузом, Элизенбруннен в дорич. стиле, громадный госпиталь Мариагильф (постр. 1848—65), оконченная постройкой в 1670 г. великолепная политехническая школа в стиле ренессанс, новая химич. лаборатория, новая тюрьма и т. д.
Музей Коуфена (Couven-Museum) - знаменитый аахенский музей барокко.
Музей Компьютера (Computer Museum) - представляет впечатляющую коллекцию компьютеров, созданную стараниями специалистов Технического Университета, - от "счетной машинки" каменного века до самых современных компьютеров.
На один день в году в Ахене вводится "чрезвычайное положение", когда здесь проходит церемония вручения премии имени Карла Великого за особые заслуги перед Европой. Уинстон Черчилль, Жак Делор, Вацлав Гавел, Конрад Аденауэр, Гельмут Коль, Билл Клинтон... - список лиц, получивших эту премию, чем-то напоминает справочник "Кто есть кто в политике?". Престиж премии имени Карла Великого в мире чрезвычайно высок. Самым международным городом Европы Ахен называют не зря. Ахенцы живут в Германии, работают в Голландии, а ездят за покупками или просто поужинать в Бельгию. Поездки в соседние города Кёльн, Дюссельдорф, Амстердам или Брюссель для них - будничное дело. Здесь никого не удивляет, что маршрутные автобусы, не останавливаясь, пересекают государственные границы. Если раньше положение города на крайнем Западе Германии означало для Ахена провинциальность, то сегодня 250 тысяч его жителей только рады этому, так как их город оказался в центре единой Европы.
На смену закрытым угольным шахтам и заводам пришли молодые и быстрорастущие фирмы, благодаря которым этот европейский регион переживает фазу небывалого подъёма. Значительный вклад в это вносят студенты и выпускники ахенского Технического Университета. Они и другие жители Ахена продолжают поддерживать славу своего города.
Развитие государства при Карле Великом. Восстановление и строительство дорог и мостов, заселение заброшенных земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, введение рациональных методов агрикультуры - таков далеко не полный перечень заслуг Карла Великого. Он воздвиг мост через Рейн в Майнце и предпринял неудачную попытку соединить каналом Рейн с Дунаем. Дворец и капеллу в Аахене (последняя была возведена по образцу церкви Сан Витале в Равенне и украшена мозаикой и вывезенным из Италии мрамором) современники считали одним из чудес света. Карл ввел порядок и единообразие в господствовавший повсеместно хаос мер и весов, провел реформу финансовой системы. Часто перемещая своих сановников, когда лангобарды отправлялись в Аквитанию, франки в Баварию и т.д., Карл пытался пресечь злоупотребления графов и епископов властью и централизовать власть в государстве. Держава была разделена на missatica (округа), которые периодически посещали missi dominici, т.е. королевские посланцы. Комиссия, состоявшая из одного клирика и одного мирянина, изучала судебные решения и финансовые документы, выслушивала жалобы на местных правителей, искореняла ложь, коррупцию и алчность в администрации и обществе. В общем Карл издал 65 статей законов, которые содержали более 1000 отдельных постановлений. Все эти постановления учили народ, как воевать, как обрабатывать землю, как торговать, как судиться и тому подобное. Для того времени статьи - капитулярии Карла Великого имели огромное значение.
Последние годы Карла Великого. Последние годы жизни Карла Великого были омрачены рядом трагедий и неудач. Здесь и возобновление нападений норманнов на северные окраины империи, и случившийся в крайне сжатые сроки уход из жизни жены и сестры Карла и его сыновей Пипина и Карла. В результате этого в конце 813 г. Карлу Великому пришлось призвать к себе самого слабохарактерного сына Людовика Аквитанского, известного впоследствии как Людовик Благочестивый. Император, созвав торжественное собрание знатных франков всего королевства, назначил его с общего согласия своим соправителем и наследником, а затем возложил ему на голову корону и приказал впредь именовать его императором и августом. Вскоре после этого, сраженный сильной лихорадкой, Карл слег в постель. В начале января к лихорадке присоединился плеврит.
Умер Карл Великий в Аахене 28 января 814 года. Тело его при глубокой скорби, охватившей все подвластные Карлу народы, было перенесено в построенный им Аахенский собор, и помещено в медный позолоченный саркофаг. Над саркофагом повесили золотую доску с надписью: "Здесь покоится тело Карла, великого и правоверного императора, который со славой расширил пределы государства франков и счастливо управлял им в течение сорока семи лет. Он умер 70-ти лет, в зиму Господню 814-е". В 1165 году, по настоянию Фридриха Барбароссы, антипапа Пасхалий III причислил его к лику святых.
http://www.aachen.de